38RS0035-01-2021-007581-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Иркутск 17 марта 2022 года
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи О.В. Варгас,
при секретаре Д.Э. Дулмажаповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1099/2022 по исковому заявлению ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» о признании решения незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование заявленных исковых требований указано, что Дата ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» ФИО1 отказано в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленный в целом по Иркутской области на дату обращения за назначением.
Исходя из представленных справок, выписки по счету, доход ФИО7 в 2020 году отсутствует, убыток составляет 139 941,29 руб., согласно справке, выданной АО «Инвестиционная компания «Финам» и 10 685,60 руб., согласно справке, выданной АО «Инвестиционная компания «Финам», общая сумма убытков составила в 2020 году 149 626,89 руб.
Доход ФИО1 за период с апреля 2020 года по март 2021 года составил 373 178,50 руб.
Доходы у несовершеннолетних членов семьи отсутствуют, таким образом, совокупным доход семьи составил 373 178,50 руб. за 12 месяцев, то есть среднедушевой доход составляет по 6 219,64 руб. в месяц на одного члена семьи, что меньше прожиточного минимума, установленного в Иркутской области на дату обращения за назначением.
В ответе на жалобу, направленную в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от Дата № указывается рассчитанный среднедушевой доход семьи в размере 83 172,57 руб. на одного члена семьи в месяц, что не соответствует действительности.
Ответчик, рассматривая справку о доходах ФИО7, не принял во внимание положения ст. 214.1 НК РФ об особенностях определения налоговой базы, исчисления уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, приказ ФНС России от Дата №ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов», вследствие чего не был учтен код вычета 207, и вся сумма, указанная в коде 1535 была признана в качестве фактически полученного дохода, несмотря на то, что НДФЛ в справке указан в размере 0 руб., то есть по расчету ФНС фактического дохода получено не было.
Ответчиком некорректно была рассмотрена справка о доходах ФИО7, а также не были приняты во внимание справки об убытках за рассматриваемый период, в связи с чем был дан неправомерный отказ в предоставлении ежемесячной выплаты.
Истец с учетом изменений просит признать решение ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» от Дата об отказе в назначении «Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» незаконным; обязать ответчика повторно рассмотреть заявление.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» ФИО4, ФИО5, заявленные исковые требования не признали, по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просили в их удовлетворении отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее направил в суд возражения на исковое заявление, в которых полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дата ФИО1 обратилась в ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно: ФИО6, Дата года рождения, и ФИО7, Дата года рождения.
Согласно свидетельствам о рождении III-СТ №, III-СТ №, VI-СТ № родителями несовершеннолетних детей являются ФИО7 (отец) и ФИО1 (мать), брак между которыми заключен Дата, что подтверждается соответствующим свидетельством II-СТ № от Дата.
В рамках межведомственного электронного взаимодействия ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» из Федеральной налоговой службы были получены сведения о доходах заявителя и ее супруга.
Сведения о доходах представлены ФНС России, в том числе, и доходах по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых не являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы.
Решением № от Дата ФИО1 в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет было отказано по причине превышения среднедушевого дохода семьи установленной величине прожиточного минимума на душу населения.
Рассматривая указанное обстоятельство в качестве основания для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, суд приходит к следующему.
Полагая отказ в предоставлении указанной ежемесячной выплаты незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на отсутствие у ее супруга какого-либо дохода в 2020 году, что подтверждается представленной ей справкой о доходах по форме 2-НДФЛ ФИО7, согласно которой расходы по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых не являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы (код вычета 207), равны сумме доходов от той же деятельности в одном налоговом периоде (код вычета 1535).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Во исполнение пункта 4 данного Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Так, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 16 основных требований).
В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи, где в подпункте "и" указаны дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22).
При этом в пункте 26 Основных требований установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты па ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию (пункт 12).
Сведения не истребуются уполномоченным органом у заявителя (за исключением сведений о рождении ребенка при регистрации записи акта о рождении ребенка за "делами Российской Федерации) (пункт 13).
Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от Дата №-мпр утверждено Положение о порядке и условиях предоставления в Иркутской области ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, где предусмотрены аналогичные приведенным выше положения.
Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 09.02.2021 №69-пп "Об установлении величины прожиточного минимума в Иркутской области на 2021 год" установлена величина прожиточного минимума на 2021 год в целом по Иркутской области в расчете на душу населения - 12243 руб.
Из приведенных норм материального права следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В постановлении Правительства Российской Федерации от Дата N 384 перечислены виды дохода, подлежащие учету при расчете среднедушевого дохода семьи, в которые входят дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.
Как усматривается из справки о доходах ФИО1, ее доход за период с Дата по 31.03.2021составил 288 309 руб., доход ФИО7 за аналогичный период составил 4 734 445 руб. Доход у несовершеннолетних детей за указанный период отсутствует.
Таким образом, расчет производился с учетом дохода ФИО1 и ФИО7 (288 309+4 734 445/5).
Следовательно, среднедушевой доход семьи ФИО1 составил 83 712,57 руб., что превышает величину прожиточного минимума в целом по Иркутской области в расчете на душу населения, установленную Постановлением Правительства Иркутской области от 09.02.2021 №69-пп «Об установлении величины прожиточного минимума по Иркутской области за 2021 год» - 12 243 руб.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, удовлетворению не подлежат.
Рассматривая доводы истца о том, что ответчиком не учтен код вычета 207, а также не были приняты во внимание справки об убытках, суд полагает следующее.
На основании Постановления Правительства РФ от 28.01.2022 №68 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 №384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" было дополнено п. 24(1), из которого следует, что доходы, указанные в подпункте "и" пункта 21 настоящих основных требований, определяются за вычетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами."
Вышеназванные изменения вступили в законную силу со дня их официального опубликования, то есть с Дата (за исключением отдельных положений).
Следовательно, на момент обращения ФИО1 с заявлением возможность вычета понесенных расходов по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами при определении дохода законодателем не была предусмотрена.
Таким образом, ответчик не располагал полномочиями на исключение из суммы дохода расходов по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых не являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы (применение кода вычета 207).
По правилам ст.98 ГПК РФ требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» о признании решения ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от Дата об отказе в назначыении «Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое лица, участвующие в деле, и представители могут получить 24.03.2022.
Судья О.В. Варгас