Дело № 2-494/2024
УИД: 59RS0004-01-2023-006062-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2024 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Шпигарь Ю.Н.,
при секретаре судебного заседания Томиловой Е.Д.,
с участием представителя истца Шакирова Р.М.,
представителей ответчика Шаравар В.Э., Нилоговой Е.М.,
представителей третьих лиц:
Администрации г.Перми, Администрации Ленинского района г.Перми – Вяткиной А.А.,
ТСЖ «Звезда» - Глушкова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Товариществу собственников жилья «Большевистская, 61а» о возложении обязанности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Большевистская, 61а» (далее – ТСЖ «Большевистская, 61а») о возложении обязанности в срок до 01.09.2024 обеспечить нормируемое расстояние от контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, до многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, в соответствии с требованиями п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по <Адрес> поступило обращение о нарушении требований санитарного законодательства РФ при размещении контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов (ТКО). ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <Адрес>» по поручению Управления осуществлено санитарно-эпидемиологическое обследование площадки накопления ТКО, расположенной вблизи дома по адресу: <Адрес>. По результатам обследования установлен факт нарушения собственником указанной площадки п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Согласно протоколу санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ площадка установлена на расстоянии 5,8 м. от вышеуказанного жилого дома при минимально допустимом расстоянии в 20 м. Согласно сведениям, размещенным в Реестре мест накопления твердых коммунальных отходов, ответчик является собственником указанной площадки. Управлением в адрес ответчика направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ. В адрес Управления из прокуратуры <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение о продолжении нарушения ответчиком обязательных требований санитарного законодательства при содержании контейнерной площадки. Управлением в адрес ответчика направлено повторное предостережение от ДД.ММ.ГГГГ. По поручению Управления ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <Адрес>» ДД.ММ.ГГГГ осуществлено санитарно-эпидемиологическое обследование площадки накопления ТКО, расположенной вблизи дома по адресу: <Адрес>. По результатам проведения обследования вновь установлен факт нарушения владельцем площадки указанных санитарных требований. Согласно протоколу санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ площадка установлена на расстоянии 5,84 м. от ближайшего многоквартирного дома по адресу: <Адрес>. Указанные нарушения носят длительный характер, предостережения ответчиком игнорируются, меры по устранению нарушений не принимаются. Несоответствующие гигиеническим требованиям сбор и временное хранение отходов производства и потребления создают непосредственную угрозу здоровью людей, могут стать причиной для возникновения и распространения массовых инфекций и неинфекционных заболеваний населения. Согласно данным публичной кадастровой карты площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером: 59:01:4410121:4 по адресу: <Адрес>, на придомовой территории дома по указанному адресу. Собственником площадки является ТСЖ «Большевистская, 61а». Источником образования ТКО являются жители многоквартирных домов по адресам: <Адрес>, 59, 61а, 63; <Адрес>; <Адрес>, 29. В соответствии с положениями законодательства на ответчика должна быть возложена обязанность по устранению нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований, а именно обеспечить нормируемое расстояние от контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, до многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, в соответствии с требованиями п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (л.д.3-6, 121).
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, указал, что при невозможности обеспечить нормируемое расстояние соблюдение ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства возможно путем ликвидации контейнерной площадки. При этом требования искового заявления не уточнил, настаивал на их удовлетворении в заявленной редакции.
Представители ответчика возражали против удовлетворения иска (отзыв - л.д.147). указали, что на протяжении длительного времени жители квартала, где расположен <Адрес>, в отсутствии организованного места накопления отходов пользовались бункером для сбора мусора, который хаотично перемещался по территории двора без соблюдения требований п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 после выгрузки. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном <Адрес> в 2022 году принято решение о благоустройстве придомовой территории, в том числе благоустройству места накопления ТКО. В настоящее время площадка оборудована баками закрытого типа, место ее расположения в настоящий момент оптимально, обеспечиваются пожарные проезды, санитарные зоны комунникаций. Гигиенические требования к содержанию площадки соблюдаются, баки содержатся в надлежащем состоянии. Истец предъявляет требования, которые фактически неисполнимы, истец просит возложить на ответчика обязанность иметь на придомовой территории МКД контейнерную площадку в отсутствии доказательств фактической возможности ее там разместить; возложение обязанности по соблюдению п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 предъявлено в отношении <Адрес>, при этом не учитываются права и законные интересы жителей иных домов, расположенных в данном квартале. Дополнили, что при совместном осмотре, который состоялся ДД.ММ.ГГГГ, были рассмотрены все возможные варианты размещения площадки, установлено, что обеспечить нормируемое расстояние невозможно, площадь придомовой территории это не позволяет. Ликвидация площадки приведет к несанкционированному складированию мусора собственниками близлежащих домов. Иных мест размещения площадки вне квартала нет.
Представитель третьих лиц Администрации г.Перми, Администрации Ленинского района г.Перми с иском не согласилась по доводам письменного отзыва (л.д.92, 93), указав, что решение суда при удовлетворении заявленных требований будет неисполнимым. Возможность выделения другого места ТКО отсутствует, поскольку Ленинский район г.Перми имеет плотную застройку.
Представитель третьего лица ТСЖ «Звезда» заявленные требования поддержал, указал, что место накопления ТКО может быть спроектировано с соблюдением нормативов.
Иные участники в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.
В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» <Адрес> с иском не согласился, поддержал письменный отзыв (л.д.134), указал, что в настоящее время площадка располагается оптимально, не препятствует проходу граждан и проезду машин, содержится в надлежащем состоянии, Дворец детского (юношеского) творчества пользуется указанной площадкой на основании заключенного с ТСЖ «Большевистская, 61а» договора. Разместить контейнерную площадку на территории Дворца детского (юношеского) творчества не представляется возможным.
Представитель ООО «УК «Победа» возражал против удовлетворения иска, указав, что данная площадка важна для жителей дома по <Адрес>, возможности установить свою площадку управляющая компания не имеет.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального аот ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований; органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании ч.1.1 ст.61 Жилищного кодекса Российской федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать.
Согласно положениям ч.2.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании п.п. д(2) п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению Санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий" (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).
Согласно п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Согласно п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В судебном заседании установлено, что в адрес Управления Роспотребнадзора по <Адрес> поступили обращения граждан по вопросу ненадлежащего оборудования площадки для накопления твердых коммунальных отходов вблизи дома по адресу: <Адрес> (л.д.33, 45-49).
Согласно протоколам санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <Адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ №№-ЦА, 5917-ЦА (л.д.38-40, 59-61) площадка (место) накопления ТКО, расположенная в районе многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, не соответствует п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, а именно установлено ненормативное расстояние от основания площадки до многоквартирного дома по указанному адресу.
Согласно выписке из Реестра мест накопления твердых коммунальных отходов в <Адрес> собственником места накопления отходов по адресу: <Адрес>, является ТСЖ «Большевистская, 61а». Источниками образования ТКО являются жители многоквартирных домов по адресам: <Адрес>, 59, 61а, 63; <Адрес>; <Адрес>, 29 (л.д.57).
Согласно договорам оказания услуг ТСЖ «Большевистская, 61а» оказывает МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» <Адрес>, ООО «Престиж», МКУ «Управление по эксплуатации административных здания <Адрес>» услуги по содержанию места накопления отходов по адресу: <Адрес> (л.д.102, 109, 115, 116).
ТСЖ «Большевистская, 61а» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (л.д.42, 43, 54, 55).
Изучив представленные материалы суд приходит к выводу о том, контейнерная площадка, расположенная по адресу: <Адрес>, не соответствует требованиям п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, расстояние от контейнерной площадки до ближайшего многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, составляет менее 20 м., а именно 5,84 м.
Управлением Роспотребнадзора по <Адрес> предъявлены к ТСЖ «Большевистская, 61а» требования о возложении обязанности обеспечить нормируемое расстояние от контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, до многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, в соответствии с требованиями п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (п. 11).
Из анализа приведенных норм права и акта их толкования следует, что решение суда должно быть исполнимым.
Согласно акту совместного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей сторон и третьих лиц в рамках рассмотрения дела осуществлен выход на придомовую территорию многоквартирного <Адрес> с целью установления фактической возможности размещения контейнерной площадки на придомовой территории многоквартирного <Адрес> с соблюдением требований п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. По результатам осмотра специалистом с использованием технических средств измерений составлена схема размещения контейнерной площадки с тремя вариантами ее размещения и указанием расстояния от контейнерной площадки до границ многоквартирных домов, охранных зон коммуникаций. Из анализа указанной схемы следует, что ни один их приведенных вариантов размещения контейнерной площадки не обеспечит нормируемое расстояние в соответствии с требованиями п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании изложенного размещение площадки по данному адресу с соблюдением требований п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 объективно невозможно ввиду отсутствия для этого свободной территории, ограниченной расположенными поблизости жилыми домами и проезжими частями улиц Газеты Звезда, Екатерининская и Сибирская.
Таким образом, удовлетворение заявленных требований повлечет возложение на ответчика заведомо неисполнимой обязанности.
Доводы истца о том, что ликвидация площадки будет свидетельствовать об исполнении исковых требований, нельзя признать правильными, так как возложение указанной обязанности не является предметом заявленных требований, а резолютивная часть судебного акта, содержание которой будет дословно воспроизведено в исполнительном документе, потребует от должника выполнения иных юридически значимых действий; каких-либо специальных условий, которые позволили бы считать решение суда исполненным надлежаще в случае ликвидации контейнерной площадки, резолютивная часть решения суда с учетом предмета заявленных требований содержать не может.
На основании изложенного исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <Адрес> к Товариществу собственников жилья «Большевистская, 61а» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить нормируемое расстояние от контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, до многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, в соответствии с требованиями п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <Адрес> к Товариществу собственников жилья «Большевистская, 61а» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить нормируемое расстояние от контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, до многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, в соответствии с требованиями п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Копия верна
Председательствующий Ю.Н.Шпигарь
Мотивированное решение изготовлено 20.03.2024