Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2376/2019 ~ М-2309/2019 от 23.09.2019

Дело № 2-2376/2019                         25 октября 2019 года                                      город Котлас

29RS0008-01-2019-003097-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ашуткиной К.А.,

при секретаре Чекалиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комлева Сергея Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) о включении спорного периода работы в специальный стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 20 апреля 2017 года,

установил:

Комлев С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) (далее по тексту - Управление) о включении периода работы с 1 января 2001 года по 19 апреля 2017 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 20 апреля 2017 года, взыскании расходов по оплате государственной пошлины. В обоснование требований указал, что 20 апреля 2017 года он обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, по состоянию на 20 апреля 2017 года его педагогический стаж составил 25 лет. Решением Управления № 114178/17 от 21 июня 2017 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии, период работы с 1 января 2001 года по 19 апреля 2017 года в должности тренера-преподавателя детской юношеской спортивной школы г. Котласа Архангельской области необоснованно не включен в педагогический стаж, поскольку по состоянию на 1 января 2001 года продолжительность стажа работы составила 11 лет 4 месяца 11 дней, что менее требуемых 16 лет 8 месяцев. В спорный период истец занимался педагогической деятельностью, должностные обязанности тренера-преподавателя соответствовали квалификационным требованиям к должности преподавателя, истец в спорный период времени выполнял указанные функциональные обязанности, проводил регулярные занятия с детьми школьного возраста, велся учет посещаемости занятий, спортивная и воспитательная работа, истцу устанавливалась педагогическая нагрузка, которая была одинакова с нагрузкой педагогических работников в учреждениях образования.

В судебном заседании истец Комлев С.А. и его представитель Махина О.А. на требованиях настаивали по изложенным в иске доводам, истец дополнительно пояснил, что считает, что тренер-преподаватель ведет преподавательскую и воспитательную деятельность с детьми, в связи с чем должность тренер-преподаватель соответствует должности преподаватель. Истец не оспаривал, что период времени, который не включен Управлением в педагогический стаж, он осуществлял деятельность в учреждении дополнительного образования, по состоянию на 1 января 2001 года продолжительность указанного стажа работы составила 11 лет 4 месяца 11 дней.

Представитель ответчика по доверенности Просвиркина И.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, согласно которому спорный период работы истца подлежал бы включению в педагогический стаж, если бы на 1 января 2001 года у истца имелся бы стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. На 1 января 2001 года продолжительность стажа работы истца в должностях, указанных в Списке, составляет 11 лет 4 месяца 11 дней, что менее требуемого 16 лет 8 месяцев. Таким образом, без учета спорного периода педагогический стаж истца на дату обращения составлял 18 лет 1 месяц 4 дней, что менее требуемых 25 лет.

Рассмотрев исковое заявление, выслушав истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года признается право каждого человека на социальное обеспечение.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности тренером-преподавателем в детско-юношеской спортивной школе.

В соответствии пунктом 2 Положения № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа во внешкольных детских учреждениях, однако в силу Перечня № 1397 должность тренера-преподавателя не может быть отнесена к категории «учителя и другие работники просвещения».

Должность тренера-преподавателя детско-юношеских спортивных школ впервые была включена в Списки профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, и в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в числе которых директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего) в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 1 января 2001 года, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года (пункт 12 Правил). При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.

Как следует из материалов дела 20 апреля 2017 года истец Комлев С.А., __.__.__ года рождения, обратился в Управление с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Решением № 114178/17 от 21 июня 2017 года ответчик отказал ему в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого льготного стажа работы.

На дату обращения в Управление стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ составил 18 лет 1 месяц 4 дня, что менее требуемого стажа - 25 лет.

Согласно записям в трудовой книжке истец с 21 августа 1989 года по 2 сентября 1991 года работал в должности учителя физкультуры в Комсомольской средней школе, с 3 сентября 1991 года по 29 августа 2017 годам работал в должности тренера-преподавателя детской юношеской спортивной школы г. Котласа Архангельской области.

Таким образом, на 1 января 2001 года специальный стаж истца составлял 11 лет 4 месяца 11 дней, что менее 16 лет 8 месяцев.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 октября 2014 г. № 2314-О, определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. № 8-П).

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2009 г. № 567-О-О, от 17 ноября 2011 г. № 1535-О-О и др.).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах, но не при разрешении настоящего спора.

Согласно разъяснениям, данными в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Ошибочность в наименовании занимаемой истцом должности тренера-преподавателя отсутствует, поэтому у суда не имеется оснований для установления ее тождества другим должностям.

В связи с этим доводы о тождественности выполняемых истцом должностных обязанностей тренера-преподавателя должности преподавателя судом во внимание не принимаются.

С учетом отсутствия у истца по состоянию на 1 января 2001 года специального стажа в размере 16 лет 8 месяцев, период работы с 1 января 2001 года по 19 апреля 2017 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включению не подлежит.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностьюв соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ по состоянию на 20 апреля 2017 годау истца не возникло.

В связи с этим в удовлетворении иска Комлева С.А. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Комлева Сергея Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному) о включении спорного периода работы в специальный стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 20 апреля 2017 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий                                                                                      К.А. Ашуткина

мотивированное решение составлено 1 ноября 2019 года

2-2376/2019 ~ М-2309/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комлев Сергей Александрович
Ответчики
ГУ "УПФ в г. Котлас Архангельской области" (межрайонное)
Другие
Махина Ольга Александровна
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Ашуткина Ксения Александровна
Дело на странице суда
kotlasgrsud--arh.sudrf.ru
23.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2019Передача материалов судье
27.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.10.2019Предварительное судебное заседание
25.10.2019Судебное заседание
01.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее