УИД 21RS0№
Дело № 2-2065/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 г. г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Захаровой О.С., при секретаре судебного заседания Семёновой Е.А., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Лукиной Т.В., представителя ответчика – заведующей «Детский сад № 172» г.Чебоксары Сотниковой Л.В., представителя третьего лица Управления ФСБ РФ по ЧР Заикина С.К., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «№, администрации г.Чебоксары об обязании совершить действия по обеспечению антитеррористической безопасности,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Калининского района г. Чебоксары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «№ г.Чебоксары (далее – № Чебоксары) о возложении обязанности обеспечить объект, расположенный по адресу: г. Чебоксары, № для охраны на первом этаже в здании детского сада с установкой систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; также предъявлены исковые требования к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности выделить финансирование <данные изъяты>» г.Чебоксары для выполнения указанных мероприятий в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства в деятельности <данные изъяты>» г.Чебоксары выявлены нарушения требований законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности и повышения уровня антитеррористической защищенности. В частности, образовательное учреждение не обеспечено системой охранной сигнализации, видеонаблюдения, средствами передачи тревожных сообщений и помещением для охраны, что создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся, а также лиц, осуществляющих трудовую деятельность, и иных лиц, находящихся в учреждении. По данным фактам прокуратурой района внесено представление, которое на дату обращения в суд не устранено в связи с отсутствием финансирования.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Лукина Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Заведующая <данные изъяты>.В. в судебном заседании не оспаривала необходимость выполнения мероприятий, определенных прокурором, по обеспечению здания дошкольного учреждения системой охранной сигнализации, видеонаблюдения, средствами передачи тревожных сообщений и помещением для охраны в целях антитеррористической защищенности. Дополнительно пояснила, что в настоящее время образовательным учреждением предпринимаются все необходимые меры для устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Ответчик в лице администрации г. Чебоксары о времени и месте рассмотрения дела извещен путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда. Учитывая, что о назначении судебного заседания, назначенного на 29 июня 2023 г., ответчик извещен нарочно, то в силу п. 2.1 ст. 113 ГПК РФ такое извещение является надлежащим и неявка ответчика не является препятствием рассмотрению дела по существу.
Представитель третьего лица Управления ФСБ по Чувашской Республике ЗаикинС.К. в суде поддержал предъявленные прокуратурой района исковые требования к МБДОУ «Детский сад №» <адрес> и администрации г.Чебоксары, обратил внимание на ненадлежащее исполнение требований со стороны администрации города к антитеррористической защищенности объектов, находящиеся в их собственности и ведении.
От представителя третьего лица Главного управления МЧС России по ЧувашскойРеспублике-Чувашии по доверенности Анисимовой С.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Управление Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии в суд не явилось, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен заблаговременно в установленные законом сроки.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека. В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно нормам ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в РФ, является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территории), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования). Указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ.
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения данными Требованиями установлены категории опасности объектов (территорий): а) объекты (территории) первой категории опасности; б) объекты (территории) второй категории опасности; в) объекты (территории) третьей категории опасности.
В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Для каждой из категорий, наряду с общими, установлены отдельные мероприятия к обеспечению террористической защищенности.
В соответствии с п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ).
В силу п. п. 3, 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Судом установлено, что МБДОУ «Детский сад №» является дошкольным общеобразовательным учреждением, которому присвоена 3 категория опасности. Из устава МБДОУ «Детский сад №» <адрес> следует, что детский сад является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием <адрес> в соответствии с законодательством РФ и постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для выполнения работ и оказания услуг в сфере образования.
Согласно п. 1.5 Устава учредителем МБДОУ «Детский сад №» <адрес> является муниципальное образование <адрес> – столица ФИО1 Республики. Функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом осуществляет Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом; функции и полномочия учредителя по иным вопросам – Управление образования администрации г.Чебоксары (пп. 1.5.2 и 1.5.3 Устава).
МБДОУ «Детский сад №» на праве оперативного управления принадлежит здание детского сада по адресу: <адрес>.
В апреле 2020 г. Управлением образования администрации г. Чебоксары при согласовании с УФСБ России по Чувашской Республике, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, ФГКУ «УВО ВНГ России по ФИО1» утвержден паспорт безопасности МБДОУ «Детский сад №» <адрес> с указанием критических элементов объекта и мер по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта.
Прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму с целью установления антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований антитеррористического законодательства МБДОУ «Детский сад №» <адрес> не обеспечено системой охранной сигнализации, видеонаблюдения, средства передачи тревожных сообщений и помещением для охраны.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес заведующей МБДОУ «Детский сад №» <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения и повышения уровня антитеррористической защищенности.Вместе с тем до настоящего времени выявленные нарушения действующего законодательства не устранены; объект не обеспечен системой охранной сигнализации, видеонаблюдения, средствами передачи тревожных сообщений и помещением для охраны.
Указанные выше обстоятельства при рассмотрении дела ответчиком не опровергнуты допустимыми доказательствами.
Из ответа МБДОУ «Детский сад №» <адрес> на представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанные нарушения нашли свое подтверждение, принимаются меры по устранению нарушений действующего законодательства.
Из имеющихся в материалах дела письменных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ руководством МБДОУ «Детский сад №» в адрес Управления образования г. Чебоксары направлялись служебные письма о выделении дополнительных денежных средств для обеспечения антитеррористической защищенности дошкольного учреждения. При этом со стороны администрации г.Чебоксары не принимаются должные меры для надлежащего финансирования в целях обеспечения реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности обучающихся, а также работников образовательного учреждения.
Указанное бездействие ответчиков, сопряженное с нарушением требований действующего законодательства, создает угрозу безопасности граждан и, как следствие, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, гарантированных государством и обеспечиваемых путем выполнения законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования прокурора к МБДОУ «Детский сад №» <адрес> и администрации <адрес> в полном объеме.
В рассматриваемом случае основания для удовлетворения требований связаны с обязанностью образовательного учреждения и органа местного самоуправления в силу требований закона и исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, учитывая характер правоотношений, объем работ, подлежащих выполнению, особенности бюджетного процесса, суд приходит к выводу, что срок для устранения нарушений, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Калининского района г.Чебоксары удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Чебоксары (<данные изъяты>) обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование МБДОУ «Детский сад №» <адрес> (<данные изъяты>) для оборудования на 1-м этаже здания детского сада помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений.
Возложить на МБДОУ «Детский сад №» <адрес> обязанность обеспечить в течение 3 месяцев после осуществления администрацией г. Чебоксары финансирования устранить нарушения антитеррористической защищенности путем оборудования на 1-м этаже здания МБДОУ «Детский сад №» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, помещения для охраны с установкой видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 июня 2023 г.
Судья О.С. Захарова