Дело № 2-278/2020
УИД 35RS0017-01-2020-000643-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Никольск 22 сентября 2020 года
Никольский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Пожилова А.И., при секретаре Верховцевой Е.А., с участием истца Титова С.Н., представителя ответчика Паюсовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Титова С.Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Никольском районе Вологодской области (межрайонное) о признании права на досрочную пенсию,
установил:
Титов С.Н. обратился с иском к ГУ-УПФР в Никольском районе Вологодской области (межрайонное) (далее – УПФР, ответчик) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными и тяжелыми условиями труда незаконным. По мнению истца, ответчиком необоснованно не включен в специальный стаж период работы в качестве сварщика (электросварщика) в ххххххх комбинате хлебопродуктов Республики Туркменистан с 25.07.1983 по 16.12.1991 (08-04-22), поскольку в указанные периоды он был занят в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке металла в производстве с тяжелыми условиями труда. Кроме того, по мнению истца, в страховой стаж необоснованно не включен период работы в СМУ № 2 треста «ххххххх» республики Туркменистан с 03.03.1981-10.04.1981 (00-01-08) и период работы в кооперативе ххххххх республики Туркменистан в должности водителя индивидуального такси с 20.12.1991-24.08.1993 (01-08-05).
В судебном заседании истец Титов С.Н. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям. Пояснил, что в период с 25.07.1983 по 16.12.1991 он выполнял работу только ручной сваркой, в течении полного рабочего дня был занят на резке и ручной сварке, другие виды работ не выполнял. При вынесении решения просил уплаченную им при подаче иска госпошлину с ответчика не взыскивать.
Представитель ответчика по доверенности Паюсова Л.А. считает исковые требования заявителя необоснованными, так как на момент обращения Титова С.Н. за назначением пенсии специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, у него отсутствует. Общий страховой стаж работы составляет 27 лет 22 дня. Спорные периоды не подлежит включению в специальный стаж, так как по представленным документам факт льготной работы не подтверждается, отсутствует подтверждение занятости в течение полного рабочего дня в льготной должности. Электросварщики могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение при условии документального подтверждения выполнения работ, предусмотренных в ЕТКС для профессии «электросварщики ручной сварки». Вместе с тем, необходимо подтверждение постоянной их занятости на ручной сварке, поскольку профессия «электросварщик ручной сварки» выделена как самостоятельная и в ее тарифно-квалификационную характеристику включены работы только по ручной сварке. Учитывая, что стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии нет, в удовлетворении иска просит отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее – Закон №400-ФЗ) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Спорный период времени работы истца приходится частично на период существования СССР и частично после распада СССР и существования Туркменистана как самостоятельного государства.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 5 Соглашения данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Туркменистаном.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока, и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
При этом, в соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) согласно пункту 2 статьи 30 Закона №400-ФЗ утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее - Список N 2 от 26.01.1991 N 10).
При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (далее - Список N 2 от 22.08.1956 N 1173), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26.01.1991 N 10.
Списком N 2 от 22.08.1956 N 1173 в разделе XXXII Общие профессии, было закреплено, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.
Списком N 2 от 26.01.1991 N 10 в разделе XXXIII Общие профессии, для назначения права на получение трудовой пенсии на льготных условиях предусмотрены профессии - "газосварщики", "электросварщики ручной сварки", а также "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности".
В соответствии постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 Списки производств, работ, профессий, должности показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах.
Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку N 2 от 26.01.1991 N 10, а работа в период до 01 января 1992 года может также засчитываться в специальный стаж по Списку N 2 от 22.08.1956 N 1173.
В соответствии с разъяснениями Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
В соответствии с абзацем 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно трудовой книжки Титов С.Н., ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения, 25.07.1983 года принят э/сварщиком 2 разряда в ххххххх комбинат хлебопродуктов Республики Туркменистан, 03.07.1984 присвоен 3 разряд сварщика, 17.10.1989 присвоен 4 разряд сварщика, 16.12.1991 уволен по собственному желанию.
Решением УПФР в Никольском районе Вологодской области (межрайонное) от 07.08.2020 № ХХ Титову С.Н. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа – не менее 12 лет 6 месяцев работ с вредными и тяжелыми условиями труда. По мнению ответчика, отсутствует документальное подтверждение занятости Титова С.Н. в течение полного рабочего дня в льготной должности.
Истец Титов С.Н. утверждал, что в период с 25.07.1983 по 16.12.1991 он работал в качестве электросварщика ручной сварки, в течении полного рабочего дня был занят на резке и ручной сварке, другие виды работ не выполнял.
Согласно диплома Б № ХХ от 22 июля 1980 года Титов С.Н. получил профессию электрогазосварщика.
Основанием для отказа включения в специальный стаж истца период работы с 25.07.1983 по 16.12.1991 послужило отсутствие документов, подтверждающих вид сварки и занятость в льготной профессии в течение полного рабочего дня.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004 г. если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2 утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Учитывая, что в указные периоды - до 01.01.1992 года истец работал в качестве "электросварщика", к спорным правоотношениям применим Список N 2 1956г., в соответствии с которым подтверждение вида сварки не требуется.
Поскольку пенсионное законодательство, действовавшее в период работы истца электросварщиком, не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными Списками, решение пенсионного органа об отказе назначения Титову С.Н. досрочной пенсии по основаниям отсутствия сведений о виде сварки и документального подтверждения его занятости на указанных работах в течение полного рабочего дня не может быть признано законным.
Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель. Отсутствие архивных данных о характере трудовой деятельности истца, не может быть поставлено истцу в вину.
У суда не вызывает сомнений, что в спорный период истец работал по профессии, указанной в Списке № 2, и выполняемая им работа была сопряжена с теми неблагоприятными воздействиями факторов, указанных в этом Списке, на основании чего период работы электросварщиком в ххххххх комбинате хлебопродуктов Республики Туркменистан с 25.07.1983 по 16.12.1991 подлежит включению в специальный стаж истца.
Рассматривая требование истца о включении в страховой стаж периодов работы Титова С.Н. в СМУ № 2 треста «ххххххх» республики Туркменистан с 03.03.1981-10.04.1981 (00-01-08) и периода работы в кооперативе ххххххх республики Туркменистан в должности водителя индивидуального такси с 20.12.1991-24.08.1993 (01-08-05) суд приходит к следующим выводам.
Ответчик отказал включить в страховой стаж период работы в СМУ № 2 треста «ххххххх» республики Туркменистан с 03.03.1981-10.04.1981 (00-01-08) так как данный период работы отсутствует в трудовой книжке, а в представленной справке от 27.06.1983 года № ХХ отсутствует дата рождения и должность, в которой работал Титов С.Н..
Такие доводы ответчика суд находит недостаточно обоснованными.
Справка работодателя содержит все необходимые реквизиты документа, ссылку на учебное заведение, которое окончил истец, номер приказа о призыве в армию, что согласуется со сведениями из трудовой книжки Титова С.Н. и диплома об окончании среднего-профессионально-технического училища № ХХ ххххххх, поэтому она принимается судом как документ, подтверждающий работу истца в спорный период.
Период работы в кооперативе ххххххх республики Туркменистан в должности водителя индивидуального такси с 20.12.1991-24.08.1993 (01-08-05) ответчиком не включен в страховой стаж на том основании, что он относится к периоду после распада СССР, а уточняющие справки по запросам УПФР из Туркменистана не поступали.
Спорный период времени работы истца приходится частично на период существования СССР и частично после распада СССР и существования Туркменистана как самостоятельного государства.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеются основания для приравнивания спорных периодов работы истца по 24.08.1993 года по правовому статусу к стажу, дающему право на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На дату обращения 29.04.2020 с заявлением в УПФР специальный Титова С.Н. составил 8 лет 4 месяца 24 дня, что достаточно для назначения досрочной пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона №400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018. Пенсия Титову С.Н. подлежит назначению с момента обращения за её назначением.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Титова С.Н. полностью удовлетворить.
Признать незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ГУ-УПФР в Никольском районе Вологодской области (межрайонное) № ХХ от 07.08.2020 года в отношении Титова С.Н. в части отказа включения в специальный стаж периода работы в качестве сварщика (электросварщика) в ххххххх комбинате хлебопродуктов Республики Туркменистан с 25.07.1983 по 16.12.1991 (08-04-22), в страховой стаж периодов работы в СМУ № 2 треста «ххххххх» республики Туркменистан с 03.03.1981-10.04.1981 (00-01-08), в кооперативе ххххххх республики Туркменистан в должности водителя индивидуального такси с 20.12.1991-24.08.1993 (01-08-05).
Обязать ГУ-УПФР в Никольском районе Вологодской области (межрайонное) зачесть в специальный стаж Титова С.Н. период работы в качестве сварщика (электросварщика) в ххххххх комбинате хлебопродуктов Республики Туркменистан с 25.07.1983 по 16.12.1991 (08-04-22), в страховой стаж периоды работы в СМУ № 2 треста «ххххххх» республики Туркменистан с 03.03.1981-10.04.1981 (00-01-08), в кооперативе ххххххх республики Туркменистан в должности водителя индивидуального такси с 20.12.1991-24.08.1993 (01-08-05).
Обязать ГУ-УПФР в Никольском районе Вологодской области (межрайонное) назначить пенсию Титову С.Н. с даты возникновения права на нее, то есть с 29.04.2020.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Никольский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2020.
Судья - А.И. Пожилов