К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 12 июля 2024 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Шебзухова С.И.,
при секретаре судебного заседания Тлюповой С.К.,
с участием:
прокурора Кошехабльского района Республики Адыгея Зобнина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3 в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», МБОУ СОШ № а. Ходзь о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3 обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «<адрес>», МБОУ СОШ № а. Ходзь о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района в мае 2024 года в порядке контроля проанализирована деятельность общеобразовательных организаций <адрес> в части достаточности и полноты принимаемых мер по устранению ранее выявленных нарушений закона при организации и обеспечении горячим питанием несовершеннолетних. По результатам анализа установлено, что образовательной организацией МБОУ СОШ № а. Ходзь до настоящего времени не устранены выявленные в сентябре 2023 года нарушения закона в пищеблоке, представляющем собой обособленную группу помещений для приема, хранения, приготовления и выдачи готовой пищи обучающимся школы.
<адрес> в адрес руководства образовательной организации в сентябре 2023 года внесено соответствующее представление, требования которого до настоящего времени не исполнены. Помещение пищеблока по прежнему не оборудовано системой механической вентиляции.
Указанные факты в свою очередь нарушают права обучающихся на гарантированные государством комфортные и безопасные условия обучения и питания, поскольку загрязненная масса из кухни попадает в обеденный зал в результате невозможности ее удаления с помещений на улицу. Более того, в результате отсутствия указанного оборудования нарушаются права персонала пищеблока на комфортный микроклимат (воздухообмен) при приготовлении пищи, которым ежедневно приходится испытывать дискомфорт при нагреве воздуха от оборудования (плиты) в пищеблоке, сопровождающимися повышением давления в помещении и влажности температуры воздуха.
В настоящее время устранение указанных нарушений закона (закупке нового необходимого оборудования) требует значительных финансовых затрат, которые не посильны образовательному учреждению. В то же время, отсутствие необходимого оборудования в пищеблоке школы никак не должно ущемлять и более того нарушать законные права и интересы детей и персонала, на охрану их здоровья в период нахождения в образовательной организации.
На основании изложенного, и.о. прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3 просила обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимые денежные средства на закупку (приобретение) МБОУ СОШ № а. <адрес> Республики Адыгея механической системы вентиляции, обязать МБОУ СОШ № а. <адрес> Республики Адыгея в 2-х месячный срок со дня выделения администрацией МО «<адрес>» денежных средств закупить (приобрести) необходимую механическую систему вентиляции в пищеблоке школы в соответствие с требованиями действующих санитарных норм и правил, свода правил.
В судебном заседании прокурор <адрес> Республики Адыгея ФИО4 заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своем отзыве глава администрации МО «<адрес>» ФИО5 при вынесении решения полагался на усмотрения суда. Просил рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № а. Ходзь, извещенный надлежащим образом о времении месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своем заявлении директор МБОУ СОШ № а. Ходзь ФИО6 заявленные требования признала в полном объеме.
Выслушав прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что в мае 2024 года в порядке контроля проанализирована деятельность общеобразовательных организаций <адрес> в части достаточности и полноты принимаемых мер по устранению ранее выявленных нарушений закона при организации и обеспечении горячим питанием несовершеннолетних.
По результатам анализа установлено, что образовательной организацией МБОУ СОШ № а. Ходзь до настоящего времени не устранены выявленные в сентябре 2023 года нарушения закона в пищеблоке, представляющем собой обособленную группу помещений для приема, хранения, приготовления и выдачи готовой пищи обучающимся школы.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ №), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно ч.ч. 1, 2.1, 4 ст. 37 ФЗ №, организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда. Обеспечение таким питанием обучающихся осуществляется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (органами местного самоуправления).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ №), в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 ФЗ №).
В развитие вышеуказанных норм санитарного законодательства постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП ДД.ММ.ГГГГ-20), направленные на охрану здоровья детей и молодежи, устанавливающие также санитарно- эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности.
Как установлено проведенным анализом, общеобразовательным учреждениемМБОУ СОШ № а. Ходзь не соблюдаются требования вышеуказанного федерального и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей в школах.
В нарушение п. 2.7.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, в помещении пищеблока образовательной организации отсутствует система механической вентиляции либо раздельная система приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.
По данному факту прокуратурой района в адрес руководства образовательной организации в сентябре 2023 года внесено соответствующее представление, требования которого до настоящего времени не исполнены. Помещение пищеблока по прежнему не оборудовано системой механической вентиляции.
Указанные факты в свою очередь нарушают права обучающихся на гарантированные государством комфортные и безопасные условия обучения и питания, поскольку загрязненная масса из кухни попадает в обеденный зал в результате невозможности ее удаления с помещений на улицу.
Более того, в результате отсутствия указанного оборудования нарушаются права персонала пищеблока на комфортный микроклимат (воздухообмен) при приготовлении пищи, которым ежедневно приходится испытывать дискомфорт при нагревевоздуха от оборудования (плиты) в пищеблоке, сопровождающимся повышением давления в помещении и влажности температуры воздуха.
В силу п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ №, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района, а в силу п. 3 ч. 1 ст. 17 этого же федерального закона - создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В настоящее время устранение указанных нарушений закона (закупке нового необходимого оборудования) требует значительных финансовых затрат, которые не посильны образовательному учреждению. В то же время, отсутствие необходимого оборудования в пищеблоке школы никак не должно ущемлять и более того нарушать законные права и интересы детей и персонала, на охрану их здоровья в период нахождения в образовательной организации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и.о. прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3 в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», МБОУ СОШ № а. Ходзь о возложении обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление и.о. прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3 в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», МБОУ СОШ № а. Ходзь о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимые денежные средства на закупку (приобретение) МБОУ СОШ № а. <адрес> Республики Адыгея механической системы вентиляции.
Обязать МБОУ СОШ № а. <адрес> Республики Адыгея в 2-х месячный срок со дня выделения администрацией МО «<адрес>» денежных средств закупить (приобрести) необходимую механическую систему вентиляции в пищеблоке школы в соответствие с требованиями действующих санитарных норм и правил, свода правил.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья