Дело № 2-1307/2023 КОПИЯ
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ09 октября 2023 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края
под председательством судьи Клячиной О.Н.
при секретаре Лушниковой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному автономному учреждению «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения санитарных требований,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось с иском к муниципальному автономному учреждению «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения пунктов 3, 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», статьи 8, статьи 11, части 1 статьи 22, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации и содержании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Пермский край, Чайковский городской округ, город Чайковский, улица Сосновая, дом 19 и о возложении обязанности не допускать нарушение требований пунктов 3, 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21, статьи 8, статьи 11, части 1 статьи 22, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации и содержании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Пермский край, Чайковский городской округ, город Чайковский, улица Сосновая, дом 19.
В исковом заявлении указано, что в связи со сведениями в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (vkontakte) о неудовлетворительном состоянии площадок для накопления твердых коммунальных отходов в Чайковском городском округе, было проведено обследование контейнерной площадки по адресу: <адрес>
Протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования № от ДД.ММ.ГГГГ зафиксированы нарушения.
Допускается возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку, о чем свидетельствует то, что у одного контейнера отсутствует крышка, пять контейнеров крышками не закрыты, что не соответствует требованиям пункта 9 СанПиН 2.1.3684-21, в соответствии с которым, при накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной площадки и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Ограждение контейнерной площадки представлено листами из металлопрофиля. Ограждение местами находится в разрушительном состоянии (листы погнуты, между листами образованы дыры), ограждение представлено не на всю высоту от поверхности земли (между основанием и ограждением контейнерной площадки имеется пространство), вследствие чего отходы попадают за пределы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, в соответствии с которым контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Рядом с контейнерной площадкой за ее территорией организована свалка отходов, что является нарушением пункта 17 СанПиН 2.1.3684-21, предусматривающей, что вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
В соответствии с представленной информацией из администрации Чайковского городского округа вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по содержанию контейнеров и контейнерной площадки, в том числе лежит на муниципальном автономном учреждении «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа».
В исковом заявлении, предъявленном на основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указаны требования истца:
- о возложении на муниципальное автономное учреждение «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», администрацию Чайковского городского округа обязанности устранить нарушения пунктов 3, 8, 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно при эксплуатации контейнерной площадки по адресу: <адрес>
не допускать распространения отходов из контейнеров на контейнерную площадку и за пределы контейнерной площадки;
обеспечить своевременную и надлежащую уборку контейнерной площадки;
обеспечить контейнерную площадку контейнерами с крышками, которые бы закрывали контейнеры полностью, а также обеспечить эксплуатацию контейнерной площадки с контейнерами которые закрыты крышками, или обеспечить над контейнерной площадкой навес (крышу);
не допускать обветшания и своевременно проводить ремонтные работы по устранению дефектов ограждения контейнерной площадки;
организовать бункер или специальную площадку для накопления крупногабаритных отходов;
устранить свалку отходов за пределами контейнерной площадки;
не допускать образование несанкционированной свалки за пределами контейнерной площадки;
обеспечить контейнерную площадку информацией: об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок, сведения об организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов от места их накопления, с указанием почтовых, электронных адресов и телефонов их представителей, графика вывоза твердых коммунальных отходов.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю представил заявление в письменной форме о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представители ответчиков муниципального автономного учреждения «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», администрации Чайковского городского округа о рассмотрении дела в их отсутствие, либо об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.
Представители акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО", общества с ограниченной ответственностью "Теплотекс", поддерживая требования истца, представили заявления в письменной форме о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц.
Принимая во внимание мнение истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21).
На основании положений Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51).
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51).
На основании положений Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пункт 2 статьи 13).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42).
На основании положений Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов (пункт 2 статьи 11).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в соответствии с которыми места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3).
На основании положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14). К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров (абзац пятый пункта 2).
Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (пункт 14).
На основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", в соответствии с которыми настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) (пункт 1).
На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (пункт 3).
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках (пункт 8). При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (пункт 9). Вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен (пункт 17).
На основании Решения Думы Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства территории Чайковского городского округа, устанавливающие на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Пермского края требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» на основании предписания Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ проведено санитарно-эпидемиологическое обследование контейнерной площадки по адресу: <адрес>
Протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ №, зафиксировано, что на контейнерной площадке установлены шесть металлических контейнеров, что соответствует требованиям пункта 6 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
У одного контейнера отсутствует крышка, пять контейнеров крышками не закрыты, что не соответствует требованиям пункта 9 СанПин 2.1.3684-21, предусматривающего, что при накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной площадки и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку. Контейнерная площадка имеет подъездной путь для специализированного автотранспорта, что соответствует требованиям пункта 3 СанПин 2.1.3684-21. Ограждение контейнерной площадки представлено листами из металлопрофиля. Ограждение местами находится в разрушенном состоянии (листы погнуты, между листами образованы дыры), ограждение представлено не на всю высоту от поверхности земли (между основанием и ограждением контейнерной площадки имеется пространство), вследствие чего отходы попадают за пределы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям пункта 3 СанПин 2.1.3684-21, предусматривающего, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицам, независимо от видов мусоросборников должны иметь ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Основание контейнерной площадки имеет твердое (бетонное) покрытие, что соответствует требованиям пункта 3 СанПин 2.1.3684-21. Рядом с контейнерной площадкой за ее территорией организована свалка отходов, что является нарушением пункта 17 СанПин 2.1.3684-21.
На основании пункта 5 Положения о Южном территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, утвержденным Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами Южного территориального отдела являются осуществление федерального государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания; профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравления) населения.
Доводы истца о нарушении ответчиками санитарных требований подтверждены письменными доказательствами (протоколы санитарно-эпидемиологических обследований от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
В протоколе (акте) санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ №-ЮФ, указано, что на контейнерной площадке по адресу: <адрес>, установлены шесть металлических контейнеров. На контейнерной площадке предусмотрено накопление крупногабаритных отходов на бетонном основании, бункеры отсутствуют, что не соответствуют требованиям пункта 6 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», предусматривающего, что на контейнерных площадках должно размещаться не более восьми контейнеров для смешанного накопления твердых коммунальных отходов или двенадцати контейнеров, из которых четыре - для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, и не более двух бункеров для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнеры крышками не закрыты, что не соответствует требованиям пункта 9 СанПин 2.1.3684-21, предусматривающего, что при накоплении твердых коммунальных отходов, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной площадки и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Контейнерная площадка имеет подъездной путь для специализированного автотранспорта, что соответствует требованиям пункта 3 СанПин 2.1.3684-21.
Ограждение контейнерной площадки трехстороннее, выполнено из листов металлопрофиля, что соответствует требованиям пункта 3 СанПин 2.1.3684-21.
Основание контейнерной площадки имеет твердое (бетонное) покрытие, что соответствует требованиям пункта 3 СанПин 2.1.3684-21.
Рядом с контейнерной площадкой за ее территорией организована свалка отходов, что является нарушением пункта 17 СанПин 2.1.3684-21, предусматривающего, что вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки с указанием почтовых, электронных адресов и телефонов, графике вывоза твердых коммунальных отходов отсутствует.
Разрешая спор, инициированный Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, и удовлетворяя иск, предъявленный к муниципальному автономному учреждению «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», администрации Чайковского городского округа, суд исходит из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения ответчиками санитарно-эпидемиологических требований к содержанию контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов расположенной по адресу: <адрес>
С учетом нарушений, которые зафиксированы актом, оформленным ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению требованием истца о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения пунктов 9, 17 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Удовлетворить искУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному автономному учреждению «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения санитарных требований.
Возложить на муниципальное автономное учреждение «Комбинат благоустройства Чайковского городского округа», администрацию Чайковского городского округа обязанность устранить нарушения пунктов 9, 17 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, при эксплуатации и содержании контейнерной площадки по адресу <адрес>, а именно:
- обеспечить контейнерную площадку контейнерами с полностью закрывающими их крышками, а также содержание и эксплуатацию контейнерной площадки или оборудование над ней навеса;
- установить бункер или специальную площадку для накопления крупногабаритных отходов;
- устранить свалку отходов за пределами контейнерной площадки;
- обеспечить контейнерную площадку информацией об обслуживаемом объекте потребителей и о собственнике площадки, сведения об организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов от места их накопления, с указанием почтовых, электронных адресов и телефонов.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи __________________________ Секретарь судебного заседания Лушникова Е.А. ________________________ "__" _____________ 20__ г. |
заочное решение вступило
в законную силу «___»____________
подлинный документ подшит в деле № 2-1307/2023
дело находится в производстве Чайковского городского суда Пермского края
УИД 59RS0040-01-2023-001408-55