Дело № 5-1142/2022
УИД 91RS0002-01-2022-005622-57
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 августа 2022 года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя в составе:
председательствующего судьи – Сериковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «КАПИТАЛСТРОЙ», ОГРН 1189204006750, ИНН 9204570855, КПП 920401001, юридический адрес: г. Севастополь, вн. Тер. Г. Нахимовский муниципальный округ, ул. Портовая, д.17, пом. 1, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в 12-00 часов по адресу: <адрес> установлен факт привлечения ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» к незаконной трудовой деятельности в качестве разнорабочего гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который осуществлял укладку плитки на полу второго этажа здания по вышеуказанному адресу, при отсутствии у него разрешения для работы в РФ-патента, тем самым ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» допустило нарушения норм и требований ч.4 ст. 13 и ч.1 ст. 13.3 ФЗ-115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Представитель лица привлекаемого к административной ответственности, а также лица составившего административный протокол, будучи извещенными надлежащим образом в судебное заседание, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Исследовав административный материал, суд считает, что вина ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» в совершенном правонарушении нашла свое полное подтверждение.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В примечании к ст. 18.15 КоАП РФ закреплено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 115-ФЗ).
В п. 2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ определено, что работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу п. 1 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, патент - Российской Федерации трудовой деятельности. документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта
В силу п. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» привлекло к трудовой деятельности гражданина Украины ФИО1 в отсутствие у него патента.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, а именно:
- государственным контрактом № КР-03-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГБУЗ РК «Керченский родильный дом» и ООО «КАПИТАЛСТРОЙ», из которого усматривается, что ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» является подрядчиком который принял на себя обязательства на выполнение работ по объекту «Капитальный ремонт здания Родильного дома ГБУЗ РК «Керченский родильный дом», расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем, согласно п. 15.1 Контракта Подрядчик вправе, только с письменного согласия государственного заказчика привлекать третьих лиц к выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных Графиками которые не входят в установленный Контрактом перечень работ, выполняемых Подрядчиком самостоятельно. В этом случае Подрядчик выступает генподрядчиком по отношению к субподрядчикам и вправе привлекать только лиц, имеющих соответствующие свидетельства о допуске на соответствующие виды работ. (л.д. 25-39);
- распоряжением главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ год №-рг ООО «КАПИТАЛСТРОЙ», которым определен единственным подрядчиком по государственному контракту, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Капитальный ремонт здания родильного дома ГБУЗ РК «керченский родильный дом», расположенный по адресу: <адрес>. (л.д. 50);
- актом приема-передачи строительной площадки по объекту: «Капитальный ремонт здания Родильного дома ГБУЗ РК «Керченский родильный дом» расположенного по адресу: <адрес>», согласно которому заказчик в лице ГБУЗ РК «Керченский родильный дом» передал подрядчику в лице ООО «КАПИТАЛСТРОЙ», строительную площадку, в границах земельного участка, находящегося на территории <адрес>. (л.д. 52);
- договором подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» выступающим в качестве подрядчика и с другой стороны, ФИО2, выступающим в качестве подрядчика, из которого усматривается что согласно п.1.1 подрядчик обязуется выполнить работу согласно Приложению № к Договору («Задание на выполнение работы») и сдать ее результата Заказчику, который в свою очередь обязуется принять результат работы и оплатить его. При этом работы выполняются на объекте «Капитальный ремонт родительного дома» расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.58-60);
- приложением № к договору подряда, в соответствии с которым, подрядчик обязуется выполнить укладку плитки объемом 100 кв.м. (л.д. 61);
- распоряжением № заместителя начальника УВМ МВД по <адрес>, уполномоченными сотрудниками УВМ МВД по <адрес>, на основании которого проведена проверка в отношении места пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14);
- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой основании вышеуказанного распоряжение проведена внеплановая выездная проверка по адресу: <адрес> в отношении места пребывания (осуществления трудовой деятельности) иностранных граждан, лиц без гражданства, в ходе которой выявлены граждане Украины: ФИО4, а также ФИО1, которые осуществляли трудовую деятельность в качестве разнорабочих не имея патентов (л.д. 17);
- объяснением ФИО1 в соответствии с которым последний является гражданином Украины и осуществлял трудовую деятельность по адресу <адрес> в отсутствии трудового патента (л.д. 7);
- протоколом об административном правонарушении №, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 12-00 часов по адресу: <адрес> установлен факт привлечения ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» к незаконной трудовой деятельности в качестве разнорабочего гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который осуществлял укладку плитки на полу второго этажа здания по вышеуказанному адресу, при отсутствии у него разрешения для работы в РФ-патента, тем самым ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» допустило нарушения норм и требований ч.4 ст. 13 и ч.1 ст. 13.3 ФЗ-115 от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ (л.д.1).
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» и иные материалы дела составлены в соответствии с основными требованиями административного законодательства уполномоченным должностным лицом в установленном порядке, нарушений права юридического лица на защиту допущено не было.
Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае отсутствуют.
Оценив все собранные и исследованные по делу доказательства в их совокупности, в том числе на предмет относимости и допустимости, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к обоснованному выводу о виновности ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Суд критически расценивает утверждения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в части того, что фактически прием на работу осуществлялся ФИО2 на основании договора подряда № ДД.ММ.ГГГГ, поэтому, вина в нарушении миграционного законодательства ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» отсутствует, так как указанные доводы опровергаются материалами дела и фактически установленными обстоятельствам дела.
Так, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «КАПИТАЛСТРОЙ», выступающим в качестве подрядчика, и с другой стороны ФИО2, выступающим в качестве подрядчик, заключен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается что согласно п.1.1 подрядчик обязуется выполнить работу согласно Приложению № к Договору («Задание на выполнение работы») и сдать ее результата Заказчику, который в свою очередь обязуется принять результат работы и оплатить его. При этом работы выполняются на объекте «Капитальный ремонт родительного дома» расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем, согласно приложению № к договору подряда, подрядчик обязуется выполнить укладку плитки объемом 100 кв.м.
Для признания доказанным факта привлечения иностранного лица к трудовой деятельности без соответствующего разрешения достаточно формальной фиксации факта нахождения иностранного лица на объекте, на котором им осуществляются соответствующие работы, в силу примечания к статье 18.15 Кодекса РФ об АП, где указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В ходе судебного рассмотрения ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» не опровергнут факт допуска к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан, что также кладется судом в основу вывода о виновности ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» в совершенном административном правонарушении.
Наличие договора, заключенного между ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» и ФИО2, не освобождает ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» от ответственности за допуск к работам на объекте иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу на территории России. ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» в силу своего статуса исполнителя на конкретном объекте и в соответствии с условиями заключенного муниципального контракта обязано иметь информацию о том, кто из работников осуществляет выполнение работ на объекте, от имени какой организации и есть ли у него разрешение на работу и принимать меры по не допуску к работе иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу.
С учетом изложенного, возражения представителя ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» о несогласии с административным правонарушением, признаются судом несостоятельными.
Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, регулирующего привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан.
Согласно положениям ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.4.2 КоАП РФ смягчающих административную ответственность обстоятельств суд не усматривает.
Отягчающих наказание обстоятельств суд в действиях ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» также не усматривает.
Учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, суд считает, что административное наказание должно быть назначено по общим правилам, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и находится в пределах санкции статьи 4 КоАП РФ – в виде административного штрафа.
Оснований для снижения размера назначаемого штрафа в соответствии с положениями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ не усматривается
Суд считает, что назначение наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, будет являться необходимым и достаточным для достижения целей, предусмотренных ст.1.2 КоАП РФ и предупреждения совершения ООО «КАПИТАЛСТРОЙ» аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,-
п о с т а н о в и л:
признать Общество с ограниченной ответственностью «КАПИТАЛСТРОЙ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате на следующие реквизиты: р/с, получатель: УФК по Республике Крым (УМВД России по г. Симферополю), ИНН 9102003230, КПП 910201001, БИК 013510002, ОКТМО 35701000, ЕКС 40102810645370000035, Л/С 04751А92590, КБК 18811601181019000140, наименование платежа: административный штраф, УИН 18891919990163917931.
Разъяснить положения ст. 31.5 КоАП РФ, согласно которой возможно предоставление отсрочки исполнения постановления на срок до одного месяца либо предоставление рассрочки на срок до трех месяцев.
Разъяснить положение ст. 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя.
Судья Серикова В.А.