Дело №2-5226/2023
УИД №60RS0001-01-2023-008607-94
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2023 года г.Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Медончак Л.Г.
при секретаре Терентьевой А.В.,
с участием прокурора Царева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федорову А.В. о ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Псковский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Федорову А.В. о ликвидации несанкционированной свалки.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной проверки на предмет соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории земельного участка с КН <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, собственником которого является Федоров А.В., выявлено размещение несанкционированной свалки отходов производства и потребления, образованной твердыми коммунальными отходами, отходами строительства и ремонта и т.д.
Поскольку вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен, а невыполнение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, просили обязать ответчика (Федорова А.В.) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в границах земельного участка с КН <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Прокурор, участвующий в деле, Царев А.М. в судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик Федоров А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, письменных возражений/пояснения не представил.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, письменных позиций по существу спора не представили.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика.
В соответствии с положениями ч.4 ст.167, ч.1 ст.233 ГПК РФ, суд с согласия истца, рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что собственником земельного участка с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес>, является Федоров А.В. (л.д.21-35).
06.07.2023 помощником природоохранного межрайонного прокурора составлен рапорт, согласно которому данным должностным лицом была получена информация о размещении в пределах земельного участка с КН <данные изъяты> свалки твердых коммунальных отходов (л.д.8).
При этом, как следует из акта от 26.07.2023, составленного по результатам выездной проверки с участием представителей санитарного отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области, отдела государственного земельного надзора, землеустройства, мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Псковской области, выявлено нахождение в границах земельного участка с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес>, несанкционированных свалок отходов производства и потребления, а именно твердых коммунальных отходов, а также отходов строительства и ремонта (л.д.9-11).
Аналогичные сведения о нахождении в границах названного земельного участка мест скопления строительного, бытового и иных видов мусора изложены в справке главного специалиста-эксперта отдела Государственного земельного надзора, землеустройства, мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии (л.д.12-13).
27.07.2023 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской направлена заместителю прокурора области справка, согласно которой скопление отходов (полиэтиленовая пленка, пакеты, пластиковые бутылки), строительный мусор (необработанные доски) в границах земельного участка с КН <данные изъяты> нарушает обязательные требования санитарного законодательства (л.д.15-16).
18.08.2023 Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой организовано проведение повторной выездной проверки на территории земельного участка с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес>, по результатам которой зафиксировано, что несанкционированные свалки отходов производства и потребления не ликвидированы (л.д.17-19).
13.09.2023 Федоровым А.В. даны объяснения, согласно которым осуществить ликвидацию свалок на принадлежащем ему участке ввиду большого количества отходов он намерен до весны 2024 года (л.д.20).
Оценивая доводы сторон и фактические обстоятельства дела, суд руководствуется следующим.
Положениями ст.42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ №7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч.1 ст.51 ФЗ №7-ФЗ, ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ №52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пп.2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).
Требованиями ст.75 ФЗ №7-ФЗ закреплено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – Постановление №49) разъяснено, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п.34 Постановления №49).
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч.1 ст.77 ФЗ №7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Суд отмечает, что одним из способов защиты нарушенных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре (абз.7 ст.12 ГК РФ). Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить определенные действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Таким образом, поскольку в ходе непосредственного судебного разбирательства достоверно установлено, что несанкционированные свалки отходов производства и потребления имеют место на вышеуказанном земельном участке с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес>, то суд заключает, что на Федорове А.В., как собственнике данного объекта, лежит обязанность освободить его от мусора.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить Федорову А.В. срок исполнения возложенной судом обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который в данном случае является разумным и позволит ответчику исполнить решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федорову А.В. о ликвидации несанкционированной свалки – удовлетворить.
Обязать Федорова А.В., <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт <данные изъяты>, организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в границах земельного участка с КН <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.Г. Медончак
Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2023 года.