Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-431/2022 ~ М-302/2022 от 04.05.2022

№ 2-431/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года с. Петропавловка

Джидинский районный суд в составе председательствующего судьи Чимбеевой М.А., с участием прокурора Цивилева Д.Г., при секретаре Ендоновой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Джидинского района Республики Бурятия к администрации муниципального образования сельское поселение «Джидинское» о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Джидинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском к администрации МО СП «Джидинское», просит обязать администрацию сельского поселения в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу в целях постановки на учет бесхозяйных памятника воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, расположенного в с. Джида, ул. Строительная и памятника погибшим товарищам при выполнении служебного долга, расположенного в с. Джида, являющихся объектами культурного наследия, подготовить необходимые для этого документы, обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество; в срок не позднее 14 месяцев со дня постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на них.

Требования мотивированы тем, что указанные памятники Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 26.05.1983 № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР» признаны объектами культурного наследия. Согласно информации Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы РБ и Правительства РБ право собственности на указанные объекты культурного наследия не оформлено, каких-либо сведений о государственной регистрации указанных объектов также не имеется. Бездействие администрации по решению вопроса о приобретении этих объектов культурного наследия в муниципальную собственность может повлечь за собой их разрушение либо изменение облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В целях понуждения органа местного самоуправления принять меры по постановке данных объектов культурного наследия на учет в качестве бесхозяйных, впоследствии обратиться с требованием о признании права муниципальной собственности на них, главе поселения было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, указанные в нем нарушения не устранены. В ходе судебного разбирательства прокурор изменил свои требования и просил обязать администрацию МО СП «Джидинское» оформить в муниципальную собственность памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, расположенный в с. Джида, ул. Строительная и памятник погибшим товарищам при выполнении служебного долга, расположенный в с. Джида, в срок до 01.11.2024 г.

В судебном заседании старший помощник прокурора Цивилев Д.Г. исковые требования с учетом изменений поддержал.

Представитель ответчика администрации МО СП «Джидинское» ФИО5, действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменное заявление, в котором указала, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, последствия признания иска ей понятны. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав прокурора, считает возможным исковые требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ст.7 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 33 названного закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктами 1,2 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

В судебном заседании установлено, что памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, расположен в с. Джида, ул. Строительная; памятник погибшим товарищам при выполнении служебного долга, расположен в с. Джида, Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 26.05.1983 № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР» признаны объектами культурного наследия.

Согласно информации Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия право собственности на указанные объекты культурного наследия не оформлены, каких-либо сведений о государственной регистрации указанных объектов также не имеется.

Из материалов гражданского дела, в частности, писем администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, главы МО «Джидинский район» следует, что право собственности на указанные выше объекты культурного наследия не оформлено, ни за кем не зарегистрировано.

В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это сделать, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

    Согласно п.13 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Поскольку в судебном заседании установлено, что указанные в иске объекты культурного наследия фактически являются бесхозяйными, при этом расположены на территории сельского поселения, на администрацию которого законом возложена обязанность по их сохранению, суд считает, что требования прокурора являются обоснованными.

Суд согласен с доводами прокурора о том, что бездействие органа местного самоуправления по решению вопроса о приобретении этих объектов культурного наследия в муниципальную собственность может повлечь за собой их разрушение либо изменение облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, ненадлежащее содержание объектов, нарушение установленного порядка проведения реставрационных, ремонтных работ по их сохранению, не обеспечивает их сохранность, является нарушением принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Таким образом, в целях сохранения объекта культурного наследия органу местного самоуправления необходимо обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в дальнейшем оформить право муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд считает возможным установить срок исполнения решения до 1 ноября 2024 года с учетом установленных п.3 ст. 225 ГК РФ сроков учета бесхозяйной недвижимости.

Удовлетворяя исковые требования, суд также учитывает, что в соответствии со ст. 39 ГПК РФ представитель ответчика по доверенности ФИО7 исковые требования прокурора признала в полном объеме, данное признание иска не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. В связи с чем, суд считает возможным принять признание иска, исковые требования прокурора удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Джидинского района к администрации МО СП «Джидинское» удовлетворить. Обязать администрацию МО СП «Джидинское» оформить в муниципальную собственность памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, расположенный в с. Джида, ул. Строительная; памятник погибшим товарищам при выполнении служебного долга, расположенный в с. Джида, в срок до 01 ноября 2024 г.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Джидинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Мотивированное решение составлено 30 июня 2022 года.

Судья: М.А. Чимбеева

2-431/2022 ~ М-302/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Джидинского района РБ
Ответчики
Администрация МО СП "Джидинское"
Суд
Джидинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Чимбеева Марина Алексеевна
Дело на странице суда
dzhidinsky--bur.sudrf.ru
04.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2022Подготовка дела (собеседование)
19.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее