Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1020/2024 (2-3010/2023;) ~ М-1020/2023 от 28.02.2023

УИД: 78RS0006-01-2023-001460-62

18 января 2024 года                                                              Дело № 2-1020/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Кировский районный суд города Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Лещевой К.М.,

при секретаре Кузьменко В.В.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по объединенным искам Цыганковой Татьяны Александровны, Мартыновой Ульяны Владимировны к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете,

УСТАНОВИЛ:

Истец Цыганкова Т.А. обратилась в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга и просит признать незаконным и отменить распоряжение Администрации Кировского района №5776-р от 18.11.2022 в части снятия Цыганковой Т.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях; обязать ответчика восстановить Цыганкову Т.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях с сохранением первоначальной даты постановки на учет и номера очереди (л.д. 11).

В обоснование заявленных требований Цыганкова Т.А. указала, что была вселена на койко-место в общежитии, которое в настоящее время является коммунальной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>. В период проживания в общежитии Цыганкова Т.А. в 1997 году была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. После изменения правового статуса здания общежития и включения в жилищный фонд социального использования, 29.07.2009 года с Цыганковой Т.А. заключен договор социального найма жилого помещения – комнаты №14 в коммунальной квартире по указанному выше адресу. Дочь истца, Мартынова У.В. включена в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя. На основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от 15.01.2010 года Цыганковой Т.А. принадлежит на праве собственности 11/233 долей в праве собственности на выше указанную квартиру. Цыганкова Т.А. заключила брак с Севрюковым В.В., с которым проживает в спорной коммунальной квартире. На основании договора дарения от 06.07.2019г. Цыганкова Т.А. приобрела право собственности на 16/233 долей в праве собственности на выше указанную квартиру. 27.01.2020 года Цыганкова Т.А. совместно с дочерью Мартыновой У.В. и супругом Севрюковым В.В. обратилась с заявлением о содействии – предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках программы Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир». В ноябре 2022 года из Санкт-Петербургского центра доступного жилья пришло смс-уведомление о необходимости подать документы для оформления социальной выплаты. Однако, на следующий день после подачи необходимых документов из Санкт-Петербургского центра доступного жилья пришло уведомление о том, что Цыганковой Т.А., Севрюквым В.В. и Мартыновой У.В. утрачено право быть участниками целевой программы Санкт-Петербурга «Целевая программа Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» по причине снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения администрации Кировского района №5776-р от 18.11.2022 года, что исключает возможность оказания государственного содействия по выбранной программе. Истец продолжает проживать в коммунальной квартире, статус которой не изменился. Истец полагает, что у ответчика отсутствовали законные основания для снятия её с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 5-11).

Истец Мартынова У.В. обратилась в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга и просила признать незаконным и отменить распоряжение Администрации Кировского района №5776-р от 18.11.2022 в части снятия Мартыновой У.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях; обязать ответчика восстановить Мартынову У.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях с сохранением первоначальной даты постановки на учет и номера очереди (л.д. 102).

В обоснование заявленных требований Мартынова У.В. указала, что проживает в коммунальной квартире по адресу<адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в качестве члена семьи, к ранее поставленной на учет матери – Цыганковой Т.А. После изменения правового статуса здания общежития и включения в жилищный фонд социального использования, 29.07.2009 года с Цыганковой Т.А. заключен договор социального найма жилого помещения – комнаты №14 в коммунальной квартире по указанному выше адресу. Мартынова У.В. включена в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя. На основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от 15.01.2010 года Мартыновой У.В. принадлежит на праве собственности 11/233 долей в праве собственности на выше указанную квартиру. Иного жилого помещения у истца не имеется. 12.03.2022 года Мартынова У.В. заключила брак с Мартыновым А.И., в связи с чем с указанной даты истец не составляет единой семьи с Цыганковой Т.А. и Севрюковым В.В., общего бюджета с ними не имеет. Открыт отдельный лицевой счет для оплаты коммунальных услуг. 27.01.2020 года Цыганкова Т.А. совместно с дочерью Мартыновой У.В. и супругом Севрюковым В.В. обратилась с заявлением о содействии – предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках программы Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир». В ноябре 2022 года из Санкт-Петербургского центра доступного жилья пришло смс-уведомление о необходимости подать документы для оформления социальной выплаты. Однако, на следующий день после подачи необходимых документов из Санкт-Петербургского центра доступного жилья пришло уведомление о том, что Цыганковой Т.А., Севрюковым В.В. и Мартыновой У.В. утрачено право быть участниками целевой программы Санкт-Петербурга «Целевая программа Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» по причине снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании распоряжения администрации Кировского района №5776-р от 18.11.2022 года, что исключает возможность оказания государственного содействия по выбранной программе. Истец продолжает проживать в коммунальной квартире, статус которой не изменился. Истец полагает, что у ответчика отсутствовали законные основания для снятия её с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 96-107).

В ходе судебного разбирательства Мартынова У.В. уточнила исковые требования и просит признать незаконным и отменить распоряжение Администрации Кировского района №5776-р от 18.11.2022 в части снятия Мартыновой У.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях; признать за Мартыновой У.В. право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях с сохранением первоначальной даты постановки на указанный учет; обязать ответчика восстановить Мартынову У.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях с сохранением первоначальной даты постановки на указанный учет (л.д. 190-194).

Определением Кировского районного суда от 27.04.2023 года административные дела по административным искам Цыганковой Т.А. и Мартыновой У.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения (л.д. 90).

Протокольным определением суда от 07.07.2023г. суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства в порядке ч.5 ст.16.1 КАС РФ, поскольку в данном случае имеет место спор, вытекающий их жилищных правоотношений, связанных с получением мер государственной поддержки.

Истцы Цыганкова Т.А., Мартынова У.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, доверили представлять свои интересы представителю Крошечкиной А.А., которая в судебное заседание явилась, на исковые требованиях, с учетом уточнений Мартыновой У.В., настаивала.

Представитель ответчика администрации Кировского района Санкт – Петербурга в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных требований возражала, представила письменный отзыв (л.д. 75-77), в котором просила в иске отказать.

Суд, определив рассматривать дело в отсутствие не явившихся истцов, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

       Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктом 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а так же в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

       Статьей 55 ЖК РФ установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.

       Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

       Пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

       Согласно частям 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

       Отношения, связанные с учетом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в городе Санкт-Петербург регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».

       Согласно части 2 статьи 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 этого же Закона Санкт-Петербурга.

       Статьей 55 ЖК РФ установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса оснований снятия их с учета.

       Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

       Основания для снятия с учета граждан, принятых на жилищный учет до 01.03.2005, определены Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденными Ленинградским Советом народных депутатов и Президиумом Ленинградского областного Совета профсоюзов от 07.09.1987 № 712/6 (далее - Правила).

Согласно пункту 29.1 Правил снятие с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения. Согласно пункту 12 Правил, минимальный размер, предоставляемой жилой площади составляет 9 кв.м. на одного человека.

       Вместе с тем, пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» установлена другая норма предоставления по сравнению с ранее действующим законодательством, а именно, норма предоставления жилых помещений по договорам социального найма составляет 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящих из двух и более человек.

       Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.12.1997 года Цыганкова Т.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма как проживающая в общежитии по адресу: <адрес>, и занимавшая койко-место. Согласно справке о регистрации ф.9 на основании разрешения ГУИОН от ДД.ММ.ГГГГ адресу <адрес> был присвоен адрес: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу была зарегистрирована Цыганкова (в настоящее время Мартынова) Ульяна Владимировна, которая на основании распоряжения администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ -р была включена в учетное дело к матери Цыганковой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ также по данному адресу был зарегистрирован муж Цыганковой Т.А. - Севрюков В.В.

       Распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 07.11.2008 1551-р «Об исключении жилых помещений в общежитиях, расположенных на территории Кировского района Санкт-Петербурга, из состава специализированного жилищного фонда и включении их в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга» жилые помещения специализированного жилищного фонда по адресу:    <адрес> были исключены из специализированного жилищного фонда и включены в жилищный фонд социального использования.

       На основании указанного распоряжения администрацией Кировского района Санкт-Петербурга было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р о признании Цыганковой Т.А нанимателем по договору социального найма комнаты, площадью 22,20 кв.м. в <адрес>, с включением в данный договор социального найма дочери (Мартыновой У.В.) и мужа (Севрюкова В.В.).

       На основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Цыганковой Т.А. и ее дочери Мартыновой У.В. перешла комната жилой/общей площадью 22,20/22,68 кв.м. в 12-ти комнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: по 11/233 долей у каждой в праве собственности в указанном жилом помещении.

       На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Цыганковой Т.А. принадлежит на праве собственности комната , жилой/общей площадью 16,40/24,88 кв.м. в этой же коммунальной <адрес>

       Пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» норма предоставления, составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

       В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

       В соответствии с частью 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 ЖК РФ).

       Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

       Пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

       Из буквального толкования части 2 статьи 51 ЖК РФ определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений находящихся у гражданина и (или) членов его семьи, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

       27.10.2022 в Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга от оператора целевых программ – АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» поступил запрос №1380/22-0-0 на Цыганкову Т.А. и ее дочь Мартынову У.В. о предоставлении справки очередника и сведений о наличии или отсутствии собственности.

       Как установлено судом и следует из материалов дела, с учетом поступившего запроса, а также на основании ст. 11 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 была проведена актуализация учетного дела Цыганковой Т.А. и установлено, что жилищная обеспеченность Цыганковой Т.А. с дочерью Мартыновой У.В. составляет 29,28 кв.м. ((58,56 кв.м. (общая площадь двух комнат в коммунальной квартире) : 2) общей площади на одного человека, что более 18 кв.м. – нормы предоставления, предусмотренной п.1 ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65.

       В связи с изменением жилищной обеспеченности на основании проведенной актуализации распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 18.11.2022 года №5776-р Цыганкова Т.А. и Мартынова У.В. были сняты с жилищного учета согласно ч.2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и пункта 29.1 Правил, в связи с утратой оснований.

Как пояснила представитель истцов, Цыганкова Т.А. и Мартынова У.В. хоть и являются родственниками, однако не являются членами одной семьи, они ведут раздельное хозяйство, у них разный бюджет. У Мартыновой У.В., кроме 11/233 долей в спорной коммунальной квартире, ни в собственности, ни по договору социального найма, иной жилой площади не имеется. Ей супруг Мартынов А.И. также в собственности ничего не имеет. Представитель Мартыновой У.В. полагала, что при её жилищной обеспеченности не должны учитываться 16/233 долей в праве собственности на спорную квартиру, принадлежащих её матери на основании договора дарения. Кроме того, представитель истцов полагала, что за время нахождения истцов на учете в качестве нуждающихся, улучшения жилищных условий у них не произошло, поскольку они по-прежнему продолжают проживать в спорной коммунальной квартире.

Однако, суд полагает, что указанные доводы истцов не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, в силу следующего.

Как следует из пункта 1 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», под квартирой, занятой несколькими семьями, понимается коммунальная квартира, то есть квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.

       Так, положения части 1 статьи 31 ЖК РФ относят к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного собственника.

       Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

       В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

       Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

       Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «а» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется.

       В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 указанного Постановления, учитывая положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

       Как следует из справки о регистрации формы 9 по адресу<адрес>, Мартынова У.В. с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве члена семьи собственника – Цыганковой Т.А. с указанием степени родства - «дочь».

       Таким образом, истцы Цыганкова Т.А. и Мартынова У.В. находятся в ближайшей степени родства – мать и дочь.

       В результате актуализации учетного дела, администрацией установлено, что матери истца Мартыновой У.В. – Цыганковой Т.А. на праве собственности также принадлежат 16/233 долей в праве собственности на спорное жилое помещение на основании договора дарения.

       С учетом вышеизложенного при определении жилищной обеспеченности истца ответчиком правомерно учтены принадлежащие матери истца 16/233 долей в праве собственности в спорной коммунальной квартире.

       Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или (и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.

       Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.

       Таким образом, жилищная обеспеченность Цыганковой Т.А. с дочерью Мартыновой У.В. составляет 29,28 кв.м. ((58,56 кв.м. (общая площадь двух комнат в коммунальной квартире) : 2) общей площади на одного человека, что значительно превышает учетную норму площади на одного члена семьи, установленную статьей 3 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 от 19 июля 2005 года (более 18 кв.м. – нормы предоставления).

       Приведенный в письменных объяснениях Мартыновой У.В. расчет жилищной обеспеченности суд полагает неверным, основанным на ошибочном толковании норм закона, поскольку Мартынова У.В. не является одиноко проживающим гражданином. Кроме того, жилищная обеспеченность рассчитывается исходя из общей площади всех жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи.

       То обстоятельство, что с 22.11.2023 года Цыганкова Т.А. снялась с регистрационного учета с адреса: <адрес>, также не является основания для удовлетворения исковых требований, поскольку на момент принятия администрацией оспариваемого распоряжения от 18.11.2022 года Цыганкова Т.А. состояла на регистрационном учете по указанному адресу.

       Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцы, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обоснованно были сняты с этого учета при выявлении факта, что на каждого члена семьи, проживающего в занимаемом ими жилом помещении, приходится более 18 кв.м. общей площади.

        Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалобы гражданина Водэ М.И. об оспаривании конституционности части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что предусмотренное названной нормой требование об определении уровня обеспеченности общей жилой площади исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам одной семьи, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам с учетом уровня обеспеченности их жильем в составе семьи, что соответствует правовой природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости. При этом право выбора формы обеспечения жильем принадлежит самим гражданам (Определение от 26 марта 2020 года № 602-0).

       Учитывая, что на дату принятия ответчиком решения о снятии истцов с учета нуждающихся, жилищная обеспеченность истцов составляла величину значительно большую установленной Законом Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» нормы предоставления площади жилого помещения для семьи, состоящей из двух и более человек, суд приходит к выводу, что у администрации имелись правовые основания для снятия истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

       Оценив все доказательств в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Цыганковой Т.А., Мартыновой У.В. к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении исковых требований Цыганковой Татьяны Александровны, Мартыновой Ульяны Владимировны к Администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете - отказать.

            Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кировский районный суд города Санкт-Петербурга.

       Судья

        Мотивированное решение суда составлено 28.02.2024 года.

2-1020/2024 (2-3010/2023;) ~ М-1020/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Цыганкова Татьяна Александровна
Мартынова Ульяна Владимировна
Ответчики
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга
Суд
Кировский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Лещева Ксения Михайловна
Дело на странице суда
krv--spb.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация административного искового заявления
28.02.2023Передача материалов судье
02.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.04.2023Предварительное судебное заседание
27.04.2023Предварительное судебное заседание
07.07.2023Судебное заседание
07.07.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
24.08.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее