УИД: 59RS0004-01-2022-001857-18 <данные изъяты>
Дело № 2-2026/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Зайцевой Е.М.,
с участием представителя истца – помощника прокурора г. Перми Виноградовой Е.Р., действующей на основании служебного удостоверения,
представителя ответчика и третьего лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» - Малых А.Н., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми о возложении обязанности осуществить снос аварийных расселенных многоквартирных домов,
установил:
прокурор г. Перми, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Перми, в котором, с учетом уточненного искового заявления, просит обязать администрацию г. Перми осуществить снос расселенных аварийных домов, расположенных по адресам в <Адрес>: <Адрес> течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В обоснование требований указал, что прокуратурой <Адрес> проведен мониторинг достижения на территории целей и задач региональных программ расселения аварийного жилья. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы. Установлено, что в рамках реализации программы расселены жилые дома, но фактически не снесены, тогда как в соответствии с п. 2.1, п. 2.2 региональной программы основными целями и задачами являются в том числе создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидация аварийного жилищного фонда и использование земельных участков, освободившихся после сноса признанных аварийными многоквартирных домов, под строительство новых объектов капитального строительства. Наличие свободного доступа в не снесенные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Кроме того, аварийные дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среды, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания, а также осуществить мероприятия по утилизации мусора. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд. Ненадлежащая работа органов местного самоуправления по сносу аварийных жилых домов ранее отмечалась прокуратурой г. Перми, в адрес Главы города Перми 27.07.2021 вносилось соответствующее представление., однако нарушения в полной мере не устранены, достаточные меры к сносу аварийных домов не принят, что создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, что недопустимо.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании возражала только против установления срока исполнения три месяца, с учетом положений законодательства о контрактной системе просила определить 9 месяцев для сноса аварийных домов.
Представитель Управления жилищных отношений администрации г. Перми Костромина Н.В. направила в суд заявление о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, указав, что не согласны с исковыми требованиями в части установления 3-хмесячного срока сноса аварийных домов, поскольку данный срок не достаточен, данные дома не включены в план по сносу на текущий год, а связанная со сносом домов процедура, предусмотренная Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», включает в себя ряд мероприятий, для производства которых требуется более длительный срок.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно п. 14.4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства - ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.
Часть 7 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что в случае, если снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленном в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, функции застройщика выполняют указанные органы или лица, с которыми указанными органами заключен договор о сносе указанного объекта капитального строительства.
Снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами (ч. 1 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).
В процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора, что предусмотрено положениями ч. 3 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ.
Основанием принятия решения о сносе многоквартирного жилого дома является, аварийное техническое состояние несущих строительных конструкций или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома (п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).
Работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ (ч. 4).
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, в том числе относятся, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Согласно положениям ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В судебном заседании установлено, что в многоквартирные дома, расположенные по адресам в <Адрес>: : <Адрес>, признаны в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу, жилые помещения, расположенные в указанных домах, расселены, земельные участки под многоквартирными домами изъяты (л.д. 5-7), и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, согласно которой многоквартирные дома, перечисленные в исковом заявлении, включены в указанную программу по расселению и по сроку реализации до 31.12.2020 не снесены.
Целью указанной программы является, в том числе ликвидация аварийного жилищного фонда.
Принимая во внимание, что аварийные дома, указанные в иске, расселены, но не снесены, как поясняли представители ответчика и третьего лица, для сноса аварийных домов не достаточно финансирование в рамках региональной программы по расселению, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п, отсутствие возражений ответчика по указанной части требований, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Перми следует удовлетворить, возложить обязанность на администрацию <Адрес> осуществить снос аварийных расселенных многоквартирных домов, расположенных в г. Перми по адресам: <Адрес>, поскольку решение вопросов и организация деятельности по сносу аварийных домов, земельные участки под которыми и жилые помещения в которых изъяты для муниципальных нужд, находятся в введении органов местного самоуправления города Перми.
Определяя срок исполнения решения суда, суд руководствуется следующим.
Деятельность органов местного самоуправления по выбору подрядных организаций по разработке проекта по организации работ по сносу аварийных домов, по выполнению работ по сносу домов, подлежит организации в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выполнение требование приведенного федерального закона требует значительных временных затрат на проведение конкурсных процедур, кроме того, требуется время на разработку проектов, выполнение демонтажа аварийных домов, вывоз строительного мусора.
Заявленный истцом срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является явно недостаточным, в связи с чем, суд с учетом пояснений представителя истца полагает возможным определить срок для исполнения решения суда в течение 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми удовлетворить, возложить обязанность на администрацию города Перми (ОГРН 1025900532460) осуществить снос аварийных расселенных многоквартирных домов, расположенных в г. Перми по адресам: <Адрес> течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>