РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Куйтун 27 марта 2024 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Журовой А.А.,
с участием истца Просекиной М.В., представителя ответчика Лаврентьевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-149/2024 по исковому заявлению Просекиной М. В. к администрации Куйтунского городского поселения об обязании выделить лесоматериалы для строительства дома, взыскании компенсации морального вреда, возмещении расходов на юридические услуги,
у с т а н о в и л:
В обоснование иска Просекина М.В. указала, что проживает с супругом и совершеннолетними детьми по адресу: <адрес>, рп. Куйтун, <адрес>. Жилом дом, в котором они проживают, признан аварийным на основании акта обследования жилищных условий граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Она и её семья согласно распоряжению Администрации Куйтунского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № признаны и поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент постановки на учет являлись многодетной семьей, так как дети были несовершеннолетними. В дальнейшем она обращалась в адрес Администрации Куйтунского городского поселения по вопросу улучшения жилищных условий, на что был получен ответ о том, что ей необходимо приобрести стройматериалы и возвести фундамент и каркас дома с крышей, после чего сотрудники приедут, произведут замеры и выделят деньги. Ею были приобретены стройматериалы и возведены фундамент и каркас дома с крышей, в связи с чем она вновь обратилась в адрес Администрации Куйтунского городского поселения. Ей ответили, что программы, в соответствии с которой ей должны были выделить денежные средства, нет, и необходимо подавать документы для программы «Комплексное развитие сельских территорий». По этой программе она находится в самом низу сформированного списка от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, несмотря на то, что её семья уже больше 10 лет стоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, никаких действий со стороны Администрации Куйтунского городского поселения предпринято не было. В связи с чем считает, что её права и законные интересы нарушены.
По этому вопросу ею было написано обращение в адрес Министерства строительства Иркутской области. Согласно ответу Министерства № 03-59-3460/23 от 15.06.2023, её дом не включен в реестр многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, на территории Иркутской области, так как в Министерстве отсутствует информация о том, что жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, рп. Куйтун, ул. 3-ей Пятилетки, д. 7, признан аварийным и подлежит сносу в установленном законодательством порядке.
Вследствие неправомерных действий Ответчика ей были причинены нравственные и душевные страдания. Компенсация морального вреда, причиненного ей, составляет 20 000,00 рублей. Вышеизложенные обстоятельства вынудили её обратиться за юридической помощью и понести существенные расходы в размере 24 900,00 рублей.
Просит обязать Администрацию Куйтунского городского поселения выделить лесоматериалы для строительства дома. Взыскать с Администрации Куйтунского городского поселения в ее пользу денежную сумму 24900,00 рублей в качестве компенсации расходов на юридические услуги, а также денежную сумму 20 000,00 рублей в качестве компенсации морального вреда.
В письменных возражениях представитель администрации Куйтунского городского поселения по доверенности Лаврентьева Т.В. указала, что деятельность органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет вопросы местного значения городского поселения, в числе которых вопроса обеспечения жителей городского поселения лесоматериалами для строительства дома не имеется. Закон Иркутской области от 09.01.2019 года № 1-03 «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд, и о внесении изменений в статью 2 Закона Иркутской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» и статью 2 Закона Иркутской области «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области», на который Истец ссылается в своем исковом заявлении в обоснование своих исковых требований Решением Иркутского областного суда от 16.10.2019 года № 3а-138/2019 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Просила отказать в удовлетворении исковых требований полностью.
Истец Просекина М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что обращалась в администрацию по поводу строительства пристроя к дому, но там сказали, что дом ветхий и строить пристрой нельзя. В администрации Куйтунского района ей сказали, чтобы они поставили сруб дома, а на остальное строительство им выделят деньги 500 000 рублей или 1 500 000 рублей, точно не помнит. Они выписали в лесничестве лес в количестве 125 кубометров, заготовили его, построили сруб дома. После этого она снова обратилась в администрацию Куйтунского района по поводу выделения денег на достройку дома, но там никто ничего не знает. Их семья стоит в очереди по программе переселения, но сдвигов нет.
Представитель ответчика администрации Куйтунского городского поселения по доверенности Лаврентьева Т.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Просекина М.В. является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности Просекиной М.В. на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, р.<адрес> зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <адрес>.
Как следует из пояснений истца, она обратилась в администрацию Куйтунского городского поселения по вопросу улучшения жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Куйтунского городского поселения № Просекина М.В. и члены ее семьи признаны и поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий под №.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> вынесено постановление №-п «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>, рабочий <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Куйтунский район Просекиной М.В. выдано разрешение на строительство жилого дома №RU38513000//-//098 со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации администрации муниципального образования Куйтунский район от 25.08.2022, администрацией сформирован пакет документов граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных и (или) заемных средств по Куйтунскому району на 2023 г. в соответствии с пунктом 26 Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях Иркутской области, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 21.10.2021 №876-пп. В списке под номером 22 указана Просекина М.В.
Деятельность органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет вопросы местного значения городского поселения, в числе которых вопроса обеспечения жителей городского поселения лесоматериалами для строительства дома не имеется.
При этом на территории Иркутской области принят закон Иркутской области от 10.11.2011 № 109-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» (далее - закон 109-ОЗ), по которому граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд в соответствии с федеральным и областным законодательством на основании договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан без цели осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли для следующих собственных нужд: отопление, возведение строений, текущий и капитальный ремонт жилых помещений, строительство и ремонт хозяйственных построек, иных собственных нужд.
Согласно части 3 статьи 2 Закона 109-ОЗ договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан заключается исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Иркутской области с гражданином.
Согласно части 3 статьи 2 закона 109-ОЗ порядок обращения гражданина в уполномоченный орган с заявлением устанавливается Правительством Иркутской области.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 11.01.2016 года № 5-пп «Об утверждении Положения о порядке обращения гражданина с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» уполномоченным органом определено министерство лесного комплекса Иркутской области.
Таким образом, судом установлено, что законодательством Иркутской области определен порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд в соответствии с федеральным и областным законодательством на основании договора купли-продажи лесных насаждений, в том числе для возведения строений. Органом, уполномоченным на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, определено министерство лесного комплекса <адрес>. Администрация Куйтунского городского поселения не наделена полномочиями по выделению лесоматериалов для строительства дома.
Ссылка в исковом заявлении на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки в <адрес> граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд, и о внесении изменений в статью <адрес> "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в <адрес>" и статью <адрес> "Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в <адрес>" (принят Постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 8/29а-ЗС) является необоснованной, поскольку данный закон признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (Решение Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ N 3а-138/2019).
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения исковых требований об обязании администрации Куйтунского городского поселения о выделении лесоматериалов для строительства дома не имеется. Кроме того, из пояснений самой истицы следует, что древесина в количестве 125 кубометров для строительства дома ей была выделена и заготовлена.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии с п.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из объяснений истицы и материалов дела следует, что вопросы, связанные со строительством жилого дома и предоставления социальных выплат на строительство жилья, разрешались Просекиной М.В. в администрации муниципального образования <адрес>, а не в администрации Куйтунского городского поселения.
Судом установлено, что оснований считать, что какими-либо действиями администрации Куйтунского городского поселения причинены нравственные и душевные страдания истице, не имеется.
Статьей 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч.1 ст.89 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся признанные судом необходимыми расходы.
Согласно договору об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Просекиной М.В. с ИП Богачевым А.А., последний обязался оказать Заказчику следующие услуги: обращения в различные органы власти и иск в суд. Стоимость услуг составила 24 900 рублей, что подтверждается кассовыми чеками.
Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Просекиной М. В. к администрации Куйтунского городского поселения об обязании выделить лесоматериалы для строительства дома, взыскании компенсации морального вреда, возмещении расходов на юридические услуги отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.П.