Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-689/2023 от 13.04.2023

Дело № 2-689/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 мая 2023 года                                                                                  г. Канаш                                                                                                 

Канашский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Гордеевой К.В.,

при секретаре судебного заседания Скворцовой Т.И.,

с участием представителя ответчика Хисматуллина Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чувашского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать вагоны рельсовых автобусов системами видеонаблюдения,

у с т а н о в и л:

Чувашский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД») о возложении обязанности оборудовать вагоны рельсовых автобусов серии в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу системами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабине) транспортного средства, в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

В обоснование иска указано, что Чувашской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о транспортной безопасности в ОАО «Российские железные дороги», в ходе которой выявлены факты нарушения законодательства в Горьковской дирекции моторовагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторовагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД». Вагоны рельсовых автобусов серии не оборудованы системой видеонаблюдения. По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление в адрес начальника Горьковской дирекции моторовагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторовагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» об устранении выявленных нарушений. После рассмотрения представления поступило сообщение о том, что оснащение системами видеонаблюдения рельсовых автобусов серии будет осуществляться в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» при проведении капитального ремонта железнодорожного подвижного состава.

Определением Басманного районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ данное гражданское дело передано по подсудности для рассмотрения в Канашский районный суд Чувашской Республики (л.д. 36).

Истец - Чувашский транспортный прокурор, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, в представленном суду заявлении исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил удовлетворить, рассмотреть дело без его участия.

Ответчик - представитель ОАО «РЖД» Хисматуллин Р.Р. исковые требования не признал, суду пояснил, что Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 года N 1653 не содержат сроки, в течении которого субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Установка технических средств видеонаблюдения на вагонах возможно только после проведения капитального ремонта, следовательно требования прокурора преждевременны и шестимесячный срок является необоснованным.

Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 4, 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности, ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральный закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Закон о транспортной безопасности).

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся - собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (ч. 9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ).

Во исполнение ст. 7 и 8 Федерального закона № 16-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 года № 1653 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства

.Как установлено п.п. 8 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию (приобретенных) после вступления в силу настоящих требований - со дня введения их в эксплуатацию.

В соответствии с п. 10 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в пригородном сообщении, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны, в числе прочих: оснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами оповещения и связи; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки исполнения федерального законодательства о транспортной безопасности в ОАО «Российские железные дороги», выявлены факты нарушения вышеназванного законодательства, в целях устранения выявленных нарушений транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ начальнику Горьковской дирекции моторовагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции моторовагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» внесено обобщенное представление в части отсутствия технических средств транспортной безопасности на транспортных средствах (л.д. 11-14).

Согласно информации Дирекции 35 транспортных средств (вагонов) в настоящее время не оборудованы вышеуказанными техническими средствами осуществления транспортной безопасности и будут оборудованы в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» при проведении капитального ремонта подвижного состава (л.д. 15-28).

Срок реализации мероприятий в соответствии с вышеназванным паспортом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства составляет 1 год с момента вступления в законную силу Требований (23 октября 2020 года), который истек 23 октября 2021 года.

Таким образом, Дирекцией эксплуатируются вагоны, которые в нарушение законодательства о транспортной безопасности не оборудованы техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Неисполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности создает угрозу безопасной деятельности пассажирских вагонов, влечет повышение вероятности совершения актов незаконного вмешательства, что, в свою очередь, может повлечь причинение имущественным интересам иных лиц и повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Суд отклоняет доводы ответчика о возможном списании вагонов рельсовых автобусов, поскольку в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих данный факт.

Довод представителя ответчика о том, что требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1653, не содержат сроки, в течение которых субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить транспортные средства вышеуказанными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, является ошибочным и основанным на неверном толковании норм права.

Довод представителя ответчика о том, что установка технических средств видеонаблюдения будет возможна только при проведении капитального ремонта КР-2, голословен и ничем не подтвержден.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно Уставу ОАО «РЖД» общество является юридическим лицом и имеет филиалы и представительства по перечню, указанному в Приложении к Уставу ОАО «РЖД».

Из перечня филиалов и представительств ОАО «РЖД» (приложение к Уставу ОАО «РЖД») следует, что Горьковская железная дорога является филиалом ОАО «РЖД».

С учетом изложенного, исковые требования Чувашского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» подлежат удовлетворению.

При определении срока, подлежащего установлению ответчику для устранения выявленных нарушений закона, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит установить срок исполнения обязанности - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, ответчик полагает разумным срок для исполнения обязанности более длительный, в том числе до момента проведения капитального ремонта вагонов.

В силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, ст. 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

Презумпция исполнимости судебного решения означает и реальное восстановление нарушенных прав в установленный в нем срок.

С учетом характера нарушений, объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, в том числе разработку и утверждение проекта, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен совершить действия по устранению нарушений - в шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным, разумным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования.

Суд полагает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту. Установление более длительного срока является нецелесообразным, учитывая вышеизложенное, а также непринятие ответчиком исчерпывающих мер по устранению нарушений закона в течение длительного периода времени (обязанность возложена с октября 2021 года, прошедшего период было достаточно, чтобы начать работу по приведению вагонов в соответствие с установленным требованиями, начать формирование денежных средств). Отсутствие финансирования не является основанием для неисполнения требований законодательства.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку прокурор при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в равных долях подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Чувашского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» (ИНН ) оборудовать вагоны рельсовых автобусов серии системами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабине) транспортного средства, в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» (ИНН ) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья      К.В. Гордеева

Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2023 года.

2-689/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чувашский транспортный прокурор Кудряшов А.С.
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Гордеева Ксения Владимировна
Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
13.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2023Дело оформлено
30.01.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
30.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее