УИД 11RS0№ Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
18 декабря 2023 года <адрес>
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Трофимове Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Коми в интересах Шпарвассер Н. Фёдоровича к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права на расселение из аварийного жилья в рамках республиканской адресной программы переселения граждан,
установил:
<адрес>, действуя в интересах Шпарвассер Н.Ф., обратился в суд с иском к администрации МР «Сыктывдинский» о признании за семьёй Шпарвассер Н.Ф. составом семьи четыре человека (Шпарвассер Н.Н., Шпарвассер А.Н., Ватаманова Д.В.), зарегистрированных в <адрес>, площадью 39,7 кв.м., права на расселение из аварийного дома по адресу: <адрес>, в рамках республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением Правительства РК № от <дата>, в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой по обращению Шпарвассер Н.Ф. проверки установлено, что Шпарвассер Н.Ф. зарегистрирован в <адрес> данного жилого дома с <дата>. Данное жилое помещение предоставлено истцу работодателем Сыктывдинским ЛПХ ТПО «Комилеспром», деятельность которого прекращена в связи с ликвидацией, в дальнейшем дом перешел в муниципальную собственность. Многоквартирный жилой дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, включен в республиканскую адресную программу переселения. Администрацией было отказано Шпарвассер Н.Ф. в заключении договора социального найма в отношении спорной квартиры, ввиду отсутствия документов, подтверждающих право на проживание в ней. Отсутствие у истца документов о праве пользования спорным жилым помещением препятствует реализации мероприятий республиканской программы переселения граждан, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Прокурор Нестерова А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Шпарвассер Н.Ф., будучи извещённым надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика администрации МР «Сыктывдинский» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Третьи лица Шпарвассер Н.Н., Шпарвассер А.Н., Ватаманова Д.В. в судебное заседание не явились, извещены.
Третье лицо администрация СП «Мандач» своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело без их участия, удовлетворить исковые требования.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Шпарвассер Н.Ф., Шпарвассер Н.Н., Шпарвассер А.Н., Ватаманова Д.В. согласно справке администрации СП «Мандач» и по данным Федеральной миграционной службы зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>.
На основании акта обследования помещения № от <дата> и заключения межведомственной комиссии от <дата>, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Мандач» от <дата> №, постановлением администрации СП «Мандач» № от <дата> жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено произвести расселение граждан, проживающих в данном многоквартирном жилом доме, в течение пяти лет.
Постановлением Правительства Республики Коми № от <дата> утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах». В перечень аварийных многоквартирных домов в рамках указанной программы включен жилой <адрес> в <адрес>.
В связи с тем, что многоквартирный <адрес> признан аварийным до <дата>, он включён в действующую Республиканскую программу переселения со сроком расселения <дата>.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», во взаимосвязи с п. 5 ч. 1 названной статьи, полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территории сельских поселений реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Расселение граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии с положениями ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Так, согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат.
Согласно ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии с положениями ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер.
Шпарвассер Н.Ф. обратился в администрацию МР «Сыктывдинский» РК с заявлением о заключении договора социального найма в отношении спорного жилого помещения, в чем письмом № от <дата> ему было отказано в заключении договора социального найма ввиду отсутствия документов, подтверждающих право пользования спорным жилым помещением.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что ранее спорный жилой дом находился на балансе Сыктывдинского ЛПХ ТПО «Комилеспром», деятельность которого прекращена в связи с ликвидацией предприятия.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от <дата> на объекты недвижимости: <адрес> признано право муниципальной собственности муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский». В ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах в отношении <адрес>, согласно которым собственником является муниципальное образование муниципального района «Сыктывдинский». Площадь жилого помещения составляет 39,7 кв.м, что подтверждается сведениями ЕГРН.
Спорное жилое помещение предоставлялось в пользование Шпарвассер Н.Ф. в связи с трудоустройством в Сыктывдинском ЛПХ ТПО «Комилеспром», что подтверждается записями в его трудовой книжке.
Согласно копии похозяйственной книги № Новоипатовского сельского Совета народных депутатов на 1991-1996 гг. главой хозяйства числится Шпарвассер Н.Ф., а также записаны члены семьи: Шпарвассер Н.А. (сын), Шпарвассер Н.Н. (дочь).
Согласно копии похозяйственной книги № администрации СП «Мандач» на 2022-2026 гг. в качестве члена хозяйства, записанного первым числится Шпарвассер Н.Ф., а также записаны члены семьи: Шпарвассер Н.А. (сын), Шпарвассер Н.Н. (дочь), Ватаманова Д.В. (внучка).
Из материалов дела следует, что начисление платы за коммунальные услуги в отношении спорного жилого помещения производится по договорам на поставку коммунальных услуг, открытых на имя Шпарвассер Н.Ф.
Сведения о наличии у Шпарвассер Н.Ф. иного жилого помещения на праве собственности отсутствуют.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 69, 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Шпарвассер Н.Ф. приобрёл право пользования на условиях социального найма квартирой № в <адрес> в <адрес>, при этом суд учитывает, что право Шпарвассер Н.Ф. в отношении данного жилого помещения органами местного самоуправления или иными лицами не оспаривается.
Отсутствие документов, подтверждающих предоставление истцу в пользование спорного жилого помещения, не может ограничивать право на переселение из аварийного жилищного фонда.
С учетом изложенного, у истца возникло право на предоставление жилого помещения в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ в связи с признанием спорного дома аварийным и подлежащим сносу, следовательно, за истцом надлежит признать право на расселение из спорного жилого дома в рамках реализации республиканской адресной программы переселения, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми № от <дата>.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Коми удовлетворить.
Признать за Шпарвассер Н. Фёдоровичем и членами его семьи Шпарвассер Н. Н., Шпарвассер А. Н., Ватамановой Д. В., зарегистрированными в <адрес> площадью 39,7 кв.м, право на расселение из многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утверждённой Постановлением Правительства Республики Коми от <дата> №.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья Н.В. Плесовская