Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-5/2023 от 20.03.2023

11-5/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 мая 2023 года                                                                     г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Жарниковой О.В.

при секретаре Таракановской А.С., с участием ответчиков П.Г.И.., П.В.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании, апелляционную жалобу ответчиков П.Г.И.., П.В.В. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Кяхтинского района от 21.11.2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению ООО «ЭкоАльянс» к П.Г.И., П.В.В., Д.О.В., П.В.В. и П.Е.Н., действующих в своих интересах и в лице законных представителей <данные изъяты> и <данные изъяты> о звыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым постановлено:

    Исковые требования ООО «ЭкоАльянс» о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – удовлетворить. Взыскать с ответчика П.Г.И., соответчиков П.В.В., Д.О.В., П.В.В., П.Е.Н., несовершеннолетних <данные изъяты> и <данные изъяты> в лице их законных представителей П.В.В., П.Е.Н. в пользу ООО «ЭкоАльянс» задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 11 643,82 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 465,75 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Обращаясь в суд с иском ООО «ЭкоАльянс», с учетом уточнения исковых требований, просил о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с ответчиков П.Г.И., П.В.В., Д.О.В., П.В.В., П.Е.Н., несовершеннолетних <данные изъяты> и <данные изъяты> в лице их законных представителей П.В.В., П.Е.Н. за период с 01.03.2020 года по 30.06.2020 года в размере 11 643,82 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 465,75 рублей.

Мировой судья постановил вышеуказанное решение.

Ответчики П.Г.И. и П.В.В.., каждый, не согласившись с решением мирового судьи, обратились в суд апелляционной инстанции с совместной апелляционной жалобой, указав, что решение мирового судьи подлежит отмене, как необоснованное и незаконное, иск отказу в удовлетворении. В обоснование доводов жалобы ответчики указали, что предложение о заключении договора по обращению с твердо-коммунальными отходами не поступало, договор не заключен. Мест (площадок) накопления отходов нет. Пакеты для накопления отходов региональный оператор не предоставляет. Региональный оператор отказался вывозить шлак от сгорания угля и растительные отходы. Поскольку истец отказался исполнять свои обязанности по оказанию услуг по обращению с ТКО, то ответчики с мая 2020 года перестали выставлять ТКО и оплачивать выставленные счета. Бывший зять Д.О.В.. с 01.06.2009 года по настоящее время работает в <адрес> о чем истцу в конце октября 2022 года была представлена справка. Вместе с тем, истец не произвел перерасчет платы. Указанные доводы не были приняты во внимание мировым судьей. Просили решение мирового судьи отменить, вынести новое решение, отказать в удовлетворении иска.

Ответчики П.Г.И. и П.В.В.., каждый, в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приведя аналогичные обоснования.

Ответчики Д.О.В.., П.В.В. и П.Е.Н.., действующие в своих интересах и в лице законных представителей несовершеннолетних <данные изъяты>. и <данные изъяты>. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представитель истца ООО «ЭкоАльянс» Ф.Н.П.., действующая на основании доверенности, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, ходатайствовала о рассмотрении в отсутствие, направив возражение на апелляционную жалобу в которой выразила позицию об отсутствии оснований для отмены решения мирового судьи. Также указала, что период задолженности составляет с 01.04.2019 года по 30.06.2020 года, расчет взыскиваемых сумм представлен исходя из указанного периода.

Выслушав ответчиков, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции проверив законность обжалуемого решения мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела мировой судья, удовлетворяя иск, руководствовался положениями ст. ст. 1, 6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 309,310 Гражданского кодекса РФ, ст. 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации исходил из того, что ответчик П.Г.И.. является собственником дома, расположенного по адресу <адрес>, также по указанному адресу зарегистрированы П.В.В. Д.О.В.., П.В.В. П.Е.Н. <данные изъяты>., <данные изъяты>. За спорный период ответчики плату за обращение с ТКО не вносили, вследствие чего образовалась задолженность в заявленном истцом размере. ООО «ЭкоАльянс» является организацией, оказывающей услуги по сбору, вывозу транспортировке, размещению бытовых отходов, в том числе и на территории Кяхтинского района Республики Бурятия, вследствие чего, между истцом и ответчиками возникло обязательство, согласно которому ответчикам предоставляются истцом услуги по сбору, вывозу, транспортировке, размещению бытовых отходов, а указанные ответчики обязаны вносить плату за оказанные услуги по утвержденным тарифам и нормативам накопления.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливе при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 148(28) Правил).

В соответствии с пунктом 148(34) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Статья 322 ГК РФ предусматривает, что солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> является П.Г.И.. Совместно с собственником по указанному адресу зарегистрированы П.В.В.., Д.О.В.., П.В.В.., П.Е.Н.., <данные изъяты>., <данные изъяты>

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия от 14.05.2018 года ООО «ЭкоАльянс» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет по обращению с твердыми коммунальными отходами, производит начисления по коммунальной услуге «обращение с ТКО». С 01.04.2019 года региональный оператор приступил к исполнению своих обязанностей.

Из расчетной ведомости по лицевому счету следует, что оплата за услуги по обращению с ТКО по вышеуказанному адресу ответчиками за спорный период с 01.04.2019 года по 30.06.2020 года не производилась, что не оспаривается сторонами, в результате чего образовалась задолженность в размере 11 643,82 рублей.

С учетом изложенного, суд считает исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Довод ответчиков об отсутствии договора суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

В пункте 30 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, регламентировано, что договор считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг. Отсутствие письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не освобождает ответчика от обязанности оплаты оказанной коммунальной услуги непосредственно исполнителю.

Утверждение ответчиков об отсутствии мест (площадок) накопления отходов и что региональным оператором не предоставляются пакеты для накопления отходов, также не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения мирового судьи по следующим основаниям.

Статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (ст. 13.4).

В соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

В этой связи создание мест (площадок) накопления ТКО не относится к сфере обязательств исполнителя услуги - истца по делу.

Отсутствие надлежащей организации мест вывоза ТКО в спорный период, находящейся в ведении органа местного самоуправления согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны истца.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Кроме того, как следует из пояснений истца на запрос суда, на территории Республики Бурятия в частном секторе и в отсутствие мест площадки накопления ТКО, конклюдетными действиями сторон согласован бестарный сбор отходов от каждого домовладения, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 безопасным для населения и окружающей среды способом – путем непосредственной погрузки мешков потребителей в мусоровоз. В состав тарифа входит предоставление следующих услуг: затраты на обработку ТКО; затраты на транспортирование ТКО; затраты на захоронение ТКО на полигонах; плата за негативное воздействие на окружающую среду при захоронении; амортизация; производственные расходы; затраты на оплату услуг банков и рассчетно-кассовых центров по приему платежей; нормативная прибыль; налоги. При этом, в утвержденный тариф не входит предоставление пакетов для накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем, региональным оператором не предоставляются.

Ссылку ответчиков о том, что истцом услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказываются надлежащим образом, поскольку не вывозится шлак от сгорания угля и растительные отходы, суд считает несостоятельной, не являющейся основанием для освобождения от платы за коммунальную услугу, поскольку действующим законодательством шлак от сгорания угля и растительные отходы не отнесены к ТКО, они должны вывозиться по договорам с лицами, обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене, либо при наличии отдельного договора с региональным оператором.

Довод ответчиков, что истец отказался исполнять свои обязанности по оказанию услуг по обращению с ТКО, суд считает надуманным и отклоняет его.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») разделом VI предусмотрен порядок фиксации нарушений по договору.

Вместе с тем, проверка наличия либо отсутствия фактов нарушений со стороны ООО «ЭкоАльянс» по инициативе ответчиков не проводилось. Доказательств обратного суду не представлено.

Довод ответчиков П.Г.И.. и П.В.В.. о том, что Д.О.В. равно как и П.В.В.., П.Е.Н.., <данные изъяты>., <данные изъяты>. с ними не проживают, в связи с чем подлежит перерасчету плата за коммунальные услуги судом отклоняется, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с заявлением к истцу о перерасчете платы ответчики не обращались, доказательств обратного суду не представлено.

В пункте 148(24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу пункта 148(22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с пунктом 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил.

Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила не содержат.

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148(36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Пунктами 91-93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установлен заявительный порядок перерасчета коммунальных платежей при начислении платы по нормативам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, начисления по указанной коммунальной услуге производились и производятся в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, что правовые основания для возложения обязанности по перерасчету размера платы за коммунальную услугу по обращению ТКО отсутствуют.

Так, ответчики проживают и зарегистрированы в жилом помещении, расположенном на земельном участке, в процессе жизнедеятельности образуются ТКО. Ответчиками в рамках данного дела не доказано, что в спорный период они осуществляли самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчики не пользуются услугой по вывозу ТКО, предоставляемой истцом представлено не было.

Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи, постановленного законно и обоснованно. Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и определены юридически значимые обстоятельства дела, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.

При этом, суд считает необходимым изменить резолютивную часть решения, указать о солидарной ответственности ответчиков, учитывая, что в мотивировочной части решения мировой судья изложил обоснования в названной части по ст. 322 ГК РФ, однако в резолютивной части о солидарной ответственности ответчиков не указал. Кроме того, указать период взыскания задолженности с 01.04.2019 года по 30.06.2020 года, учитывая пояснения представителя истца в названной части и представленный расчет взыскиваемых сумм, соответствующий заявленному периоду.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Кяхтинского района от 21.11.2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению ООО «ЭкоАльянс» к П.Г.И., П.В.В., Д.О.В., П.В.В. и П.Е.Н., действующих в своих интересах и в лице законных представителей <данные изъяты> и <данные изъяты> о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами изменить.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Исковые требования ООО «ЭкоАльянс» о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – удовлетворить. Взыскать солидарно с ответчиков П.Г.И., П.В.В., Д.О.В., П.В.В., П.Е.Н., несовершеннолетних <данные изъяты> и <данные изъяты> в лице их законных представителей П.В.В., П.Е.Н. в пользу ООО «ЭкоАльянс» задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 года по 30.06.2020 года в размере 11 643,82 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 465,75 рублей.

В остальной части решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков П.Г.И.., П.В.В. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья Кяхтинского районного суда

Республики Бурятия                                     Жарникова О.В.

11-5/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
исключение из текста судебного акта суждений и выводов
Истцы
ООО "ЭкоАльянс"
Ответчики
Побокова Галина Ивановна
Побоков Василий Васильевич
Дементьев Олег Александрович
Побоков Вячеслава Васильевич
Побоков Елена Николаевна
Суд
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Жарникова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
kyahtinsky--bur.sudrf.ru
20.03.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
21.03.2023Передача материалов дела судье
22.03.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
18.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2023Дело оформлено
19.05.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее