Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5653/2023 ~ М-5458/2023 от 26.05.2023

14RS0035-01-2023-007319-08

                                                                                                       Дело № 2-5653/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(заочное)

г. Якутск                                                27 июня 2023 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Якутска к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖКХ «Промышленное» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку дома для накопления крупногабаритных отходов, оборудовать ограждением, установлении урны,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, ссылаясь на то, что в мае 2023 года прокуратурой города с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Роспотребнадзора) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск». Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления Роспотребнадзора. Просит возложить обязанность на ответчика в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку дома, расположенную по адресу: г. Якутск, ул. Некрасова, д.4/2 специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов; оборудовать ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; установить урны для общего пользования.

В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Матвеева А.Г.. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представители ответчика ООО УК ЖКХ «Промышленное» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим способом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав доводы и пояснения представителя прокуратуры г. Якутска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокуратурой города Якутска проанализировано состояние законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления, а также полнота принимаемых мер ответчиком ООО УК ЖКХ «Промышленное» в указанной сфере.

В мае 2023 года прокуратурой города Якутска с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск». Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления Роспотребнадзора.

В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно пунктам 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-Ф3) относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального города, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

С 01.03.2021 на территории Российской Федерации действует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.

Согласно пункту 3 вышеназванного СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома (далее - МКД) или организациях по обслуживанию жилищного фонда МКД. При этом, согласно сложившейся судебной практики, в случае нахождения площадки сбора ТКО на земле, собственность на которую не разграничена, обязанность по ее содержанию также возлагается на собственников помещений МКД или организации по обслуживанию жилищного фонда МКД, которые пользуются данной контейнерной площадкой (Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2020 № 303-ЭС20-19031).

Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В силу подпункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, обязанность обеспечить, в частности, содержание в исправном состоянии контейнеров для твердых отходов, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06).

Кроме того, все контейнерные площадки, являются местами (площадками) накопления ТКО от многоквартирных домов (включены в реестр мест накопления ТКО Окружной администрации города Якутска, как площадки для многоквартирных домов, собственники помещений многоквартирных домов фактически осуществляют складирование ТКО в контейнеры на этих площадках, а также оплачивают обслуживание и очистку этих контейнерных площадок в составе платы за содержание жилого помещения).

Следовательно, указанные контейнерные площадки, предназначенные для обслуживания многоквартирных домов, фактически являются общим имуществом собственников их жилых помещений, и находятся в зоне ответственности управляющих организаций.

Согласно части 7 ст. 61 Правил благоустройства территории городского округа «город Якутск», утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 30.06.2021 № 477-НПА ответственность за состояние площадок для установки мусоросборников, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление (обслуживание) жилищным фондом (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.

Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).

В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка домов, расположенных по адресу: г. Якутск, ул. Некрасова, д.4/2 не соответствует п.3 СанПиН 2.1.3684-21, а именно не оборудована ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; не оборудованы специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов.

          Согласно п.29 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях общего пользования населенных пунктов владельцами этих территорий должны быть установлены урны, расстояние между урнами должно составлять не более 100 метров. Удаление отходов из урн должно обеспечиваться не реже 1 раза в сутки.

Из акта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я) от 17.05.2023 года следует, что по ул. Некрасова д.4/2 установлено, что по данному адресу расположены 2 контейнера без крышек, расстояние контейнерных площадок до жилых зданий составляет 10 м., раздельное накопление ТКО не организовано, дворовые помойницы не оборудованы, в общественных местах урны не установлены.

Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru) управляющей компанией, обслуживающей дом по адресу: г. Якутск, ул. Некрасова, д.4/2, является ООО УК ЖКХ «Промышленное».

Ответчиком доказательств наличия специальной площадки для сбора КГО с ограждением, а также наличие урн у подъездов вышеуказанных домов в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая то, что непринятие мер по приведению в надлежащее состояние места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Возложить на ООО Управляющая компания ЖКХ «Промышленное» обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерную площадку дома, расположенную по адресу: г. Якутск, ул. Некрасова, д.4/2, специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов, также оборудовать ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки и установить урны для общего пользования по адресу ул. Некрасова, д.4/2 г. Якутска.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                 А.А. Кочкина

Решение изготовлено: 03.07.2023 года.

2-5653/2023 ~ М-5458/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Якутска
Ответчики
ООО УК ЖКХ Промышленное
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кочкина Александра Альбертовна
Дело на странице суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
26.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.06.2023Подготовка дела (собеседование)
12.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.07.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Дело оформлено
27.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее