№ 2-414/2022 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Некрасовское 10 ноября 2022 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Шиховой Е.Ю., при секретаре Лисенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ФИО о признании жилого дома нуждающимся в срочном капитальном ремонте крыши и систем водоотведения, возложении обязанности выполнить работы по их капитальному ремонту,
у с т а н о в и л:
ФИО6 обратилась в суд с иском к ФИО о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> нуждающимся в срочном капитальном ремонте крыши и систем водоотведения, возложении обязанности выполнить работы по их капитальному ремонту, указав, что капитальный ремонт крыши запланирован на ДД.ММ.ГГГГ, собственники жилых помещений указанного жилого дома на общем собрании приняли решение о проведении необходимого краткосрочного капитального ремонта крыши и систем водоотведения. ФИО6 с данным вопросом обращалась в органы местного самоуправления, получила ответ, что дом нужно признавать нуждающимся в капитальном ремонте, о чем свидетельствует акт обследования управляющей компании. На балансе ФИО нет достаточного финансирования, о чем свидетельствует ответ из жилищного надзора со ссылкой на ч. 1 ст. 191 ЖК РФ. Масштаб бедственного положения достигается снизу из-за канализации, сверху из-за крыши, по стенам огромная сырость, плесень, грибы. Стены из-за сырости разрушаются, сыпется, ремонт делать невозможно, на верхних этажах выпадают кирпичные блоки наружу. У детей и взрослых зарегистрированы из-за плесени аллергические и воспалительные заболевании.
В судебном заседании истец ФИО6 поддержала исковые требования и ранее данные пояснения. Дополнительно пояснила, что речь идет о досрочном ремонте, т.к. дом рушится, он включен постановлением в плановый ремонт. По представленным ею фото пояснила, что еще в ДД.ММ.ГГГГ рубероид с крыши слетел после урагана, и с того года крыша больше не крылась. Перекрытие плит износились до такой степени, что все осыпается. На фото видны огромные дыры в канализационных трубах, и трубы нужно менять полностью, потому что к ним даже не прикоснуться. Частичный ремонт сделать невозможно, потому что нужно менять полностью. Ей известно, что для проведения досрочного капитального ремонта требуется соблюдение ряда условий, однако требуемого заключения не имеется, есть только решение собственников помещений. Платежи в фонд капитального ремонта платятся регулярно по счетам, которые приходят. По информации фонда, не достаточно накопленных денежных средств для капитального ремонта. Если судом требования будут удовлетворены, то дополнительные средства будут изыскивать из федеральных средств. Вопрос об участии собственников жилых помещений в доме собственными средствами в капитальном ремонте не решался. Нужен капитальный ремонт, при такой сырости жить невозможно, много комаров в квартирах, в подвале стоит болото. Дети, которые проживают в доме, постоянно болеют. Жильцы не могут в своих квартирах сделать ремонт, т.к. все везде течет. На данный момент нет управляющей компании, в августе бывшая управляющая компания объявила себя банкротом. С другой управляющей компанией договор не заключен. Решался вопрос о ремонте с главой поселения Огурцовым и управляющей компанией, которые после предыдущей берут дома, жильцам пояснили, что с главой района они обговорили, и он дал добро, чтобы дом взять в управление, но у них возникли проблемы с департаментом в оформлении документов о принятии домов. Предложили, что жители дома будут делать какую - то частичную работу, а коммунальные платежи платить не будут, т.е. жители оплатят, собрав деньги с дома. Однако в доме живут многодетные семьи, пенсионеры и большую сумму денег сразу не собрать. Специализированной организацией обследование дома не проводилось.
Ответчик ФИО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме в связи с отсутствием оснований для проведения досрочного капитального ремонта.
В судебном заседании третье лицо ФИО26 пояснила, что живет в данном доме с даты его ввода в эксплуатацию, последние 20-25 лет катастрофически течет канализация, подвал не просыхает. У неё под лоджией сделана яма, где она хранит овощи и другие заготовки, и все из канализации попадает в яму. В квартире дышать нечем, у ФИО26 начинает развиваться аллергия, постоянно насморк, стала чаще болеть, пропускает работу. У дочери в квартире течет по стенам в детской комнате, у внука аллергия на такой воздух. В подъезде пахнет канализацией.
Третье лицо ФИО20 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании поясняла, что поддерживает сказанное истцом, ситуация с крышей очень давняя, не менее 15 лет, и все эти годы при жалобах делали частичный ремонт. Его делать бесполезно, т.к. нужно делать всю крышу, потому что все равно затечет, без капитального ремонта никак не обойтись.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании поясняла, что в квартире №, где она проживает, такая же ситуация, сделан хороший ремонт, но течет в спальне, в углу на кухне. На лестничной площадке батарея не топится, она в ржавом состоянии, подъезд не отапливается. На крыше большие трещины, размером с ладонь, вытяжки разрушены. Жители исправно платили платежи за капитальный ремонт, им нужен капитальный ремонт.
Третье лицо ФИО21 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании поясняла, что крыша течет уже давно, а подвал начал течь еще раньше. Она в этом доме живет более 30 лет, её квартира расположена на первом этаже. В доме с подвалом, с водоотведением большие проблемы, т.к. там трубы все ржавые на столько, что даже хомут не поставить, всё срывает. Под квартирой ФИО21 проходит худая канализационная труба, и в квартире стоит сильный запах канализации, сырость, стены и потолок сырые, одна плесень. Пол на кухне прогнил, в полу дыры. В подвале имеет вентиляционное окно, уже несколько лет его не закрывают, чтобы проветривать, т.к. в квартире вонь. От сырости у ФИО21 диагностирована астма, в квартире полно комаров.
Третьи лица ФИО22, ФИО20, ФИО23, ФИО27, ФИО7, ФИО24, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО2, ФИО25 в своих интересах и интересах н/л ФИО13, ФИО31, ФИО32 и ФИО33, ФИО3, ФИО34, ФИО35, ФИО36 и ФИО37 в своих интересах и интересах н/л ФИО27 и ФИО7, законный представитель н/л ФИО4 - ФИО28, ФИО38, ФИО39, ФИО5, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Третье лицо ФИО44 в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представило.
Третьи лица <адрес>, ФИО45 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, из поступивших отзывов на исковое заявление следует, что правовых оснований для удовлетворения требований не имеется, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Третье лицо ФИО46 в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просило принять решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В силу п. 6.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В силу ч. 1, 4 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Исходя из положений ст. 170, 175, 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора юридического лица, созданного в форме фонда.
В силу ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
На основании ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ утверждена постановлением Правительства Ярославской области от 31 декабря 2013 года № 1779-п в соответствии с Законом Ярославской области от 28 июня 2013 года № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области».При актуализации региональной программы в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о переносе срока капитального ремонта на более ранний период применяется Постановление Правительства Ярославской области от 30 декабря 2014 года № 1418-п «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
В соответствии с п.3, 4 Порядка № 1418-п с инициативой рассмотрения вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о переносе срока капитального ремонта на более ранний период выступают орган местного самоуправления муниципального образования области, которые представляют региональному оператору заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично.
Согласно абз. 2 п. 5, п. 6, п. 17 Порядка № 1418-п в случае если документы, указанные в подпунктах 3.1 - 3.6 пункта 3 Порядка, представлены в полном объеме, региональный оператор в течение 3 рабочих дней с момента поступления осуществляет регистрацию заявления и прилагаемых к нему документов. В течение трех рабочих дней со дня регистрации заявления создает комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - комиссия) и передает в комиссию поступившее заявление и прилагаемые к нему документы. Решения комиссии учитываются при актуализации региональной программы капитального ремонта, а также при формировании краткосрочных планов ее реализации и внесении в них изменений.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона № 32-з в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта утверждается региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Указанный порядок утвержден Постановлением Правительства Ярославской области от 30 июня 2015 года № 710-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 – 2043 годы».
Согласно п. 6.2, 6,3, п. 7 Порядка № 710-п краткосрочный план формируется и актуализируется на основании представленных органами местного самоуправления заявок, сформированных с учетом доведенных до них Региональным фондом лимитов финансирования. Краткосрочные планы подлежат актуализации в течение 30 календарных дней с момента актуализации региональной программы капитального ремонта в отношении соответствующих многоквартирных домов.
В состав заявки включаются многоквартирные дома, не отнесенные региональной программой капитального ремонта к текущему периоду ее реализации, соответствующие критерию, определенному подпунктом 4.3 пункта 4 Порядка № 1778-п. Указанные многоквартирные дома отбираются для включения в заявку в порядке возрастания даты составления заключения специализированной организации в соответствии с пунктом 9 Порядка № 1778-п (п. 6.3.2. Порядка № 710-п).
Целью применения критерия, указанного в подпункте 4.3 пункта 4 Порядка (далее - критерий 3), является досрочное (по сравнению с установленными региональной программой капитального ремонта плановыми периодами) проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома для восстановления несущей способности строительных конструкций, эксплуатационной пригодности внутридомовых инженерных систем, лифтового оборудования (п. 8 Порядка № 1778-п).
На основании п. 9 Порядка № 1778-п для применения критерия 3 представляются: решение собственников помещений в многоквартирном доме о досрочном проведении капитального ремонта; заключение специализированной организации, имеющей выданный саморегулируемой организацией в сфере строительства допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, по результатам обследования, проведенного с применением Свода правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», рекомендованного к применению постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21 августа 2003 года № 153, Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года № 1984-ст, Ведомственных строительных норм ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», утвержденных приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года № 446, либо заключение организации, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, по результатам технического освидетельствования (обследования) лифтового оборудования на соответствие его техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824, подтверждающие обстоятельства, указанные в подпункте 4.3 пункта 4 Порядка; подтверждение достаточности накопленных средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома для финансирования работ по капитальному ремонту, проводимых досрочно, или предложение об использовании иных способов финансирования работ (для собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете).
Таким образом, в силу п. 8.1 ст. 13, ч. 7 ст. 168 ЖК РФ, включение многоквартирного дома в краткосрочный план осуществляется в порядке, регламентированном региональным законодательством, в соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства ЯО от 31.12.2013 № 1779-п «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 - 2043 годы» (п. 154 адресного перечня многоквартирных домов, в отношении которых в период реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ планируется проведение капитального ремонта общего имущества) запланирован капитальный ремонт жилого дома №, расположенного по адресу <адрес>: ремонт крыши – ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ; ремонт внутридомовых инженерных систем: холодного водоснабженияДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; водоотведения: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; теплоснабжения: ДД.ММ.ГГГГ — ДД.ММ.ГГГГ; газоснабжения: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ремонт фундамента: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ремонт и утепление фасада: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; ремонт подвала: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.
В утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2021 года № 894-п краткосрочном плане реализации на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует.
Из выписок ЕГРН следует, что истец ФИО6, её несовершеннолетняя дочь ФИО12, третьи лица ФИО21, ФИО22, ФИО26, ФИО20, ФИО23, ФИО24, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО2, ФИО25, несовершеннолетний ФИО13, ФИО31, несовершеннолетняя ФИО14, ФИО3, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, несовершеннолетний ФИО27, несовершеннолетний ФИО7, несовершеннолетний ФИО4, ФИО38, ФИО39, ФИО5, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, являются собственниками квартир в жилом доме №, расположенном по адресу <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.37-96, 185-186, том. 2 л.д. 1-3).
Суду истцом представлено решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в очной форме ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что приняло участие в голосовании 99 % голосов от общего числа голосов в доме, постановлено, в числе прочего, произвести в ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт крыши, подвального помещения.
Из имеющего в материалах дела акта обследования технического состояния кровельного покрытия МКД № по <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе заместителем директора ФИО15 ФИО47 слесарей ФИО16 и ФИО17 ФИО47 утвержденного директором ФИО47 ФИО18, представленного истцом в качестве доказательства по делу, следует, что техническое состояние кровли аварийное, требует капитального ремонта, так как частичный ремонт не дает положительного результата, запланирован частичный ремонт кровельного покрытия в ДД.ММ.ГГГГ, доказательств того, что данное заключение выполнено специализированной организацией в соответствии с п. 9 Порядка № 1778-п, суду не представлено.
В судебном заседании установлено и следует из представленных отзывов, пояснений истца, что финансирование для проведения досрочного капитального ремонта жилого дома №, расположенного в <адрес>, в бюджете ФИО1 муниципального района не предусмотрено, накопленных средств фонда капитального ремонта МКД для финансирования работ по капительному ремонту недостаточно, собственниками квартир дома вопрос об ином способе финансирования не решен. Т.о. суду не представлены доказательства достаточности накопленных средств фонда капитального ремонта МКД для финансирования работ по капитальному ремонту, проводимых досрочно.
Также судом не может быть принято во внимание указанное решение общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, как не соответствующее ст. 48 ЖК РФ, в том числе, из протокола № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №, расположенном по адресу: <адрес>, следует, что при проведении данного собрания не были учтены и не указаны долевые собственники следующих квартир: квартира № – ФИО2 (право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), квартира № – ФИО3 (право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), квартира № – несовершеннолетний ФИО4, (право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), квартира № – ФИО5 (право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), а также, не указаны законные представители несовершеннолетней ФИО14 (квартира №) – ФИО32 и ФИО33, законный представитель ФИО4 (квартира №) – ФИО28; не указано количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО6.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО6 (паспорт №) отказать.
На решение суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения может быть подана жалоба в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд.
Судья Е.Ю. Шихова