Гражданское дело № 2-2-417/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
22 декабря 2020 года г.Южно-Сухокумск
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Расурулаева Р.С., с участием прокурора гор. Южно-Сухокумск РД Мамадова С.С., представителя ответчика ООО «Дагбурениесервис» по доверенности Эльмурзаева Р.Э., при секретаре Пономареве В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т. к ООО «Дагбурениесервис» об обязании в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на устранение федерального законодательства, в том числе на проведение в установленном порядке ликвидационных, ремонтно-восстановительных работ на нефтяной скважине в групповом участке «Капиевское» (скважина № 7), расположенной
на расстоянии 20 км. севернее с. Кунбатар Ногайского района РД,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т. обратился в суд с иском к ООО «Дагбурениесервис» об обязании в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на устранение федерального законодательства, в том числе на проведение в установленном порядке ликвидационных, ремонтно-восстановительных работ на нефтяной скважине в групповом участке «Капиевское» (скважина № 7), расположенной на расстоянии 20 км. севернее с. Кунбатар Ногайского района РД.
Из искового заявления усматривается, что прокуратурой района проведена проверка по факту возгорания 21 октября 2020 года газа законсервированной нефтяной скважины, находящейся в пользовании ООО «Дагбурсервис», расположенной на расстоянии 20 км. севернее с. Кунбатар, Ногайского района, РД, а также проверка требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объектов, об охране окружающей среды.
Согласно п. 17 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 (далее - Правила) пользователь недр должен разработать инструкцию по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов, учитывающую специфику эксплуатации месторождений и технологию проведения работ при бурении, реконструкции, ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации скважин, и согласовать ее с противофонтанной службой (противофонтанной военизированной частью).
В п. 20 Правил установлено, что пользователь недр обязан обеспечивать сохранность скважин, находящихся в консервации, и мониторинг безопасности ликвидированных скважин, расположенных в пределах лицензионного участка.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» установлен порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к их содержанию.
Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.
Вопреки вышеуказанным требованиям закона, проведенной прокуратурой района совместной проверкой с привлечением специалистов Кавказского управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлены грубые нарушения промышленной, экологической и пожарной безопасности.
Так, не обеспечена сохранность скважины № 7, расположенной в пределах лицензионного участка месторождения «Капиевское»; -опасные производственные объекты не идентифицированы по признаку опасности и не зарегистрированы в государственном реестре в установленном порядке; -отсутствует План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах общества; -отсутствует инструкция по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов; -не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; -отсутствует страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте.
Как следствие, примерно в 22 часа при выполнении работ на указанном производственном объекте произошла авария, сопряженная с возгоранием газоводнефтяной эмульсии, выходящей из устья скважины. Выходящая из скважины газоводонефтяная эмульсия распространяется за пределы и загрязняет близлежащие земли.
Авария произошла вследствие несвоевременного планово-предупредительного ремонта скважины и отсутствия контроля со стороны недропользователя за техническим состоянием оборудования скважины, а именно, по причине негерметичности фонтанной арматуры, разрушения или выбивания набивок или прокладочных материалов соединений оборудования и запорной арматуры.
Организационными причинами аварии явилось отсутствие в ООО «Дагбурсервис» должного уровня производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, отсутствие должного контроля за ходом производства работ, качеством выполнения этих работ технологических процессов и операций, качеством используемых материалов и технических средств.
Согласно экспертному заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по РД от 26 октября 2020 года, по результатам проведенного количественного химического анализа атмосферного воздуха с подветренной стороны от факела, выявлены превышения концентраций загрязняющих веществ относительно их содержания с подветренной стороны: -на расстоянии 300 м от факела-углерода оксид - в 3,8 раз, азота оксид -1,9 раз, азота диоксид -31,6 раз; -на расстоянии 500 м от факела-углерода оксид - в 1,4 раз, азота оксид -1,1 раз, азота диоксид - 9,2 раз; -на расстоянии 800 м от факела-углерода оксид - в 1,1 раз, азота диоксид-2,4 раз.
Количественный химический анализ пробы почвы выявил превышение концентраций нефтепродуктов относительно его фонового содержания в 15,7 раз и относительно ориентировочно допустимой концентрации нефтепродуктов в почве в 3,3 раза.
Также прокуратурой района с привлечением работников Отделения надзорной деятельности и профилактической работы № 9 по г.Южно-Сухокумск, Тарумовскому и Ногайскому районам ГУ МЧС России по Республике Дагестан проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения, а именно: Федеральных законов от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; от 27.12.2012 №184-ФЗ «О техническом регулировании»; от 10.07.2001 №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» ; Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме»; Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме»; Правил пожарной безопасности (НПБ 110-03, ППБ-01-03, НПБ 88-2001), утвержденных приказами МЧС РФ от 18 июня 2003 года №№ 315, 313;
Свода правил -СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 26.12.2013 №837; СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 №178.
Так, не произведена проверка состояния огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердака операторской (п. 31 постановления правительства РФ № 390 от 25.05.2012 г «О противопожарном режиме»); -здание операторской не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (т. 1-3 НПБ 110-03); -не обеспечивается выполнение на объекте требований, предусмотренных ст. 6 ФЗ «Об ограничении курения табака»; -не обеспечивается размещение на территории объекта размещение знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» (п. 14 постановления правительства РФ № 390 от 25.05.2012 г «О противопожарном режиме»); -у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, (п. 8.6 СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения); -не обеспечивается наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", (п. 20 постановления правительства РФ № 390 от 25.05.2012 г «О противопожарном режиме»); -нарушено обвалование расположенного на территории ГУ «Капиевское» РВС-400 (резервуар вертикальный стальной объемом 400 куб. метров) (п. 7.6 СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности); -не устроены для перехода через обвалование РВС лестницы-переходы шириной не менее 0,7 м в количестве не менее двух - для отдельно стоящих резервуаров; -между переходами через обвалование и стационарными лестницами на РВС не предусмотрены пешеходные дорожки шириной не менее 0,75 м. (п. 7.11 СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности);
-имеющийся водоем, из которого производится забор воды для целей пожаротушения, не имеет подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. (п. 9.4 СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности);
-не обеспечивается наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в общественных и административных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов (п. 6 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»).
Между тем, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; -проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной
защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их
использования не по назначению.
Согласно п. 1264 приказа Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 (ред. от 12.01.2015) "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", пользователь недр обеспечивает ликвидацию скважин, не подлежащих использованию, а также сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях.
В соответствии с п. 1273 приказа, контроль за состоянием устьев ликвидированных и законсервированных скважин осуществляет пользователь недрами или уполномоченный им представитель в соответствии с действующими лицензиями на пользование недрами.
Таким образом, допущенные нарушения требований промышленной, экологической, пожарной безопасности, возгорание скважины, создают реальную опасность возникновения в будущем аварий, которые могут повлечь гибель людей и причинение вреда их здоровью, загрязнить компоненты окружающей среды.
Вышеуказанные нарушения закона стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей работниками ООО «Дагбурсервис» ввиду их неудовлетворительной работы по выполнению в полном объеме требований названного законодательства, которые влекут за собой нарушения конституционных прав на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
В связи с этим прокуратура Ногайского района обратилась в суд с иском к ООО «Дагбурениесервис» об обязании об обязании в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на устранение федерального законодательства, в том числе на проведение в установленном порядке ликвидационных, ремонтно-восстановительных работ на нефтяной скважине в групповом участке «Капиевское» (скважина № 7).
В судебном заседании прокурора г. Южно-Сухокумск РД Мамадов С.С. поддержал исковые требования прокуратуры в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Дагбурениесервис» по доверенности Эльмурзаев Р. пояснил, что исковые требования прокуратуры он признает в полном объеме, он также пояснил, что в настоящее время проводятся восстановительные работы на нефтяной скважине в групповом участке «Капиевское» (скважина № 7), расположенной на расстоянии 20 км. севернее с. Кунбатар Ногайского района РД. Чтобы устранить все эти нарушения, выявленные в ходе совместной проверки прокуратуры и привлеченных к проверке надзорных служб, предстоит провести большой объем работы на месте аварии нефтяной скважины. В трехмесячный срок им не удастся этого делать, это не реально, в связи с этим он просит суд предоставить ООО «Дагбурениесервис» хотя бы девять месяцев на устранение последствий аварий.
Суд, выслушав прокурора гор. Южно-Сухокумск РД Мамадова С.С., согласившегося с доводами представителя ответчика о предстоящем большом объеме работы по устранению последствий аварии на нефтяном скважине и предоставлении им для этого времени в пределах шести месяцев и представителя ответчика ООО «Дагбурениесервис» по доверенности Эльмурзаева Р., а также исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Прокуратурой района проведена проверка по факту возгорания 21 октября 2020 года газа законсервированной нефтяной скважины, находящейся в пользовании ООО «Дагбурсервис», расположенной на расстоянии 20 км. севернее с. Кунбатар, Ногайского района, РД, а также проверка требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объектов, об охране окружающей среды.
Примерно в 22 часа при выполнении работ на указанном производственном объекте произошла авария, сопряженная с возгоранием газоводнефтяной эмульсии, выходящей из устья скважины. Выходящая из скважины газоводонефтяная эмульсия распространяется за пределы и загрязняет близлежащие земли.
Авария произошла вследствие несвоевременного планово-предупредительного ремонта скважины и отсутствия контроля со стороны недропользователя за техническим состоянием оборудования скважины, а именно, по причине негерметичности фонтанной арматуры, разрушения или выбивания набивок или прокладочных материалов соединений оборудования и запорной арматуры.
Организационными причинами аварии явилось отсутствие в ООО «Дагбурсервис» должного уровня производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, отсутствие должного контроля за ходом производства работ, качеством выполнения этих работ технологических процессов и операций, качеством используемых материалов и технических средств.
Согласно экспертному заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по РД от 26 октября 2020 года, по результатам проведенного количественного химического анализа атмосферного воздуха с подветренной стороны от факела, выявлены превышения концентраций загрязняющих веществ относительно их содержания с подветренной стороны:
на расстоянии 300 м от факела-углерода оксид - в 3,8 раз, азота оксид -1,9 раз, азота диоксид -31,6 раз;
на расстоянии 500 м от факела-углерода оксид - в 1,4 раз, азота оксид -1,1 раз, азота диоксид - 9,2 раз;
на расстоянии 800 м от факела-углерода оксид - в 1,1 раз, азота диоксид-2,4 раз.
Количественный химический анализ пробы почвы выявил превышение концентраций нефтепродуктов относительно его фонового содержания в 15,7 раз и относительно ориентировочно допустимой концентрации нефтепродуктов в почве в 3,3 раза.
Также прокуратурой района с привлечением работников Отделения надзорной деятельности и профилактической работы № 9 по г.Южно-Сухокумск, Тарумовскому и Ногайскому районам ГУ МЧС России по Республике Дагестан проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения, а именно: Федеральных законов от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности"; от 22.07.2008 №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; от 27.12.2012 №184-ФЗ «О техническом регулировании»; от 10.07.2001 №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» ; Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме»; Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме»; Правил пожарной безопасности (НПБ 110-03, ППБ-01-03, НПБ 88-2001), утвержденных приказами МЧС РФ от 18 июня 2003 года№№ 315, 313;
Свода правил -СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 26.12.2013 №837; СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 №178.
Так, не произведена проверка состояния огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердака операторской (п. 31 постановления правительства РФ № 390 от 25.05.2012 г «О противопожарном режиме»);
-здание операторской не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (т. 1-3 НПБ 110-03);
-не обеспечивается выполнение на объекте требований, предусмотренных ст. 6 ФЗ «Об ограничении курения табака».
-не обеспечивается размещение на территории объекта размещение знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» (п. 14 постановления правительства РФ № 390 от 25.05.2012 г «О противопожарном режиме»);
-у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, (п. 8.6 СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения)
-не обеспечивается наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", (п. 20 постановления правительства РФ № 390 от 25.05.2012 г «О противопожарном режиме»);
-нарушено обвалование расположенного на территории ГУ «Капиевское» РВС-400 (резервуар вертикальный стальной объемом 400 куб. метров) (п. 7.6 СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности);
-не устроены для перехода через обвалование РВС лестницы-переходы шириной не менее 0,7 м в количестве не менее двух - для отдельно стоящих резервуаров.
-между переходами через обвалование и стационарными лестницами на РВС не предусмотрены пешеходные дорожки шириной не менее 0,75 м. (п. 7.11 СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности);
-имеющийся водоем, из которого производится забор воды для целей пожаротушения, не имеет подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. (п. 9.4 СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности);
-не обеспечивается наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в общественных и административных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов (п. 6 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»).
Между тем, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
-разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих
работников мерам пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной
защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их
использования не по назначению.
Согласно п. 1264 приказа Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 (ред. от 12.01.2015) "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", пользователь недр обеспечивает ликвидацию скважин, не подлежащих использованию, а также сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях.
В соответствии с п. 1273 приказа, контроль за состоянием устьев ликвидированных и законсервированных скважин осуществляет пользователь недрами или уполномоченный им представитель в соответствии с действующими лицензиями на пользование недрами.
Вышеуказанные нарушения закона стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей работниками ООО «Дагбурсервис».
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
К этим обязанностям входит и заключение договора обязательного
страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, регулируются Федеральным закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее - Федеральный закон № 225-ФЗ).
Статьей 4 данного Федерального закона установлено, что владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В силу ст. 12 Федерального закона № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты ТЭК обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов ТЭК, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций. Соблюдение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности данных объектов является обязанностью руководителей субъектов ТЭК.
Согласно п. 17 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 (далее - Правила) пользователь недр должен разработать инструкцию по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов, учитывающую специфику эксплуатации месторождений и технологию проведения работ при бурении, реконструкции, ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации скважин, и согласовать ее с противофонтанной службой (противофонтанной военизированной частью).
В п. 20 Правил установлено, что пользователь недр обязан обеспечивать сохранность скважин, находящихся в консервации, и мониторинг безопасности ликвидированных скважин, расположенных в пределах лицензионного участка.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» установлен порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к их содержанию.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как следует из ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.5 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", производственная деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране атмосферного воздуха, причиняющая вред или угрожающая новым вредом, в т.ч. без получения необходимых разрешительных документов на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть приостановлена или прекращена по решению суда.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Дагбурениесервис» по доверенности Эльмурзаева Р. исковые требования прокуратуры признал в полном объеме, но с учетом предстоящего объема работы по ликвидации последствий авария и выявленных в ходе проверки нарушений просит предоставить ООО «Дагбурениесервис» на исполнение решения суда девять месяцев.
Доводы Эльмурзаева Р. в части предстоящего объема работы по ликвидации последствий авария и выявленных в ходе проверки нарушений суд считает обоснованными. Вместе с тем с учетом мнения представителя прокуратуры срок для устранения выявленных нарушений считает необходимым предоставить не три, а шесть месяцев.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска прокуратуры Ногайского района к ООО «Дагбурениесервис» принять меры, направленные на устранение
федерального законодательства, в том числе на проведение в установленном
порядке ликвидационных, ремонтно-восстановительных работ на нефтяной
скважине в групповом участке «Капиевское» (скважина № 7),
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т., удовлетворить.
Обязать ООО «Дагбурениесервис» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на устранение федерального законодательства, в том числе на проведение в установленном порядке ликвидационных, ремонтно-восстановительных работ на нефтяной скважине в групповом участке «Капиевское» (скважина № 7), расположенной на расстоянии 20 км. севернее с. Кунбатар Ногайского района РД.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ногайский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.С. Расурулаев