Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-127/2022 ~ М-171/2022 от 22.08.2022

Дело № 2-127/2022

УИД: 49RS0009-01-2021-000393-14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ягодное 12 октября 2022 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Мочалкиной А.П.,

при секретаре Воротило Т.Р.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской области Валитова Р.Р.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца, – Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничество Магаданской области» - Тимофеева В.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца, – администрации Ягоднинского городского округа Старкова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда Магаданской области гражданское дело по исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Ай-Латан» о возмещении вреда, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений,

установил:

Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ягоднинский районный суд Магаданской области с указанным выше исковым заявлением в обоснование которого указал, что Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Ай-Латан» (далее – ООО «Ай-Латан», Общество) установлено нарушение указанного законодательства, выразившееся в незаконной рубке лесных насаждений.

Проверкой установлено, что ООО «Ай-Латан» на лесном участке государственного лесного фонда, расположенном в Оротуканском лесничестве, Дебинское участковое лесничество, квартал 27, выделы №№ 109 и 129 на площади, 2,9016 га в отсутствие разрешительной документации произведено снятие полностью плодородного слоя почвы и перемещение его за пределы нарушенного земельного участка, в результате чего уничтожены до степени прекращения роста и повалены лесные насаждения (ерник (береза кустарниковая) и лиственница).

Площадь лесонарушения составила 2,1515 га.

Согласно расчету, произведенному государственным лесным инспектором в Магаданской области, ущерб, причиненный Российской Федерации незаконной рубкой лесных насаждений объемом 43 куб.м. лиственниц и ерника (березы кустарниковой), составил 426835 рублей 00 копеек.

С учетом изложенных обстоятельств просит взыскать с ООО «Ай-Латан» причиненный незаконной рубкой лесных насаждений ущерб в размере 426835 рублей 00 копеек.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - МОГКУ «Лесничества Магаданской области» полагал исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - администрации муниципального образования «Ягоднинский городской округ» полагал исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по адресу регистрации юридического лица.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), с учетом мнения участников процесса определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителя ответчика и представителя третьего лица.

Заслушав пояснения прокурора, представителей третьих лиц, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

К землям лесного фонда в силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Согласно частям 1-3 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества издаются на землях лесного фонда и населенных пунктов, на которых расположены леса (части 1 и 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 года № 1-П, лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственности особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22 мая 2008 года № 161 «Об определении количества лесничеств на территории Магаданской области и установлении их границ» на территории Магаданской области создано 7 лесничеств.

В силу статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и пых лесоматериалов).

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами подготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами унитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.

Запрещается пребывание в лесах с машинами (в том числе самоходными машинами, другими видами техники) и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса и предусмотренными частью 11 статьи 23.2 Лесного кодекса Российской Федерации, если отсутствуют законные основания для осуществления рубок лесных насаждений, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.

Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения уборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута.

В соответствии с пунктами 13 и 14 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (далее - Правила) и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута (далее - Перечень), утвержденных приказом Минприроды России от 07 июля 2020 года № 417, допускается проведение рубок лесных насаждений при использовании резервных лесов в целях геологического изучения недр (за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 43 Лесного кодекса РФ).

На лесных участках, предоставленных в аренду в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

В силу пункта 18 Правил при осуществлении использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых не допускается валка деревьев и расчистка от древесной растительности с помощью бульдозеров, захламление порубочными остатками приграничных полос и опушек, повреждение стволов и скелетных корней опушечных деревьев.

Согласно пункту 1 Перечня использование лесов в целях геологического изучения недр осуществляется без предоставления лесного участка, установления сервитута на основании разрешения уполномоченного органа в случаях, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.

В соответствии с позицией, изложенной в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ и охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют

Как установлено судом и следует из материалов дела, помощником Магаданского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7, совместно с прокурором Ягоднинского района ФИО8, старшим инспектором отделения иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Магаданской области ФИО9, заместителем командира 1 оперативного отдельного взвода ОМОН Управления Росгвардии по Магаданской области ФИО10, полицейским бойцом 2 отделения 2 взвода (отдельного) ОМОН Управления Росгвардии по Магаданской области ФИО11, государственным лесным инспектором в Магаданской области ФИО12, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Магаданской области ФИО13, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Магаданской области ФИО14 проведена проверка соблюдения требований земельного, лесного, водного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что 08 августа 2021 года на лесном участке государственного лесного фонда (Оротуканское лесничество, Дебинское участковое лесничество, квартал 27 выделы №№ 109 и 129, площадь 2,9016 га) работниками ООО «Ай-Латан» на бульдозере велись вскрышные работы на лицензионном участке Общества (лицензия МАГ 04997 БЭ для разведки и добычи полезных ископаемых), а также осуществлялась подача золотосодержащих песков на промывочный прибор.

Согласно справкам, составленным 08 августа 2021 года должностными лицами, принимавшими участие в проверке, ФИО14 и ФИО13, а также акту проверки от 08 августа 2022 года при осмотре указанного выше участка установлено, что в ходе вскрышных работ для последующей добычи недр (золота) работниками ООО «Ай-Латан» с использованием тяжелой гусеничной техники (бульдозера) произведено снятие плодородного слоя почвы лесного участка государственного лесного фонда, и положенного в Оротуканском лесничестве, Дебинское участковое лесничество, Квартал 27 выделы №№ 109 и 129 на площади 2,9016 га. Почвенно-растительный слой полностью снят и перемещен за пределы нарушенного земельного участка.

В ходе осмотра указанного лесного участка обнаружены уничтоженные до степени прекращения роста и поваленные лесные насаждения (ерник (береза кустарниковая) и лиственница).

По внешним признакам указанные лесные насаждения уничтожены в период с 04 августа 2021 года по 08 августа 2021 года.

Кроме того, часть указанных лесных насаждений уничтожена работниками ООО «Ай-Латан» с использованием бульдозера в период с 12 час. 10 мин. по 12 час. 30 мин. 08 августа 2021 года в присутствии должностных лиц, принимавших участие в проверке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Как разъяснено в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, установленные статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда вред причинен юридическим лицом или гражданином, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды. В указанных случаях ответственность наступает независимо от вины, если причинитель вреда не докажет, что вред наступил вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Основанием для расчета вреда, причиненного лесам, является в том числе самовольное использование лесов для целей, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, с учетом назначения земель, на которых они располагаются (пункт 4 Приложения № 3 Особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1730).

Как следует из имеющегося в материалах дела акта № 07-ол от 08 августа 2021 года о нарушении лесного законодательства (лесонарушения), составленного государственным лесным инспектором Магаданской области ФИО12, 08 августа 2021 года при проверке участков лесного фонда обнаружено, что на землях лесного фонда Оротуканского лесничества Дебинского участкового лесничества, в квартале 27, выделы №№ 109, 129, по ручью Ай-Латан, правый приток реки Малый Ат-Юрях, на площади 2,9016 га предприятием ООО «Ай-Латан» ведутся открытые горные работы тяжелой землеройной техникой: бульдозером и погрузчиком, введен в работу и эксплуатируется промышленный прибор для промывки песков и золотодобычи, на землях, занятых лесными насаждениями, установлено уничтожение до прекращения роста деревьев лиственницы и кустарников. То есть на территории лесонарушения имеются площади со свежевыкорченными деревьями лиственницы и кустарника – ерника (березы кустарниковой).

По данному ручью выдана лицензия на пользование недрами МАГ 04997 БЭ (сроком до 30 октября 2028 года) предприятию ООО «Ай-Латан».

При этом предприятие ООО «Ай-Латан» на ручье Ай-Латан имеет арендованный лесной участок по договорам аренды лесного участка от 13 мая 2021 года № 328/21-д (заготовка древесины) и от 13 мая 2021 года № 327/21 (геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых), местоположение участка: Магаданская область, муниципальное образование «Ягоднинский городской округ», Оротуканское лесничество, Дебинское участковое лесничество, квартал 27, выдел 129, площадью 0,7501 га, кадастровый номер 49:08:000001:5541. Указанный арендуемый участок всей площадью входит (расположен) в границах участка лесонарушения. То есть участок лесонарушения со всех сторон примыкает к арендованному лесному участку площадью 0,7501 га, кадастровый номер 49:08:000001:5541.

Указанным актом установлен вид лесонарушения – незаконная рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан.

Этим же актом установлено, что площадь лесонарушения составляет 2,1515 га из расчета 2,9016 га (общая площадь лесонарушения) – 0,7501 га (площадь арендуемого участка).

Представленный в материалы дела расчет вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, произведен в соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», постановлением Правительства РФ от 12 октября 2019 № 1318 «О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Согласно данному расчету размер ущерба, причиненного лесам, составил 426 835 рублей 00 копеек.

Расчетущербапроизведен в соответствии с действующим законодательством и сомнений у суда не вызывает. Данный расчет проверен и признан судом обоснованным.

В соответствии со статьей 56Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, объективно опровергающих доводы истца, и подтверждающих отсутствие причиненного ущерба за нарушения лесного законодательства, суду в нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, и в ходе судебного заседания таких доказательств не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответственность по возмещению ущерба, причиненного лесному фонду, должна быть возложена на ООО «Ай-Латан» и находит исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, а также учитывая, что требования прокурора удовлетворены судом, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский городской округ» государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в сумме 7 468 рублей 35 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Ай-Латан» о возмещении вреда, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений, удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ай-Латан» в доход бюджета муниципального образования «Ягоднинский городской округ» вред, причиненный незаконной рубкой лесных насаждений, в размере 426 835 рублей 00 копеек, государственную пошлину в размере 7 468 рублей 35 копеек, а всего 434 303 (четыреста тридцать четыре тысячи триста три) рубля 35 копеек.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день составления мотивированного решения суда 17 октября 2022 года.

Судья А.П. Мочалкина

22.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2022Передача материалов судье
25.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2022Судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее