УИД 58RS0019-01-2022-000819-34
№ 2-11/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2023 года с. Лопатино Пензенской области
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Швецовой О.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Лопатинского района Пензенской области Сумарукова В.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Лопатина Митрониной Е.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика администрации Лопатинского района Пензенской области Галкиной Л.Ю., действующей на основании доверенности,
при секретаре Гудковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Лопатинского района Пензенской области в защиту прав несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе села Лопатина, Отделу образования Лопатинского района Пензенской области, администрации Лопатинского района Пензенской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и осуществить финансирование,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с названным иском, указывая на следующие обстоятельства. Прокуратурой Лопатинского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МБОУ СОШ села Лопатина Лопатинского района Пензенской области. В соответствии с пунктом 1.12.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Лопатина, утвержденного отделом образования Лопатинского района 21.11.2019, образовательная организация имеет филиалы: филиал МБОУ СОШ села Лопатина в селе Бузовлево, расположенный по адресу: <адрес>; филиал МБОУ СОШ села Лопатина в селе Пылково, расположенный по адресу: <адрес> филиал МБОУ СОШ села Лопатина в селе Козловке, расположенный по адресу: <адрес>Б.
Также в силу пунктов 1.4, 1.5 вышеуказанного Устава учредителем имущества образовательной организации является Отдел образования Лопатинского района Пензенской области.
Собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование – Лопатинский район.
В ходе проверки установлено, что 02.02.2022 территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пензенской области в г. Кузнецк, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах вынесено предписание МБОУ СОШ села Лопатина Лопатинского района Пензенской области с целью устранения выявленных нарушений в установленные сроки. Указанные сроки установлены до начала нового учебного 2022-2023 года.
Согласно ответу директора МБОУ СОШ с. Лопатина от 03.08.2022 № на вышеуказанное предписание – указанные в предписании нарушения устранены. Однако в соответствии с ответом от 25.08.2022 № не все из указанных нарушений устранены ввиду отсутствия денежных средств.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что до настоящего времени в МБОУ СОШ села Лопатина кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств не обеспечены горячим водоснабжением; в учебных кабинетах (русский язык и литература), пищеблоке, рекреации поднятия по лестнице имеют дефекты в отделке стен, потолков и полов.
В филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Бузовлево кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии не обеспечены горячим водоснабжением; на пищеблоке до настоящего времени не предусмотрен производственный стол, предназначенный для обработки пищевых продуктов (ОВ); в спортивном зале имеются дефекты в отделке стен и потолков, наличие потеков; на пищеблоке в холодном цеху для обеззараживания воздуха не установлена бактерицидная установка.
Также в филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Пылково кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии не обеспечены горячим водоснабжением; конструкция окон в учебных кабинетах для обучающихся (1-4 классы), физики, химии, математики, русского языка и литературы, географии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблок не обеспечивает возможность проведения проветривания помещений в любое время года (деревянные рамы деформированы, затруднено их открывание, ввиду многолетней эксплуатации, тем самым не имеется возможности проводить их качественное мытье); в кабинете математики остекление окна выполнено не из цельного стекла (стекло разбито, имеется трещина); в спортивном зале имеются дефекты в отделке потолков.
Кроме того, в филиале МБОУ СОШ села Лопатино в с. Козловка в конструкция окон в учебных кабинетах для обучающихся (№ 1, № 6, № 7, 1-3 классы), физики и химии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблоке не обеспечивает возможность проветривания помещений в любое время года (деревянные рамы деформированы, затруднено их открывание, ввиду многолетней эксплуатации, тем самым не имеется возможности проводить их качественное мытье).
Администрация Лопатинского района Пензенской области, являющаяся собственником здания, и отдел образования, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного образовательного учреждения, обязаны финансово обеспечить МБОУ СОШ села Лопатина работы по устранению нарушений законодательства.
Причинами допущенных нарушений законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственного за данный участок работы, а также отсутствие должного контроля со стороны руководства, что в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения.
Выявленные нарушения законодательства создают непосредственную опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся школ и педагогов, и наступлению иных тяжких последствий.
Прокурор просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лопатина в срок до 01 сентября 2023 года устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно:
- в МБОУ СОШ села Лопатина кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств обеспечить горячим водоснабжением; в учебных кабинетах (русский язык и литература), пищеблоке, рекреации поднятия по лестнице устранить дефекты в отделке стен, потолков и полов;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Бузовлево кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии обеспечить горячим водоснабжением; предусмотреть на пищеблоке производственный стол, предназначенный для обработки пищевых продуктов (ОВ); в спортивном зале устранить дефекты в отделке стен и потолков, потеки; на пищеблоке в холодном цеху для обеззараживания воздуха установить бактерицидную установку;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Пылково кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии обеспечить горячим водоснабжением; в учебных кабинетах для обу4чающихся (1-4 классы), физики, химии, математики, русского языка и литературы, географии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблоке произвести ремонт оконных рам; в кабинете математики остекление окна выполнить из цельного стекла (заменить разбитое стекло); в спортивном зале устранить дефекты в отделке потолков;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатино в с. Козловка в учебных кабинетах для обучающихся (№ 1, № 6, № 7, 1-3 классы), физики и химии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблоке произвести ремонт оконных рам.
Возложить на Отдел образования Лопатинского района Пензенской области и администрацию Лопатинского района Пензенской области обязанность по финансированию мер на устранение нарушений санитарного законодательства в случае недостаточности средств у МБОУ СОШ с. Лопатина.
В ходе рассмотрения дела представитель истца помощник прокурора Лопатинского района Пензенской области Сумаруков В.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лопатина в срок до 01 сентября 2023 года устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно:
- в МБОУ СОШ села Лопатина кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств обеспечить горячим водоснабжением; в учебных кабинетах (русский язык и литература), пищеблоке, рекреации поднятия по лестнице устранить дефекты в отделке стен, потолков и полов;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Бузовлево кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии обеспечить горячим водоснабжением;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Пылково кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии обеспечить горячим водоснабжением; в учебных кабинетах для обу4чающихся (1-4 классы), физики, химии, математики, русского языка и литературы, географии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблоке произвести ремонт оконных рам; в кабинете математики остекление окна выполнить из цельного стекла (заменить разбитое стекло); в спортивном зале устранить дефекты в отделке потолков;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатино в с. Козловка в учебных кабинетах для обучающихся (№ 1, № 6, № 7, 1-3 классы), физики и химии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблоке произвести ремонт оконных рам.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Лопатинского района Пензенской области Сумаруков В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске с учетом его уточнения, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Лопатина Митронина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично, указав, что требование об обеспечении кабинетов горячим водоснабжением невыполнимо из-за отсутствия технической возможности, поскольку здание школы в Лопатине, является зданием постройки 1972 года и в нем отсутствуют необходимые инженерные коммуникации.
Представитель ответчика администрации Лопатинского района Пензенской области Галкина Л.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала, согласившись с выявленными нарушениями, указав, что на устранение данных нарушений необходимо достаточное финансирование, что в настоящее время отсутствует, запрошенный истцом срок исполнения обязанностей является чрезвычайно заниженным с учетом объема предстоящих работ.
Представитель ответчика отдела образования Лопатинского района Пензенской области Фадин А.Н., действующий на основании распоряжения о назначении на должность, в судебное заседание после объявленного перерыва не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. При своей явке 17 января 2023 года в судебном заседании Фадин А.Н. исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что требование об обеспечении кабинетов горячим водоснабжением невыполнимо из-за отсутствия технической возможности, поскольку в зданиях школ отсутствуют необходимые инженерные коммуникации, для проведения которых потребуется реконструкция здания. При этом пояснил, что имеется возможность установки водонагревательных приборов для обеспечения указанных кабинетов горячим водоснабжением. На сегодняшний день в филиале МБОУ СОШ с.Лопатина в с.Бузовлево устранены следующие выявленные нарушения: установлен в пищеблоке производственный стол, предназначенный для обработки пищевых продуктов, на пищеблоке в холодном цеху для обеззараживания воздуха установлена бактерицидная установка, в спортивном зале проведен ремонт и устранены дефекты в отделке стен и потолков, потеки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, Управления финансов Лопатинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования признает в полном объеме.
Суд в силу положений ст. 167ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, использовавших по собственному усмотрению право на участие в судебном заседании.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» государства-участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1, пунктом 3 части 4 статьи 41 вышеуказанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.2 ст.24 и ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу пп.2.5.2 – 2.5.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», полы не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с п.2.7.2 СанПин 2.4.3648-20 конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года.
Согласно п.2.8.3 СанПин 2.4.3648-20 остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин, и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Также в силу п.3.4.13 СанПин 2.4.3648-20 холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, столовая, душевые, умывальные, комнаты (кабины) личной гигиены, помещения медицинского назначения, кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также туалеты.
В соответствии с п.2.4.6.2 СанПин 2.4.3648-20 помещения для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции оборудуются технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем в соответствии с гигиеническими нормативами, а также в целях соблюдения технологии приготовления блюд, режима обработки, условий хранения пищевой продукции. Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими, устойчивыми к действию моющих и дезинфекционных средств, выполнены из материалов для контакта с пищевыми продуктами. Количество технологического, холодильного и моечного оборудования, инвентаря, кухонной и столовой посуды должно обеспечивать поточность технологического процесса, а объем единовременно приготавливаемых блюд должен соответствовать количеству непосредственно принимающих пищу лиц. Для обеззараживания воздуха в холодном цехе используется бактерицидная установка для обеззараживания воздуха.
В соответствии с пунктом 1.12.Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Лопатина, утвержденного отделом образования Лопатинского района 21.11.2019, образовательная организация имеет филиалы: филиал МБОУ СОШ села Лопатина в селе Бузовлево, расположенный по адресу: <адрес>; филиал МБОУ СОШ села Лопатина в селе Пылково, расположенный по адресу: <адрес>А; филиал МБОУ СОШ села Лопатина в селе Козловке, расположенный по адресу: <адрес>Б.
Также в силу пунктов 1.4, 1.5 вышеуказанного Устава учредителем имущества образовательной организации является Отдел образования Лопатинского района Пензенской области.
Собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование – Лопатинский район.
В судебном заседании установлено, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пензенской области в г. Кузнецк, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах проведена проверка в МБОУ СОШ с. Лопатина, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В материалах дела имеется копия предписания ТО Управления Роспотребнадзора по Пензенской области № от 02.02.2022 об устранении выявленных нарушений, вынесенного в адрес МБОУ СОШ села Лопатина Лопатинского района Пензенской области с целью устранения выявленных нарушений в установленные сроки до начала нового учебного 2022-2023 года.
Как следует из ответа директора МБОУ СОШ с. Лопатина на вышеуказанное предписание от 25.08.2022 №, не все выявленные нарушения будут устранены ввиду отсутствия денежных средств.
На основании решения и.о. прокурора Лопатинского района Пензенской области о проведении проверки № от 11.11.2022 прокуратурой Лопатинского района Пензенской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МБОУ СОШ села Лопатина Лопатинского района Пензенской области.
Согласно справке о результатах прокурорской проверки от 06.12.2022, до настоящего времени в МБОУ СОШ с. Лопатина кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств не обеспечены горячим водоснабжением; в учебных кабинетах (русский язык и литература), пищеблоке, рекреации поднятия по лестнице имеют дефекты в отделке стен, потолков и полов;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Бузовлево кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии не обеспечены горячим водоснабжением; на пищеблоке до настоящего времени не предусмотрен производственный стол, предназначенный для обработки пищевых продуктов (ОВ); в спортивном зале имеются дефекты в отделке стен и потолков, наличие потеков; на пищеблоке в холодном цеху для обеззараживания воздуха не установлена бактерицидная установка;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Пылково кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии не обеспечены горячим водоснабжением; конструкция окон в учебных кабинетах для обучающихся (1-4 классы), физики, химии, математики, русского языка и литературы, географии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблок не обеспечивает возможность проведения проветривания помещений в любое время года (деревянные рамы деформированы, затруднено их открывание, ввиду многолетней эксплуатации, тем самым не имеется возможности проводить их качественное мытье); в кабинете математики остекление окна выполнено не из цельного стекла (стекло разбито, имеется трещина); в спортивном зале имеются дефекты в отделке потолков;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатино в с. Козловка в конструкция окон в учебных кабинетах для обучающихся (№ 1, № 6, № 7, 1-3 классы), физики и химии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблоке не обеспечивает возможность проветривания помещений в любое время года (деревянные рамы деформированы, затруднено их открывание, ввиду многолетней эксплуатации, тем самым не имеется возможности проводить их качественное мытье).
Данные факты подтверждаются фотоматериалами, приложенными к справке.
Вышеуказанные обстоятельства, установленные судом, а также обстоятельство невыполнения требований об устранении нарушений санитарного законодательства, в судебном заседании сторонами признавались.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательной организации, дошкольного образования и интерната при общеобразовательной организации, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты общеобразовательных организациях.
Здания МБОУ СОШ с. Лопатина, филиалов в с. Бузовлево, в с. Пылково не являются вновь построенными и не находятся на стадии реконструкции.
Доказательств отсутствия технической возможности обеспечения горячим водоснабжением (в том числе путем установки водонагревателей) в помещениях, согласно п. 8.1 СанПиН и финансирования мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и санитарно-эпидемиологических норм в данной части ответчиками суду не предоставлено.
Ссылки ответчиков на то, что техническая возможность устранения указанных нарушений отсутствует, поскольку в зданиях школ отсутствуют необходимые инженерные коммуникации несостоятельны, поскольку указанные факты не свидетельствуют об отсутствии технической возможности проведения установки водонагревательных приборов.
Доводы представителей ответчиков в части возникновения ряда выявленных нарушений вследствие недостаточного финансирования не могут являться обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, так как обстоятельств, объективно препятствовавших учреждению соблюсти требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не установлено, и проявление ответчиками должной степени заботливости и осмотрительности при осуществлении образовательной деятельности, которая от них требовалась для недопущения выявленных нарушений, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что выявленные в ходе проведенной в 2022 году в МБОУ СОШ села Лопатина Лопатинского района Пензенской области прокурорской проверки вышеперечисленные нарушения требований СанПиН 2.4.2.3638-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» до сих пор не устранены.
Причинами допущенных нарушений законодательства об образовании и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ответственного за данный участок работы, а также отсутствие должного контроля со стороны руководства, что в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения.
Учитывая, что несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, требований санитарного законодательства, создает угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников образовательного учреждения, исковые требования являются обоснованными, поскольку направлены на понуждение к выполнению требований санитарных норм и правил путем устранения выявленных нарушений обязательных требований.
При таких обстоятельствах в совокупности, суд, установив наличие нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных МБОУ СОШ с. Лопатина, не устраненных на момент рассмотрения настоящего дела, при наличии соответствующего предписания органа исполнительной власти, считает необходимым возложить на указанных ответчиков обязанность по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, характера действий, которые требуется совершить ответчику для выполнения обязанностей, суд, соглашаясь с истцом, полагает возможным установить срок для выполнения этих обязанностей – до 01 сентября 2023 года.
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), … включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 1.4 Устава МБОУ СОШ с. Лопатина (далее – Образовательная организация) учредителем имущества образовательной организации является Отдел образования Лопатинского района Пензенской области.
Собственником имущества Образовательной организации, согласно п.1.5 Устава является Муниципальное образование Лопатинский район Пензенской области. Функции и полномочия собственника осуществляет администрация Лопатинского района Пензенской области. Объекты собственности, закреплённые за образовательной организацией, находятся в его оперативном управлении с момента передачи имущества.
В соответствии с п. 1.8 Устава Образовательная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием и не вправе отказаться от его выполнения. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения определяется для образовательной организации Учредителем. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание имущества, закрепленного за Образовательной организацией собственником на праве оперативного управления в виде субсидий из бюджета муниципального образования.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.
При этом в силу положений пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Исходя из этих законоположений, муниципальное образование Лопатинский района Пензенской области, являющееся собственником здания и Отдел образования, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, обязаны финансово обеспечить устранение нарушений в школе и филиалах.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Муниципальное учреждение является получателем бюджетных средств. Бюджетное финансирование осуществляется в виде бюджетных ассигнований.
Статьей 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств определены в п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, согласно положениям которого главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; 3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; 9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Согласно п. 4.1 решения Собрания представителей Лопатинского района Пензенской области № от 18.10.2011 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Лопатинского района Пензенской области» администрация Лопатинского района наделена полномочиями по принятию решений по наделению имуществом муниципальных предприятий, учреждений и закреплению его за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения или его изъятию (п.п.2); по принятию мер по предупреждению банкротства предприятий, учреждений их финансовому оздоровлению и проведению досудебной санации для восстановления их платежеспособности (п.п. 8); выполнение функций органа по управлению имуществом, предусмотренных законодательством и нормативными правовыми актами по приватизации (п.п.14); выполнение функций продавца имущества и земельных участков, предусмотренных законодательством и нормативными правовыми актами по приватизации (п.п.15); выполнение функций арендодателя (нанимателя) имущества (п.п.16).
В силу вышеизложенных требований закона, суд полагает необходимым возложить на отдел образования Лопатинского района Пензенской области и администрацию Лопатинского района Пензенской области обязанность по финансированию МБОУ СОШ с. Лопатина мер по устранению вышеуказанных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Прокурор Лопатинского района Пензенской области освобожден в силу требований законодательства РФ от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (в настоящем случае 300 руб.); исковые требования судом удовлетворены к трем ответчикам, два из которых также освобождены от уплаты государственной пошлины. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины (МБОУ СОШ с. Лопатина) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей (300 руб.: 3), предусмотренном ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Лопатинского района Пензенской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лопатина в срок до 01 сентября 2023 года устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно:
- в МБОУ СОШ села Лопатина кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств обеспечить горячим водоснабжением; в учебных кабинетах (русский язык и литература), пищеблоке, рекреации поднятия по лестнице устранить дефекты в отделке стен, потолков и полов;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Бузовлево кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии обеспечить горячим водоснабжением;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатина в с. Пылково кабинеты для обучающихся (1-4 классы), физики, химии обеспечить горячим водоснабжением; в учебных кабинетах для обучающихся (1-4 классы), физики, химии, математики, русского языка и литературы, географии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблоке произвести ремонт оконных рам; в кабинете математики остекление окна выполнить из цельного стекла (заменить разбитое стекло); в спортивном зале устранить дефекты в отделке потолков;
- в филиале МБОУ СОШ села Лопатино в с. Козловка в учебных кабинетах для обучающихся (№ 1, № 6, № 7, 1-3 классы), физики и химии, помещении, где используется электронное оборудование, пищеблоке произвести ремонт оконных рам.
Возложить на Отдел образования Лопатинского района Пензенской области и администрацию Лопатинского района Пензенской области обязанность по финансированию мер на устранение нарушений санитарного законодательства в случае недостаточности средств у МБОУ СОШ с. Лопатина.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Лопатина в доход муниципального образования Лопатинский район Пензенской области государственную пошлину в размере 100 (ста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 18 января 2023 года.
Председательствующий: О.В. Швецова