Строка статотчета 2.129
55RS0005-01-2022-001265-95
Дело № 2-1034/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А., при секретаре судебного заседания Драгуновской М.И., при участии в организации и подготовке судебного процесса помощника судьи Митиной Е.Е,, рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта 2022 года в городе Омске гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Омской области к Романову Е.В. о предоставлении доступа в жилое помещение,
установил:
Государственная жилищная инспекция Омской области обратилась в суд с требованием к Романову Е.В. о предоставлении доступа в жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указано, что в Государственную жилищную инспекцию Омской области поступило обращение по факту самовольной перепланировки и переустройства квартиры № многоквартирного дома № <адрес> в г.Омске.
В соответствии с Положением о Госжилинспекции, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 года № 2, Госжилинспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим полномочия по проведению обследования объектов жилищного фонда.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры <адрес> в г. Омске является Романов Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С целью обследования квартиры государственным жилищным инспектором Омской области Ивановой С.А. предпринимались попытки по доступу в квартиру с целью проведения обследования жилого помещения на предмет ее соответствия технической документации, путем направления требования о месте и времени планируемого обследования, однако доступ в квартиру предоставлен не был.
На основании изложенного просит возложить на Романова Е.В. обязанность предоставить должностным лицам Государственной жилищной инспекции Омской области доступ для проведения обследования квартиры № многоквартирного дома <адрес> в г. Омске.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Мерзлых Т.С. поддержала заявленные доводы и требования. Из обращения, поступившего в Государственную жилищную инспекцию, следует, что в квартире ответчика произведена перепланировка, в том числе установлена гидромассажная ванна, что приводит к протечкам в ниже расположенные жилые помещения. Последнее требование было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ с датой осмотра, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, но дверь инспектору не открыли, доступ не предоставили. Ранее судом было вынесено решение по иску администрации Советского административного округа города Омска о возложении на ответчика обязанности привести жилое помещение в первоначальное состояние.
Ответчик Романов Е.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом мнения представителя истца и надлежащего извещения ответчика, не просившего об отложении слушания дела или рассмотрении дела в его отсутствие, суд, руководствуясь ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.05.2021 № 292/пр собственник обязан: а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) обеспечивать сохранность жилого помещения; в) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей.
Из положений статей 25 и 26 ЖК РФ следует, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующее внесение изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно положениям частей 1, 2, 4 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 № 2, Госжилинспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим полномочия по проведению обследования объектов жилищного фонда.
Судебным разбирательством установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, что Романов Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ (1/2 доля) и с ДД.ММ.ГГГГ (1/2 доля) является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 101,7 кв. м (л.д. 56-61).
Согласно решению Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, на Романова Е.В. возложена обязанность привести квартиру <адрес> в г. Омске в первоначальное состояние, а именно: устранить соединение жилой комнаты с кухней, жилой комнаты с ванной комнатой (л.д. 11-16).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию Омской области поступили обращения жильца квартиры <адрес> Б. с просьбой провести проверку соблюдения жилищного законодательства собственником квартиры <адрес> в г. Омске (л.д. 7-10, 18-23).
Распоряжением Государственной жилищной инспекции по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении собственника жилого помещения по адресу: <адрес> Романова Е.В. в целях осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Омской области на основании обращения о перепланировки в квартире №. Срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГ Романову Е.В. направлено требование о предоставлении доступа ДД.ММ.ГГГГ с 14-00 по 17-30 должностным лицам Госжилинспекции Омской области в жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 25-29).
Согласно акту проверки, составленному ДД.ММ.ГГГГ в 15-20, доступ в квартиру по адресу: <адрес>, не предоставлен (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ Романову Е.В. направлено требование о предоставлении доступа ДД.ММ.ГГГГ с 14-00 по 17-30 должностным лицам Госжилинспекции Омской области в жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 31-35).
Согласно акту проверки, составленному ДД.ММ.ГГГГ в 15-20, доступ в квартиру по адресу: <адрес>, не предоставлен (л.д. 35).
Ответчик в судебное заседание не явился, доказательств предоставления должностным лицам Госжилинспекции Омской области доступа в жилое помещение для его обследования, либо причин не предоставления такого доступа не представил.
В силу положений п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют, в том числе право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Аналогичные положения предусмотрены подп. 2 п. 11 Положения о Государственной жилищной инспекции Омской области и подп.2 пункта 1.5.2 Административного регламента проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, утвержденного Приказом Госжилинспекции Омской области от 13 мая 2013 года №1.
В соответствии с пунктом 1.4.1 Административного регламента предметом государственной функции является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Таким образом, в рамках возложенных полномочий Государственная жилищная инспекция Омской области вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и Омской области.
С учетом исследованных судом доказательств, установлено, что Государственной жилищной инспекцией Омской области издано распоряжение о проведении проверки квартиры, принадлежащей на праве собственности Романову Е.В., на соблюдение им требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, для чего необходим доступ в жилое помещение, принадлежащее ответчику.
Проверочные мероприятия направлены на выяснение наличия либо отсутствия факта перепланировки в квартире ответчика, поскольку только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения и исполнять возложенные на него функции.
С учетом приведенных обстоятельств, суд находит исковые требования Государственной жилищной инспекции Омской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Государственной жилищной инспекции Омской области к Романову Е.В. о предоставлении доступа в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Романова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставить должностным лицам Государственной жилищной инспекции Омской области доступ для проведения обследования квартиры № многоквартирного дома <адрес> в городе Омске.
Взыскать с Романова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета города Омска.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.А. Еленская
Мотивированное решение составлено 07 апреля 2022 года.