№ 12-39/2022
РЕШЕНИЕ
село Кизильское 29 сентября 2022 года
Судья Агаповского районного суда Челябинской области Землянская Ю.В., с участием представителя администрации Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области Наумовой В.Ю., рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия Агаповского районного суда Челябинской области в селе Кизильское Кизильского района Челябинской области жалобу Главы администрации Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области Беркумбаевой А.С. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мынты А. Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мынты А. Г. от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области признана виновной в неисполнении требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, т. е. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Глава администрации Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области Беркумбаева А.С., получив копию указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ и не согласившись с ним, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия в действиях администрации состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указала, что на основании исполнительного листа ФС №, выданного Кизильским районным судом Челябинской области по делу №, ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения по которому является возложение на администрацию Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области обязанностей по обеспечению разработки и согласования проектов организации зон санитарной охраны водозаборов, обеспечения организации зон санитарной охраны скважин в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозаборов, по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды, а также по проведению производственного контроля на источниках водоснабжения поселков. Исполнить решение суда у администрации Новоершовского сельского поселения не имелось ни полномочий, ни возможности, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения поселения не относится, в силу ст.15 указанного закона включена в вопросы местного значения муниципального района. С 2015 года по настоящее время никакие распорядительные акты по исполнения решения не принимались, предоставленные межбюджетные трансферты для осуществления полномочий по исполнению решения суда были недостаточны. Работы по организации зоны санитарной охраны скважины начались после разработанного Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ проекта зон санитарной охраны скважины, согласно сметного расчета на выполнение работ по исполнению решения суда требуется 932000 руб., однако денежных средств, для проведения мероприятий по исполнению решения суда недостаточно, на неоднократные ходатайства о выделении денежных средств, на имя Главы администрации Кизильского муниципального района, были получены ответы об отсутствии денежных средств в бюджете, расходование средства из собственного местного бюджета в силу Бюджетного законодательства не допустимо. В постановлении о привлечении администрации Новоершовского сельского поселения должностным лицом не приведены обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, которые бесспорно свидетельствовали бы о наличии у привлекаемого лица обязанностей по исполнению требований, указанных в решении суда, и возможностей для их соблюдения. Кроме того, считает, что срок привлечения к административной ответственности истек, который подлежал исчислению с момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель администрации Новоершовского сельского поселения Наумова В.Ю. доводы изложенные в жалобе, поддержала.
В судебное заседание начальник отдела – старший судебный пристав Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мынта А.Г. не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление о привлечение администрации Новоершовского сельского поселения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ принято на основании административного материала, в том числе протокола по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в присутствии представителя (главы) администрации Новоершовского сельского поселения, а также постановления судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства подлежат оценке в их совокупности в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
Обязательным условием привлечения лица к административной ответственности по данной норме является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в связи с неисполнением требований неимущественного характера и неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Днем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является день, следующий за днем исполнения обязанности, указанным в требовании судебного пристава.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судом были истребованы подлинные материалы дела. Так из содержания протокола об административном правонарушении №-АП следует, что он был составлен судебным приставом-исполнителем Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ в присутствии Главы администрации Новоершовского сельского поселения, которым были даны письменные объяснения. Также в протоколе указано, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП принято в МСОСП по ОВИП для исполнения, ему присвоен №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения. Установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ. Вторым пунктом данного постановления должник предупрежден, что в случае не исполнения решения суда во вновь установленный срок исполнения, судебным приставом-исполнителем будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный КоАП РФ. В протоколе также имеются сведения, что данное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в подлинниках материалов дела, представленных по запросу суда, данных о направлении, либо вручении копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения администрацией Новоершовского сельского поселения не имелось.
Данные обстоятельства, отраженные в протоколе об административном правонарушении ничем не подтверждёны. Между тем, выяснение данных обстоятельств имеет существенное правовое значение, поскольку частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, что предполагает принятие мер по извещению должника о таком постановлении об установленном сроке путем направления (вручения) ему данного постановления.
Кроме того, какие именно были даны письменные объяснения Главой Новоершовского сельского поселения, при составлении протокола об административном правонарушении, материалы дела также не содержат, к протоколу не приложены. Приложенные к материалам дела письменные объяснения главы администрации Новоершовского сельского поселения датированы ДД.ММ.ГГГГ, т.е. данные позже даты составления протокола.
Приводимые в рамках дела процессуальные действия регламентированы соответствующими нормами процессуального права, закрепленными в КоАП РФ. О проведении каждого такого действия составляется определенный процессуальный акт, являющийся доказательством по делу и неотъемлемой частью дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, полученные в ходе расследования дела, являются фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, т.е. являются доказательствами (ст.26.2 КоАП РФ).
Таким образом, все доказательства, добытые в ходе расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, должны находиться в материалах дела, и не подлежат изъятию из него.
Вышеуказанные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о том, что должностным лицом соблюдены требования ст.ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в связи с чем обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу.
Поскольку ко дню рассмотрения жалобы, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение тому же должностному лицу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мынты А. Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ в отношении администрации Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района Челябинской области отменить, возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, начальнику отдела – старшему судебному приставу Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Мынте А. Г. на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Челябинский областной суд.
Судья: