ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу №...
г. Уфа 16 августа 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ахмадова М.Н. на постановление судьи Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Ахмадова М.Н.,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года Ахмадов М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за счет собственных средств.
Не соглашаясь с постановлением судьи Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года, Ахмадов М.Н. обжалует его в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, просит изменить, исключив из него указание на назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие Ахмадова М.Н., инспектора отделения по вопросам миграции ОМВД России по Иглинскому району, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 ст. 5 Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 30 июня 2021 года в 16 час. 30 мин. в ОВМ ОМВД России по Иглинскому району по адресу: ... выявлен гражданин Республики ... Ахмадов М.Н., въехавший на территорию Российской Федерации 15 августа 2011 года, пребывающий по адресу: ..., который по окончании законного срока пребывания в Российской Федерации, истекшего 11 ноября 2011 года, уклонился от выезда с территории Российской Федерации, документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации, у Ахмадова М.Н. отсутствуют, чем нарушено требование ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Указанные обстоятельства подтверждаются:
протоколом об административном правонарушении №... от 30 июня 2021 года, при составлении которого заявителю были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право на защитника и переводчика, ходатайство о предоставлении возможности воспользоваться помощью переводчика не заявлено, замечаний по содержанию протокола не принесено (л.д. 1);
рапортом инспектора ОВМ ОМВД России по Иглинскому району ФИО3. от 30 июня 2021 года о выявлении гражданина Республики ... Ахмадова М.Н., пребывающего на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет (л.д. 2);
объяснением Ахмадова М.Н. от 30 июня 2021 года, согласно которому с ноября 2011 года он незаконно проживает на территории Российской Федерации и не имеет документов, подтверждающих его право пребывать в Российской Федерации. В декабре 2012 года серьезно заболел, была ... болезнь ..., затем ..., долго был на реабилитации, во время ... приступа на улице потерял свой паспорт. С 2015 года восстанавливал паспорт, сейчас восстановил. Хочет встать на миграционный учет и получить разрешение на работу (патент). Свою вину полностью признает, раскаивается (л.д. 3);
сведениями СПО «Мигрант -1» (Версия 2.43.0) – Досье, согласно которым гражданин Республики ... Ахмадов М.Н. прибыл в Российскую Федерацию 15 августа 2011 года, планируемая дата убытия – 11 ноября 2011 года (л.д. 4).
Все представленные доказательства проверены судьей Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан в совокупности друг с другом, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Судья межрайонного суда пришел к правильному выводу о совершении Ахмадовым М.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Юридическая квалификация и оценка его действиям даны верные.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены. Дело судьей межрайонного суда рассмотрено с его участием.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Между тем при рассмотрении жалобы Ахмадова М.Н. необходимо учесть следующее.
Согласно подпункту «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановлено установить, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.
Учитывая приведенные положения Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года № 364, назначение Ахмадову М.Н. дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации является необоснованным, его следует исключить из обжалуемого постановления.
Таким образом, постановление судьи Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Ахмадова М.Н. подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л а:
жалобу Ахмадова М.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Ахмадова М.Н. изменить, исключив из него указание на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2021 года оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова
Справка:
судья межрайонного суда Залов А.Ф. (дело №...)