УИД №RS0№-28 Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 октября 2023 года
Калачёвский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Косолаповой В.А., при секретаре судебного заседания Буровой Н.С., с участием заместителя прокурора Калачёвского района <адрес> Шапкиной Л.В., истца Олейниковой Е.А., представителя ответчика Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> Шира Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачёвского района <адрес> действующего в интересах Олейникова С. В., Олейникова В. С., Олейникова Н. С., Олейниковой Е. А. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Олейниковой А. С. к Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности обеспечить земельный участок, предоставленный многодетной семье под индивидуальное жилищное строительство объектами инженерной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Калачёвского района <адрес> действующий в интересах Олейникова С. В., Олейникова В. С., Олейникова Н. С., Олейниковой Е. А. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Олейниковой А. С. обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес>, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при реализации многодетными семьями права на получение земельных участков, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, в результате которой выявлены нарушения. Установлено, что семье Олейниковых администрацией Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес>, как семье имеющим трех и более детей, предоставлен земельный участок, по адресу: <адрес> участок №. Однако предоставленный земельный участок инженерной инфраструктурой и транспортным сообщением в полной мере не обеспечены. Просил суд обязать Администрацию Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой) к земельному участку с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> участок № в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Шапкина Л.В., истец Олейникова ЕА. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Олейниковой А.С. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> Шира Е.С. возражала против удовлетворения требований.
Истцы Олейников В.С., Олейников Н.С., Олейников С.В. извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица ООО «Газпром газораспределение Волгоград» извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв по существу требований.
Представитель третьего лица АО «Волгоградоблэлектро» извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в прошлом судебном заседании пояснил, что массив где расположен участок истцом элекрофицирован, для подключения необходимо обратиться в ресурсопоставляющую организацию для заключения договора и подведения электропроводки к земельному участку истцов.
Представитель третьего лица Комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в прошлом судебном заседании возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв по существу требований.
Представитель третьих лиц <адрес>, Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса <адрес> извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в прошлом судебном заседании возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв по существу требований.
Представитель третьего лица МУП «Калачводоканал» извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в прошлом судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указал, что собственником земельного участка не подготовлена проектная документация на объект капитального строительства, в связи с чем исполнить решение суда в этой части будет затруднительно.
Представитель третьего лица Государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства"извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в прошлом судебном заседании возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв по существу требований.
Представители третьих лиц Комитет финансов <адрес>, Комитет транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, Государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства", МУП "Калачтеплосервис", "Калачтеплосети" извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На территории <адрес> такой порядок установлен <адрес> от 14 июля 2015 г. N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", пунктом 2 статьи 1 которого закреплено право граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории <адрес> в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенных пунктов.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья Президентом Российской Федерации 07.05.2012 издан Указ № 600.
Согласно подпункту «а» пункта 2 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Пунктами 49, 62 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Аналогичные положения содержались и в подпунктах 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2023.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (до 01.01.2023 - в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 названной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 названного Закона).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского поселения обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.
Правовое регулирование обеспечения инфраструктурой земельных участков, выделенных гражданам, имеющим трех и более детей, из муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и по вопросам финансирования на указанные цели, отсутствует.
На основании положений части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должно учитываться, что если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (ст. 7, ч. 2; ст. 38, ч. 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.
Нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (пп. 24, 29 п. 2 ст. 26.3).
Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном выше определении разъяснил, что понятие «организация», используется для целей определения вопросов местного значения, которое подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин «организация» в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.Исходя из системного анализа приведенных норм, обязанность по организации и обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что администрацией Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> семье Олейниковых, как семье имеющей трех и более детей, на основании постановления главы Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> участок №.
Согласно выписке из ЕГРН, право собственности на земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> участок № зарегистрировано за Олейниковым С.В.
Прокуратурой Калачёвского района <адрес> по обращению Олейникова С.В. проведена проверка исполнения законодательства о мерах социальной поддержки многодетным семьям, в ходе которой установлено что представленный семье Олейниковых земельный участок инженерной инфраструктурой и транспортным сообщением в полной мере не обеспечены.
В ходе судебного заседания не оспаривалось сторонами, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> участок №, отсутствуют здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.
Согласно Проектной документации, определены территории общего пользования спорного земельного участка в квартале, где он расположен, определена транспортная и инженерная инфраструктура, в которую входит улично-дорожная сеть, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, хозяйственно-бытовая канализация не предусмотрена, в виду отсутствия централизованной системы канализации.
Поворотные точки координат земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> участок №, истцами Олейниковыми были вынесены и закреплены на местности знаками (металлическими кольями), только ДД.ММ.ГГГГ.
На неоднократные требования суда предоставить проектную документацию по строительству жилого дома, который планирует возвести семья Олейниковых на представленном им как многодетной семье, сторона истца уклонилась.
До обращения в суд с настоящим иском, Олейников С.В. как собственник земельного участка не обращался в ресурсопоставляющие организации с целью присоединения принадлежащего ему земельного участка к объектам инженерной инфраструктуры (газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением).
В ходе судебного заседания установлено, и не оспаривалось сторонами, что столб для подведения электрических сетей к земельному участку Олейникова С.В. находится в непосредственной близости самого земельного участка, что также подтвердила в судебном заседании Олейникова Е.А., представив на обозрение суда фотографию принадлежащего им земельного участка, из которой усматривалось, что стоб передачи электроэнергии расположен по границе принадлежащего им земельного участка.
На обращение Олейникова С.В. о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к сетям газораспределения, дан ответ, что Олейниковым С.В. представлен не полный пакет документов, не представлены: ситуационный план, копия документа подтверждающего право собственности на домовладение.
Предоставленный Олейникову С.В. земельный участок не обеспечен инфраструктурой (водоснабжение, водоотведение, дорожное сообщение), что следует из материалов гражданского дела и не оспаривается сторонами.
Разрешая требования о возложении на Администрацию Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> обязанность по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры (водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой) к земельному участку с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> участок №, суд приходит к выводу об удовлетворении в этой части исковых требований, поскольку непринятие органом местного самоуправления мер, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, путем организации подъездной дороги, водоснабжения и водоотведения на земельных участках, предоставленных многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в качестве меры социальной поддержки, нарушает их конституционные права и законные интересы.
Разрешая требования истцов обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, электроснабжением) к земельному участку с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> участок №, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении в этой части исковых требований, в виду следующего.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации РФ от 15.12.2021 № 3603-р Единым оператором газификации определено общество с ограниченной ответственностью "Газпром газификация".
Особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации определены разделом VII Правил подключения (технологического присоединения) газоислользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее - Правила № 1547).
Пунктом 2 Правил установлено, что "догазификация" - это осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
Под домовладением понимается объект индивидуального жилищного строительства или жилой дом блокированной застройки и примыкающие к ним и (или) отдельно стоящие на общем с объектом индивидуального жилищного строительства или жилым домом блокированной застройки земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Согласно пункту 119 Правил № 1547 в целях подключения газоислользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя ЕОГ заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоислользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме (далее - заявка о догазификации).
Газораспределительная организация, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (далее - ГРО) в рамках взаимодействия с ЕОГ осуществляет рассмотрение, поступивших от НОГ, заявок о заключении договора о подключении и принятие по ним решений в соответствии с Правилами № 1547.
Таким образом, Правилами № 1547 определен императивный порядок действий заявителей, ЕОГ и привлекаемых им ГРО при обеспечении газоснабжения населения в рамках социальной газификации.
Пунктом 120 Правил № 1547 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключение договора в рамках догазификации, а именно:
а) отсутствие газораспределительных сетей в границах населенного пункта, в котором располагается домовладение заявителя;
б) получение заявки о заключении договора в рамках догазификации от ранее заключившего договор в рамках догазификации заявителя, в случае если акт о подключении по такому заключенному договору в рамках догазификации сторонами не подписан либо со дня его подписания сторонами прошло менее 3 лет;
в) получение заявки о заключении договора в рамках догазификации от заявителя, ранее направившего заявку о заключении договора в рамках догазификации, которая находится у исполнителя на рассмотрении.
Согласно пункту 16 Правил №1547 к заявке о подключении, направляемой заявителем ЕОГ прилагается, в том числе, копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение (объект индивидуального жилищного строительства или часть жилого дома блокированной застройки) и земельный участок, на котором расположено домовладение заявителя, до осуществления строительства такого жилого дома и регистрации нрава собственности на него в установленном порядке, заявка о подключении к сетям газораспределения в рамках догазификации в соответствии с Правилами № 1547 рассмотрена быть не может.
Обеспечение земельных участков предоставляемых многодетным семьям инженерной инфраструктурой предусматривает прокладку сетей газоснабжения до границ земельных участков (по улице), но не строительство газопроводов-отводов до объекта капитального строительства в границах земельных участков, предоставленных многодетным семьям.
В судебном заседании установлено, что <адрес> является газифицированным населенным пунктом, многодетная семья Олейниковых при условии наличия у них в собственности, завершенного строительством домовладения, вправе обратиться в порядке, установленном Правилами № 1547 в уполномоченную организацию, которая, в свою очередь, будет обязана в сроки, также установленные Правилами № 1547, обеспечить газификацию таких домовладений до границ земельного участка бесплатно.
Как следует из отзыва на иск ООО «Газпром газораспределение Волгоград», техническая возможность подключения к сети газораспределения объекта капитального строительства по адресу: <адрес> участок № имеется от внутрипоселкового стального наземного газопровода низкого давления Д-89мм, проложенного по <адрес>, для осуществления газификации необходимо заключить договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения. ДД.ММ.ГГГГ Олейниковым С.В. подана заявка на заключение договора, ДД.ММ.ГГГГ Олейникову С.В. передан подписанный с их стороны договор для ознакомления и подписания, договор подписанный Олейниковым С.В. в адрес филиала не вернулся. В дальнейшем заявка Олейникова С.В. приостановлена, поскольку им представлен не полный пакет документов, не представлены: ситуационный план, копия документа подтверждающего право собственности на домовладение.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила №861).
Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил (в том числе с физическим лицом обращающимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 7 Правил №861 установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, в том числе присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
б) заключение договора;
з) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами (в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже). Под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) направление уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в массиве где расположен земельный участок Олейниковых установлены линия электропередачи 0,4 кВ от существующей КТГ1 № и линия электропередачи 10/0,4 кВ и КТП 0/0,4/250, таким образом <адрес> оборудована электрическими сетями. Препятствий для подключения энергопринимающих устройств многодетной семьи Олейниковых, отсутствуют.
Из отзыва АО «Волгоградоблэлектро» представленного на иск следует, что заявка об осуществлении технологического присоединения от Олейникова С.В. в сетевую организацию не поступала, техническая возможность технологического присоединения земельного участка Олейникова С.В. имеется при условии подачи заявителем заявки в соответствии с Правилами №.
Из указанного выше следует, что <адрес> оборудована электрическими и газораспределительными сетями, земельный участок, предоставленный многодетной семье Олейниковых, фактически имеет точки подключения к электрическим и газораспределительным сетям, строительство новой сети не требуется, а требуется осуществление только технологического присоединения к существующей электрической и газораспределительной сети, для этого Олейникову С.В. как собственнику земельного участка необходимо подать заявки в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и с соблюдением Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с предоставлением соответствующего пакета документов.
Обсуждая вопрос о сроках исполнения исковых требований, исходя из положений ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, учитывая, что семья Олейниковых обеспечена жильем пригодным для проживания, указанный истцами срок для исполнения решения в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, не является разумным, учитывая возражения со стороны ответчика и третьих лиц, суд, считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течении двух лет после вступления решения в законную силу, указанный срок является разумным и позволит своевременно исполнить решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Калачёвского района <адрес> действующего в интересах Олейникова С. В., Олейникова В. С., Олейникова Н. С., Олейниковой Е. А. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Олейниковой А. С. к Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности обеспечить земельный участок, предоставленный многодетной семь под индивидуальное жилищное строительство объектами инженерной инфраструктуры, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> обеспечить земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> участок №, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а именно водоснабжением, водоотведением и дорожной инфраструктурой (подъездной дорогой) в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования прокурора Калачёвского района <адрес> действующего в интересах Олейникова С. В., Олейникова В. С., Олейникова Н. С., Олейниковой Е. А. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Олейниковой А. С. к Администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района <адрес> о возложении обязанности обеспечить земельный участок, предоставленный многодетной семье под индивидуальное жилищное строительство объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, электроснабжением), оставить без удовлетворения.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд, через Калачевский районный суд в течение месяца, со времени изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.А. Косолапова