Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4849/2024 от 05.03.2024

УИД 63RS0018-01-2023-000098-07

Судья: Бурыкина Е.В.                                    гражданское дело № 33- 4849/2024

                                                                                                  № 2-605/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара                                                                                     1 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бредихина А.В.,

судей Баданова А.Н., Нуждиной Н.Г.

при секретаре судебного заседания Гинеатулине Д.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 26.12.2023, которым постановлено:

«Уточненные исковые требования П.А.В. к администрации г.о. Новокуйбышевска Самарской области об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Признать за П.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, площадью 839 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства, в границах, согласно Схемы расположения земельного участка от 20.06.2023 г., подготовленного кадастровым инженером Чекиной Ю.В. и являющейся неотъемлемой частью данного решения.

Признать отсутствующим право аренды у Б.О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером , номер государственной регистрации , дата государственной регистрации 01.02.2023 г.

Признать недействительными и исключить (аннулировать) в ЕГРН границы и сведения о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером .

Данное решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и изменений».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бредихина А.В., пояснения Савковского Д.Г., действующего в качестве представителя П.А.В.., возражения Ивлева Д.В., действующего в качестве представителя администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области,               а также возражения Лавреенко А.С. и Медведевой Е.Э., действующих                  в качестве представителя АО «НК НПЗ», судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

П.А.В. обратился в суд с иском к администрации                                     г.о. Новокуйбышевск Самарской области о признании права собственности на земельный участок и установлении местоположения его границ.

В обоснование иска указал, что он как член ДНТ «Прибрежный» владеет и пользуется земельным участком площадью 839 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале ,                      с разрешенным использованием «садоводство», отнесенного к землям населенных пунктов. Решив воспользоваться своим правом и приобрести данный участок в собственность бесплатно, в 2021 году заказал и получил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Местоописание границ земельного участка соответствует его месторасположению и не выходит за пределы границ территории ДНТ «Прибрежный». Все необходимые документы с соответствующим заявлением поданы в администрацию г.о. Новокуйбышевск для утверждения схемы расположения земельного участка для последующего предварительного согласования предоставления в собственность бесплатно земельного участка без проведения торгов в соответствии с п. 8 ст. 39.15               ЗК РФ. Постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 26.01.2022 № 147 ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка для последующего предоставления спорного земельного участка, в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством            не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, не выполнены условия п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса российской Федерации»                   в части образования земельного участка из земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, не соблюдены условия, предусмотренные п. 1 ст. 10.4 Закона Самарской области от 11.03.2005 №94-ГД «О земле», план-схема территории садоводческого некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ, уполномоченному органу местного самоуправления, осуществляющему предоставление земельных участков, не представлен. Между тем, он принят в члены ДНТ «Прибрежный» и за ним закреплен спорный участок                          на основании решения общего собрания, что подтверждается выпиской                 из протокола общего собрания от 2015 года. Как член ДНТ «Прибрежный»,               он добросовестно исполняет свои обязанности: вносит членские взносы, платит соответствующие обязательные платежи. Согласно выписки                      из ЕГРЮЛ, ДНТ «Прибрежный» постановлено на учет в налоговом органе 04.09.2007. Из выписки из протокола совместного заседания администрации и президиума заводского комитета профсоюза Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода от 10.10.1979 следует, что было постановлено решение о создании товарищества по коллективному огородничеству в зоне отчуждения водозабора НПЗ, об организации                      на землях отчуждения водозабора НПЗ (6,65 га) товарищества                               по коллективному огородничеству рабочих ИТР и служащих НПЗ,                        об утверждении списка членов товарищества, устава товарищества. В связи            с тем, ряду гражданам предоставлены в собственность земельные участки для ведения садоводства, огородничества с целью упорядочения ведения данной деятельности было организовано товарищество, устав которого утвержден администрацией профкома НПЗ 04.04.1979. Во исполнении приведенных выше решений, составлен список членов товарищества, в число которых вошел Р.В.А. - работник Треста №, которому выделен спорный земельный участок. Затем в 2008 году данный земельный участок № (ранее нумерация участка была №) на основании решения общего собрания членов ДНТ «Прибрежный» закреплен за С.И.А., который данным решением принят в члены товарищества. Ранее участком пользовался Р.В.А.., который состоял в кооперативе «Волжанин», часть участков которых было передано в ДНТ «Прибрежный». В 2015 году на основании решения общего собрания С.И.А. исключен из членов товарищества, а он (истец) принят в члены товарищества и за ним был закреплен спорный земельный участок №. Также впоследствии было выявлено, что испрашиваемый земельный участок полностью пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , площадь наложения составляет 774 кв.м. Согласно схемы кадастрового инженера Чекиной Ю.А. от 20.06.2023, участок с кадастровым номером также пересекает строение, расположенное на испрашиваемом земельном участке. Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: для ведения огородничества, передан в аренду Б.О.Ю. на основании договора аренды № от 26.01.2023, дата государственно регистрации 01.02.2023.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, истец П.А.В. просил суд:

- признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 839 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства, в границах, согласно схемы расположения земельного участка от 20.06.2023, подготовленного кадастровым инженером Чекиной Ю.В. и являющейся неотъемлемой частью данного решения;

- признать отсутствующим право аренды у Б.О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером , номер государственной регистрации , дата государственной регистрации 01.02.2023;

- признать недействительными и исключить (аннулировать) в ЕГРН границы и сведения о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером .

Определениями, отраженным в протоколах судебных заседаний, судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора СНТ СН "Прибрежный", кадастровый инженер Чекина Ю.А., кадастровый инженер Мельникова А.А., АО «НК НПЗ», Департамент капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск, а в качестве соответчика Б.О.Ю.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области просит решение суда отменить, как незаконное                         и необоснованное, и принять по делу новое решение, которым отказать П.А.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Определением от 30.05.2024 судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда перешла к рассмотрению настоящего дела                   по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено СНТСН «Волжанин».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Савковский Д.Г., действующий в качестве представителя П.А.В., настаивал                           на удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ивлев Д.В., действующий в качестве представителя администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области просил отказать в удовлетворении иска П.А.В.               в полном объёме, поддерживая доводы возражений на иск, и доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Лавреенко А.С. и Медведева Е.Э., действующие в качестве представителя АО «НК НПЗ» порлагали апелляционную жалобу администрации г.о. Новокуйбышевск обоснованной, просили отказать в удовлетворении иска П.А.В. в полном объёме.

От СНТСН «Волжанин» в адрес судебной коллегии поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано на то, что после изменения административных границ Волжского района Самаркой области, и в связи с этим для разделения СНТСН «Волжанин» по территориальному признаку, часть участков вошедших в территорию г.о. Новокуыбышевск               на основании совместного собрания с ДНТ «Прибрежный» было решено присоединить к ДНТ «Прибрежный», о чём общим собранием от 03.05.2008 было принято соответствующее решение, оформленное протоколом № 2. Для перехода и присоединения участков к ДНТ «Прибрежный» был подготовлен список присоединившихся участков от 05.05.2008. На момент присоединения участков ДНТ «Прибрежный» уже существовало, и было поставлено на учёт в налоговом органе. Также в данном отзыве содержится ходатайство рассмотрении дела без участия представителя СНТСН «Волжанин»,                         с вынесением решения на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания                     не заявляли.

В силу статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проверив                            в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отменяя решение суда по процессуальным основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Совета Министров СССР от 04.05.1948 № 5301-РС Новокуйбышевскому нефтеперерабатывающему заводу под водоводы и кабели водозабора была отведена земля - 18,6 га.

С начала 70-х годов работники завода и других организаций начали осваивать стихийно пустующую землю под огороды и сады.

Так, ранее ОАО НК НПЗ был отведен земельный участок с целью использования для промышленных нужд площадью 29,29 га, из отведенного земельного участка указанной площадью на основании решения профсоюзного комитета ОАО НК НПЗ был отведен земельный участок площадью 16,55 га для коллективного садоводства и огородничества.

Из выписки из протокола совместного заседания администрации и президиума заводского комитета профсоюза Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода от 10.10.1979 следует, что было постановлено решение о создании товарищества по коллективному огородничеству в зоне отчуждения водозабора НПЗ, об организации                       на землях отчуждения водозабора НПЗ (6,65 га) товарищества                        по коллективному огородничеству рабочих ИТР и служащих НПЗ,                         об утверждении списка членов товарищества, устава товарищества.

На основании протокола общего собрания огородников, имеющих земельные наделы в районе водозабора, от 29.04.1979 года следует, что постановлено решение об обращении в заводской комитет профсоюза НПЗ о создании товарищества огородников в зоне отчуждения водозабора НПЗ.

Согласно справки директора НПЗ и председателя завкома профсоюза НПЗ следует, что под индивидуальные участки работниками различных учреждений освоено 6,55 га (111 участков), наличествуют строения, рассмотрено вопрос об организации и создании товарищества для коллективного огородничества в зоне отчуждения водозабора НПЗ, утвержден Устав товарищества решением президиума завкома № 85                    от 10.10.1979, Устав передан на регистрацию в городской исполнительный комитет Совета народных депутатов.

В связи с тем, ряду граждан были предоставлены земельные участки для ведения садоводства, огородничества с целью упорядочения ведения данной деятельности было организовано товарищество, устав которого был утвержден Администрацией профкома НПЗ 04.04.1979.

Согласно списку граждан, имеющих земельные участки в районе зоны отчуждения водозабора НПЗ под номером числится Р.В.А. (работник Треста ).

В настоящее время наименование указанного товарищества СНТСН «Волжанин» (ранее СОТ «Волжанин»), Устав которого в новой редакции утверждён решением общего собрания 25.09.2018.

Решением Самарской Губернской Думы № 344 от 28.03.2000                       из административных границ Волжского района Самарской области выделено земель общей площадью 17 624 Га, которые включены в городскую черту г. Новокуйбышевск.

Также из материалов дела следует, что на основании решения собрания учредителей товарищества от 14.08.2007 (протокол № 1) утвержден Устав ДТН «Прибрежный», в качестве председателя собрания учредителей указан Лисачев П.Е.

04.07.2007 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации юридического лица ДТН «Прибрежный», и 11.09.2007 ДТН «Прибрежный» выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.

03.05.2008 состоялось совместное собрание ДТН «Прибрежный» и СОТ «Волжанин», оформленное протоколом № 2, на котором были приняты решения о назначении председателем правления СОТ «Волжанин» - Куркова В.В., председателем правления ДТН «Прибрежный» - Лисачева П.Е., также о разделении СОТ «Волжанин» по территориальному признаку, путём присоединение земельных участков относящихся к СОТ «Волжанин»                       и находящихся на территории г.о. Новокуйбышевск к ДТН «Прибрежный», совместно с переходом членов в указанное товарищество.

Согласно списку участков СОТ «Волжанин», присоединившихся                   к ДТН «Прибрежный» по территориальному признаку от 05.05.2008 указан, в том числе участок № (член товарищества Р.В.А. – работник треста № г. Новокуйбышевск).

Решением общего отчётно-выборного собрания ДТН «Прибрежный» от 18.05.2008 рассмотрено заявление Р.В.А. об исключении его                 из членов данного товарищества в связи с передачей земельного участка С.И.А., а также заявление С.И.А. о принятии его в члены ДТН «Прибрежный». По данным вопросам принято положительное решение, Р.В.А. исключен из членов данного товарищества, а С.И.А. принят в члены ДТН «Прибрежный», и за ним закреплен земельный участок № .

В настоящее время Устав СНТСН «Прибрежный» (прежнее наименование ДТН «Прибрежный») утверждён решением общего собрания от 11.08.2019, оформленного проколом № 15, председателем товарищества является Манин И.М., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

12.08.2015 на основании договора гражданско-правового характера С..И.А. уступил П.А.В. дачный участок № и членство в СДТ «Прибрежный». В данном договоре имеется приписка о том, что дачный участок № достался С.И.А. от Х.Л.В. – дочери владельца Р.В.. (ныне покойного) о чём были составлены договор             и расписка.

Решением общего собрания СНТСН «Прибрежный» от 19.09.2015 рассмотрено заявление С.И.А. об исключении его из членов данного товарищества в связи с передачей земельного участка П.А.В., а также заявление П.А.В. о принятии его в члены СНТСН «Прибрежный».            По данным вопросам принято положительное решение, С.И.А. исключен из членов данного товарищества, а П.А.В. принят в члены ДТН «Прибрежный», и за ним закреплен земельный участок № . В связи             с уточнением внутренней нумерации участков в товариществе, принято считать участок, закрепленный за П.А.В. участком под номером , ранее номер данного участка № – считать прекратившим действие.

29.12.2021 П.А.В. обратился в администрацию                                      г.о. Новокуйбышевск с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для ведения садоводства указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск № 147                                  от 26.01.2022 П.А.В. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, со ссылкой                 на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Не выполнены условия пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ             «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части образования земельного участка из земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 10.4 Закона Самарской области                         от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле». План-схема территории садоводческого некоммерческого объединения, содержащая координаты характерных точек границ, предусмотренный законом Самарской области от 11.03.2005 №94-ГД «О земле», уполномоченному органу местного самоуправления, осуществляющему предоставление земельных участков, не представлен.

Рассматривая требования П.А.В. о признании за ним права собственности на заявленный в иске земельный участок, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки доводам ответчиков,                                     те обстоятельства, что СНТСН «Прибрежный» в установленном законом порядке земельный участок для организации огородничества и садоводства не был отведён, и план-схема территории данного товарищества, содержащая координаты характерных точек границ данной территории, на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков,                  в срок до 01.07.2014 не передавалась, в данном случае не является препятствием для признания за истцом права собственности на такой участок, исходя из следующего.

Отзывом СНТСН «Прибрежный» на исковое заявление, подтверждены вышеуказанные обстоятельства перехода прав на спорный земельный участок к П.А.В., как и то, что расположение участка подтверждается планом, согласованным и одобренным правлением и общим собранием товарищества. Кроме того, указано, что с момента закрепления за П.А.В. земельного участка, членские взносы им оплачиваются в полном объёме.

Согласно представленной в материалы дела схемы СНТСН «Прибрежный» земельный участок № входит в границы данного товарищества.

Факт использования П.А.В. по назначению заявленного в иске земельного участка с расположенным на нём строением, также подтверждается фотоматериалом, и по существу не оспаривается участниками процесса.

План-схема СНТСН «Прибрежный» в установленном законом порядке органом местного самоуправления не согласована.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом и согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Признание права собственности на земельный участок предусмотрено ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав, в том числе права собственности, может осуществляться путем признания права.

В соответствии со статьями 5, 6, 7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.

Изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.

К земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На момент выделения Новокуйбышевскому нефтеперерабатывающему заводу земельного участка площадью 16,55 га для коллективного садоводства и огородничества действовал Земельный кодекс РСФСР от 30.10.1922, согласно положениям которого (статьи 9, 10, 14, 15) граждане, желающие получить землю в трудовое пользование, наделяются землей или земельными обществами, в состав которых они входят, или земельными органами, если в распоряжении последних имеется запасная земля, предназначенная для трудового пользования. Право на землю может быть осуществляемо землепользователем: а) в составе земельного общества с подчинением установленному обществом порядку землепользования или б) отдельно без вхождения в состав земельного общества. Право на новые участки земли трудового пользования предоставляется путем: а) отвода этих участков земельными органами; б) предоставления земли земельными обществами и в) трудовой заимки земли. Отвод земли земельными органами производится по правилам землеустройства (часть III). Предоставление же земли обществами производится по правилам земельного устава общества или по его приговору.

Статьёй 90 Земельный кодекс РСФСР от 30.10.1922, было предусмотрено, что способ землепользования в земельном обществе может быть: а) общинный (с уравнительными переделами земли между дворами); б) участковый (с неизменным размером права двора на землю в виде чересполосных, отрубных или хуторских участков) и в) товарищеский (с совместным пользованием землею членами общества, составляющими сельскохозяйственную коммуну, артель или товарищество по общественной обработке земли)….. При товарищеском порядке землепользования за каждым состоящим в обществе землепользователем признается право на совместное участие в пользовании общих земельных наделов товарищества без отвода отдельным членам товарищества участков в главных угодиях. Земельные общества с товарищеским порядком землепользования образуются в целях наивыгоднейшего использования труда своих членов и ведения сельскохозяйственного производства на основании добровольного соглашения входящих в них землепользователей посредством соединения всех или некоторых, ранее состоявших в их пользовании, угодий в общее землепользование, либо посредством общего отвода товариществу земли. В земельном обществе с товарищеским порядком землепользования, земельные доли, причитающиеся каждому члену общества, могут быть или установлены (артели или товарищества с общественной обработкой земли), или оставлены без определения (сельскохозяйственные коммуны). В артелях и товариществах с общественной обработкой земли доли членов артелей или товариществ в хозяйственных угодиях могут быть установлены или в постоянном размере, или на началах последующего уравнительного перераспределения. Для образования товарищества должны быть составлены: 1) учредительный приговор (договор), 2) устав и 3) акт об отводе земли. При образовании товариществ временного характера акт об отводе земли и устав не обязательны. В учредительном приговоре (договоре) обозначаются: а) наименование и задачи товарищества; б) число и наименование землепользователей, входящих в товарищество (артели или коммуны); в) количество земли, соединяемой или отводимой для товарищеского землепользования, и г) размер доли каждого землепользователя в хозяйственных угодиях, если такие устанавливаются. В уставе земельного общества с товарищеским порядком землепользования, кроме его названия и местонахождения, должны быть определены: а) условия приема в товарищество новых членов и выхода из него наличных участников; б) порядок приобретения и использования инвентаря; в) степень общности труда, средств производства и другого имущества членов товарищества; г) порядок общей обработки земли и правила участия членов товарищества в хозяйственных работах; д) общие правила распределения продуктов, получаемых с угодий общей обработки; е) способ образования общих средств (капиталов) и ж) порядок прекращения товарищества и другие, не противоречащие закону, условия и правила, какие члены товарищества признают необходимым установить.

Таким образом, следует, что на период выделения Новокуйбышевскому нефтеперерабатывающему заводу земельного участка, площадью 16,55 га, возможно было образование земельных участков, целью которых являлось использование для коллективного садоводства и огородничества, для создания товарищества.

Несмотря на то, что изначально целевое назначение земельного участка на момент его выделения Новокуйбышевскому нефтеперерабатывающему заводу, предусматривалось иное, однако, выделение имело место организации, которая вправе была использовать земельный участок                         по назначению, если это не противоречило правилам землеустройства, а тот факт, что произвела организацию товарищества, не влияет на законность права на выделенные гражданам (работникам, пенсионерам, ранее работающим) указанных земельных участков.

В соответствии с положениями приведенного выше Земельного кодекса РСФСР от 1922 года следует, что землеустройство имеет задачей упорядочение существующих землепользований и образование новых, соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно - технической целесообразности. В порядке настоящих постановлений производятся следующие землеустроительные действия: а) отвод земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и поселениям городского типа, объединениям трудовых земледельцев, а также, на особых условиях (аренды, концессии и пр.), иным учреждениям, обществам и лицам; б) образование земельных фондов специального назначения (переселенческого, концессионного, лугового и др.) и перечисление угодий из одного фонда в другой; в) изъятие земель для государственных и общественных надобностей; г) установление городской черты; д) раздел земель, состоящих в пользовании земельных обществ, выдел земель отдельным хозяйствам (дворам) и их группам; разверстание всех или некоторых угодий земельного общества на хуторские либо отрубные участки; раздел земель обособленных трудовых земледельческих хозяйств (дворов); е) устранение или уменьшение чересполосности отдельных землепользований, вклинивания и вкрапливания их, дальноземелья, неправильности очертаний границ и других недостатков землепользования; ж) проложение, перемещение или упразднение дорог, предоставление водопоев и перемещение землепользований в связи с производством коренных улучшений земельных угодий (мелиорации); з) распланирование сельских мест поселения; и) установление и изменение границ волостей. Землеустроительные действия выполняются под общим наблюдением, руководством и контролем Народного Комиссариата Земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномочиваемых на то землемеров - землеустроителей.

В соответствии с упорядочением системы земельного законодательства, совершенствованием системы законодательства, был введен в действие Гражданский кодекс РСФСР от 1964 года, которым предусматривалось, что все земля находится в исключительной собственности государства.

В период пользования членами товарищества земельных участков, был введен в действие Земельный кодекс РСФСР 1970 года.

Согласно статье 9 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970,                           в редакции Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.12.1977, 15.04.1981, земля в РСФСР предоставлялась в пользование колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; гражданам СССР.

Статьёй 11 Земельного кодекса РСФСР 1970 года были установлены сроки землепользования. Так, земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без ранее установленного срока. Для коллективного садоводства земля предоставлялась только в бессрочное пользование.

Организационной формой объединения граждан для занятия коллективным садоводством в указанный период являлось садоводческое товарищество, организуемое по производственному признаку при предприятии, учреждении, организации. За членами садоводческих товариществ земельные участки закреплялись в пользование без ограничения определенным сроком. При этом, не ограничивались права тех объединений, товариществ, которым был выделен ранее земельный участок для использования под садоводство и огородничество.

Право на получение земельного участка, в частности в собственность, было установлено Законом РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР».

Между тем, устанавливая возможность получения гражданами в собственность выделенных им для осуществления садоводства и огородничества земельных участков, данный закон не предусматривал механизм реализации данного права.

Указанный механизм был установлен Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в п. 1 которого говорится, что приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом.

В соответствии с п. 14 данного Указа, было определено, что земельные участки, выделенные гражданам для личного подсобного хозяйства, садоводства передаются в собственность бесплатно. Органом, ответственным за передачу в собственность гражданам земельных участков, определен Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, которым было указано в 1992 году осуществлять выдачу документов на право собственности на земельные участка, указанные выше.

Под приватизацией действующим законодательством понимается бесплатная передача в собственность граждан представленных им                             в пользовании земельных участков на добровольной основе.

Таким образом, процесс передачи земельного участка в собственность гражданам в порядке приватизации может быть осуществлен только после соответствующего обращения лица, которому данный земельный участок был предоставлен в пользование уполномоченным на это органом,                            с соответствующим заявлением.

Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ              "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения                     в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться                в частную собственность.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на день возникновения спорных правоотношений регулировались в статьёй 28 Федерального закона                            от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Так вступившим в силу с 23.04.1998 Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», закреплялось право граждан                  на безусловную приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или                на праве пожизненного наследуемого владения (п. 1,2 ст. 28).

Дополнительного принятия решения о предоставлении таким гражданам в собственность земельных участков в указанном случае                       не требовалось. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом (ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 66-ФЗ).

Оформление права собственности на земельный участок                                 в установленном статьёй 28 Федерального закона № 66-ФЗ порядке предполагало наличие в совокупности следующих правовых условий: - нахождение испрашиваемого к оформлению земельного участка в пределах законных границ садоводческого объединения; - некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", т.е. до 23.04.1998 года; - гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться земельным участком на законных основаниях.

Данная статья утратила юридическую силу с 01.03.2015 в связи                        с вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2014 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу п. 2.7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

В случае, если указанные в абзацах втором и пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

Пункт 2.8. статьи 3 устанавливает, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

В силу ст. 10.4 Закона Самарской области «О земле» от 11 марта 2005 года N 94-ГД предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий: некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 либо является правопреемником такого некоммерческого объединения; план-схема территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков,                  в срок до 01.07.2014 (ч.1)

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, в собственность граждан осуществляется на основании заявления гражданина и документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении, подготовленного и утвержденного правлением некоммерческого объединения в соответствии с согласованным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими предоставление земельных участков, планом-схемой, указанным в части 1 настоящей статьи. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином в соответствии с документом, указанным в абзаце первом настоящей части; заключение правления данного некоммерческого объединения с указанием гражданина, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждением соответствия указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, орган, обладающий правом предоставления такого земельного участка, самостоятельно запрашивает сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также проверяет наличие согласованного плана-схемы территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением в соответствии с документом, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения, в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Таким образом, действующее до 01.03.2015 и с 01.03.2015 законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения                  в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях, одним из которых является нахождение земельного участка в пределах законного землеотвода садоводческого объединения.

По смыслу приведенных выше норм, отсутствие надлежащим образом оформленных документов о правах, на которых предоставлялись члену товарищества земельные участки, как в данном случае, отсутствует договор о передачи в бессрочное пользование у первоначального пользователя, так как ранее действующим законодательством такой вид пользования земельным участком, не был предусмотрен, не является препятствием для реализации прав граждан на бесплатную приватизацию таких земельных участков, поскольку действовавшим земельным законодательством предусматривалось предоставление земель для коллективного садоводства только на праве постоянного (бессрочного) пользования, а ранее возникшие права по пользованию земельным участком признавались за членами товарищества, следовательно, те граждане, которым ранее предоставлялись земельные участки, также закреплялись в пользование без ограничения определенным сроком. Поэтому вид права, на котором был выделен члену товарищества земельный участок, установлен определенно.

Несмотря на то, что действительно по существующему до 1991 года порядку не предусматривалась выдача членам кооператива специального документа в подтверждение своего права пользования дачными земельными участками, однако это не означало, что дачи и земельные участки находились в их пользовании без надлежащего титула.

Соответственно, право землепользования, основанное на этом титуле, при отчуждении дачи прежним владельцем в силу Земельного кодекса РСФСР перешло к новому собственнику, у которого с принятием Земельного кодекса РФ появилась возможность приватизировать земельный участок бесплатно в составе дачного объединения или индивидуально.

Законность пользования истцом земельным участком и возможность реализовать свое право на получение его в собственность, основывается                на документах садоводческого товарищества, согласно которым он стал членом данного кооператива вместо последовательно выбывших прежних членов товарищества.

СНТСН «Прибрежный» членство П.А.В. в данном некоммерческом объединении подтверждается.

Также судебной коллегий принимается во внимание, что ответчиками не представлено доказательств того, что истцом самоуправно занят спорный земельный участок.

Из вышеуказанной совокупности представленных доказательств следует, что спорный земельный участок находится в едином массиве земель садоводческого товарищества «Волжанин» созданного более 50 лет назад,                а в настоящее время «Прибрежный», которое создано до 01.01.2010. Право на бесплатную приватизацию земельного участка, истцом ранее                                    не использовано.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что истец имеет право на оформление в собственность в порядке приватизации земельного участка, площадью 839 кв.м, под садоводство, расположенного по адресу: <адрес>.

Препятствий к признанию за истцом права собственности на спорный участок на основании изложенных выше норм законодательства                             не установлено.

Из материалов дела также следует, что часть испрашиваемого П.А.В. земельного участка расположена в санитарно-защитной полосе водопровода с литерой В, сооружения подземного магистрального водопровода № 1, общей протяженностью 8 117,75 пм, принадлежащего на праве собственности АО «НК НПЗ» (свидетельство о государственной регистрации права серия от 07.10.2002 инв. № ).

Данный водовод построен и введен в эксплуатацию в 1962 году и являются действующим (функционирующим). Диаметр водовода 1 000 мм, проложен он под землей на глубине 4-5 метров. Данный водовод принадлежит на праве собственности АО «НК НПЗ» на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, договора передачи имущества в собственность акционерного общества                 № от 16.12.1994, свидетельства о собственности № от 16.12.1994.

АО «НК НПЗ» возражая против удовлетворения иска П.А.В.., ссылаются на следующие обстоятельства. Из-за физического износа (водоводы введены в эксплуатацию в 1950 - 70 гг.) водоводы эксплуатируются в нестабильном режиме, т.к. возникают частые порывы. За последние пять лет на волжских водоводах произошло более 120 утечек и порывов. Динамика порывов только возрастает. Обслуживание и ремонт водоводов осложнен тем, что на земельных участках над водоводами располагаются капитальные строения и сооружения (заборы, дома, хозяйственные постройки и т.д.) принадлежащие физическим и юридическим лицам, что в большинстве случаев не позволяет доставить на место аварии необходимую спецтехнику и произвести ремонт. При возникновении аварии и выхода из строя водоводов имеются большие риски нанесения ущерба здоровью и имуществу граждан, находящихся в непосредственной близости водоводов, нарушения теплоснабжения жилых и промышленных объектов г.о. Новокуйбышевск ввиду того, что альтернативного варианта водоснабжения Новокуйбышевской ТЭЦ-1 нет, создания чрезвычайных ситуаций ввиду снижения надежности противопожарного водоснабжения АО «НК НПЗ» и других предприятий города.

Также АО «НК НПЗ» возражая против удовлетворения иска ссылается на то, что во избежание дальнейшего оформления земельных участков юридическими и физическими лицами над водоводами или в непосредственной близости (охранной зоне), проведены работы по внесению сведений об охранных зонах подземных сооружений (водоводов) после чего администрацией городского округа Новокуйбышевск было принято постановление № 4087 от 29.10.2014 «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной полосы водовода с литерой В, протяженностью 8117,75 п.м». При установлении ширины полосы охранной зоны водовода АО «НК НПЗ» руководствовались положением пункта 2.4.3 Постановления от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиИН 2.1.4.1110-02», так как других правил и норм, регулирующих отношения по охране и эксплуатации водоводов для производственных нужд в настоящее время нет. Ввиду того, что зона санитарной охраны данного водовода не относится к источнику водоснабжения и водопроводу питьевого назначения проект ЗСО не разрабатывался.

Однако, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данное обстоятельство не может служить правовым основанием для отказа                      в удовлетворении требований П.А.В., исходя из следующего.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10.

Как установлено пунктами 1.4 и 1.5 названных Санитарных правил и норм, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, в пределах санитарно - защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод.

На основании п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, на территории первого пояса зоны санитарной охраны не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся в первом поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

Как объективно установлено в ходе судебного разбирательства,                      и указано выше, испрашиваемый П.А.В. земельный участок находится в зоне санитарной охраны водных объектов – подземного магистрального водовода.

В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению исполнительного органа субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании постановления администрации г.о. Новокуйбышевск               № 2390 от 15.09.2016 постановление № 4087 от 29.10.2014 «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной полосы водовода с литерой В, протяженностью 8117,75 п.м» отменено и признано утратившим силу по представлению прокурора г.Новокуйбышевск.

В соответствии с положением пункта 3 СН-456-73 «Нормы отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов», утвержденных Госстроем СССР от 28.12.1973, к магистральным водоводам относятся трубопроводы для подачи воды от водозаборных сооружений до потребителей (населенных пунктов, предприятий и других объектов).

Таким образом, водовод № 1 имеет все признаки магистрального водовода и, соответственно, является объектом трубопроводного транспорта.

Ответчиком - администрацией г.о. Новокуйбышевск и третьим лицом – АО «НК НПЗ», не предоставлено доказательств, что указанная санитарно- защитная зона подземного магистрального водовода, установлена                             на основании постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222                 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в соответствии с (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".

Как выше указано, из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся в первом поясе зоны санитарной охраны водных объектов используемых именно для целей питьевого водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии                           с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Зоны санитарной охраны для данного водовода не разрабатывались.

Таким образом, представленные в материалы дела документы                      не подтверждают доводы ответчика и третьего лица о том, что              испрашиваемый земельный участок полностью либо частично относится               к территории, которая ограничена в обороте.

АО «НК НПЗ» не представлено документов и сведений                          об установлении санитарно-защитной зоны для водопровода (отсутствуют указания на решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача Самарской области или его заместителя), а также об установлении ограничений в использовании земельного участка в связи с наличием такой зоны в соответствии                            с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу                о том, что испрашиваемый истцом земельный участок не является изъятым из оборота, либо ограниченным в обороте.

Предоставленные в материалы дела доказательства не подтверждают невозможность использования спорного земельного участка для целей садоводства.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ                 «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.07.2022) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Аналогичная норма, действующая в настоящее время, введена Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 478-ФЗ в п. 1.1. ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его границы, которые определяются кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ посредством определения координат характерных точек таких границ.

В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности» (в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются, в т.ч., координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе, которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.

Таким образом, границы земельного участка считаются установленными, если описание местоположения границ земельного участка содержится в сведениях государственного кадастра недвижимости.

Фактическое местоположение границ испрашиваемого земельного участка и их неизменность на протяжении более 15 лет, подтверждается схемой кадастрового инженера Чекиной Ю.А. от 11.09.2023 и ее заключением как специалиста.

Также из схемы кадастрового инженера Чекиной Ю.А. от 11.09.2023              и ее заключения как специалиста следует, что испрашиваемый земельный участок полностью пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , площадь наложения составляет 774 кв.м, также границы земельного участка с кадастровым номером пересекают строение, расположенное на испрашиваемом истцом земельном участке.

Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: для ведения огородничества, передан                   в аренду Б.О.Ю. на основании договора аренды № от 26.01.2023, дата государственно регистрации 01.02.2023.

Факт наличия здания на используемом истцом земельном участке и его месторасположение подтверждается графическим планшетом № , , , от 2000 года, подготовленным отделом информационного обеспечения управления архитектуры и капитального строительства                     г.о. Новокуйбышевск.

Таким образом, администрация г.о. Новокуйбышевск при согласовании границ земельного участка для предоставления его в аренду Б.О.Ю. не выяснила в чём фактическом законном пользовании находится земельный участок, и кому принадлежит строение, расположенное на испрашиваемом в аренду участке. При этом в согласованной Б.О.Ю. схеме, строение указано, причем расположение объекта недвижимости было указано так, что границы данного участка не пересекают границы строения, что не соответствует действительности и опровергается предоставленными вышеуказанными документами.

Пересечение границ здания и границ земельного участка, на которых расположены здание, строение, сооружение, является препятствием для оформления в установленном законодательством порядке земельно-правовых отношений (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

При формировании границ участка, который пересекает границы здания или сооружения, нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права                             на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.                В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Из материалов дела следует, что в ЕГРН внесены сведения как                       о земельном участке с кадастровым номером                               в определённых границах, так и о наличии обременения в пользу Б.О.Ю. в виде аренды данного участка.

Фактически данный земельный участок с кадастровым номером сформирован в границах земельного участка находящегося в законном пользовании истца, который до момента формирования участка с кадастровым номером обращался в администрацию г.о. Новокуйбышевск с заявлением                               о предварительном согласовании представления такого участка                                 в собственность.

Таким образом, поскольку администрация г.о. Новокуйбышевск сформировала и распорядилась земельным участком не свободным от прав иного лица (истца), также подлежат удовлетворению требования П.А.В. о признании отсутствующим права аренды у Б.О.Ю.                       на земельный участок с кадастровым номером ,                          и об исключении из ЕГРН сведения о данном земельном участке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области                от 26.12.2023 отменить.

Исковые требования П.А.В. к администрации г.о. Новокуйбышевска Самарской области, Б.О.ю. об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, признании отсутствующим право аренды земельного участка - удовлетворить.

Признать за П.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, площадью 839 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства, в границах, согласно схемы расположения земельного участка от 20.06.2023, подготовленной кадастровым инженером Чекиной Ю.В. и являющейся неотъемлемой частью данного решения.

Признать отсутствующим право аренды у Б.О.ю. на земельный участок с кадастровым номером .

Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером .

Данное решение является основанием для Управления Росреестра по Самарской области для внесения в ЕГРН соответствующих сведений и изменений.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 06.08.2024.

33-4849/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Павлов А.В.
Ответчики
Администрация г.о. Новокуйбышевск
Другие
АО НПЗ
Апаркина Зинаида Васильевна
Кадастровый инженер Мельникова А.А.
Кадастровый инженер Чекина Ю.А.
Бабушкина О.Ю.
СНТ "Волжанин"
ФФГБУ ФКП Росреестр по Самарской области
УФСГК и К Управление Росреестра по Самарской области
Департамент капитального строительства и архитектуры Администрации г.о. Новокуйбышевск
Манин И.М.
Кремнев В.А.
СНТ СН Прибрежный
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
05.03.2024[Гр.] Передача дела судье
11.04.2024[Гр.] Судебное заседание
02.05.2024[Гр.] Судебное заседание
30.05.2024[Гр.] Судебное заседание
30.05.2024[Гр.] Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
20.06.2024[Гр.] Судебное заседание
01.08.2024[Гр.] Судебное заседание
26.08.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее