УИД 03RS0003-01-2023-002426-71
Дело №2-5009/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года г. Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ивченковой Ю.М.,
при секретаре Аюпове Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белебеевского межрайонного прокурора РБ, действующего в интересах инвалида Сидоровой Е.В., № г.р., к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению медицинскими изделиями,
установил:
Белебеевский межрайонный прокурор РБ, действующий в интересах инвалида Сидоровой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечить инвалида медицинскими изделиями.
В обосновании иска указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвали<адрес> группы. ФИО1 состоит на учете в ГБУЗ РБ Белебеевская центральная районная больница с диагнозом «Инсулинозависимый сахарный диабет с неуточненными осложнениями».
Из протокола врачебной комиссии № от 12.09.2022г. следует, что ФИО1 нуждается в изделиях медицинского назначения: тест-полоски Акку чек Перформа №, потребность в месяц 3 упаковки, в год 36 упаковок; устройство для инфузионного набора Акку-ФИО9 №, потребность в месяц 1 упаковка, в год 18 упаковок; картридж-система ФИО8 Спирит №, потребность в месяц 2 упаковки, год 24 упаковок.
Указанные медицинские изделия являются жизненно необходимыми для Сидоровой Е.В.
Между тем расходными материалами к инсулиновой помпе с момента ее установки Сидорова Е.В. в необходимом количестве не обеспечивается.
Отсутствие обеспечения инвалида в необходимом объеме медицинскими изделиями, лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы.
На основании изложенного, истец просит: Обязать Министерство здравоохранения РБ организовать бесперебойное обеспечение Сидорову Екатерину Вячеславовну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств бюджета Республики Башкортостан тест-полосками Акку чек Перформа №; устройством для инфузионного набора ФИО8 Спирит №, до момента отмены применения инсулиновой помпы по медицинским показаниям.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Исрафилова И.И. просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Сидорова Е.В. просила исковые требования удовлетворить, пояснила, что были задержки по выдаче тест-полосок и инфузионных наборов, с мая 2022г. не выдавали, только в мае 2023г. выдали тест-полоски и инфузионный набор, на сегодняшний день его уже не хватает.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, Гузаирова З.М. исковые требования не признала.
Представители третьих лиц на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд с согласия участников судебного заседания считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Судом установлено, что Сидорова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвали<адрес> Сидорова Е.В. состоит на учете в ГБУЗ РБ Белебеевская центральная районная больница с диагнозом «Инсулинозависимый сахарный диабет с неуточненными осложнениями».
Из протокола врачебной комиссии № от 12.09.2022г. следует, что ФИО1 нуждается в изделиях медицинского назначения: тест-полоски Акку чек Перформа №, потребность в месяц 3 упаковки, в год 36 упаковок; устройство для инфузионного набора ФИО8 ФлексЛинк 8/60 №, потребность в месяц 1 упаковка, в год 18 упаковок; картридж-система ФИО8 Спирит №, потребность в месяц 2 упаковки, год 24 упаковок.
Указанные медицинские изделия являются жизненно необходимыми для Сидоровой Е.В.
Между тем расходными материалами к инсулиновой помпе с момента ее установки Сидорова Е.В. в необходимом количестве не обеспечивается.
Отсутствие обеспечения инвалида в необходимом объеме медицинскими изделиями, лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021г. №22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (начало действия 28.01.2021г.), согласно которого детям при сахарном диабете 1 типа предусмотрено предоставление исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования (код медицинской услугА09.05.023.001).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды.
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.06.1999 №178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года №2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. К названному Перечню отнесены тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий – 248900).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 №310).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310).
Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих сахарным диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Сидорова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Между тем, в настоящее время Сидорова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ.р., медицинскими изделиями: тест-полосками Акку чек Перформа №; устройством для инфузионного набора ФИО8 Спирит №, необходимым ему по жизненным показаниям, обеспечивается не своевременно. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 310 предусмотрено, что одними из основных задач Министерства здравоохранения РБ является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения).
Таким образом, установлено, что обеспечение медицинскими изделиями ФИО1 возложено на Министерство здравоохранения РБ.
Не обеспечение жизненно необходимыми лекарственными препаратами, и медицинских изделий в рекомендованных по медицинским показаниям влечет нарушение прав ребенка-инвалида на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.
Процедура обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан установлена п. п. 2.1, 2.3, 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 328, а также в письме Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 26-МЗ, Методических рекомендациях по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования ДД.ММ.ГГГГ, N 4742/40.
Обеспечение нуждающихся лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу пункта 2.7 Порядка N 328 должно осуществляться бесперебойно.
Анализируя изложенное выше, учитывая, что необеспечение Сидорову Е.В. необходимыми медицинскими изделиями, нарушает его право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо, в настоящее время обеспечение лекарственными препаратами возложено на Министерство здравоохранения РБ, указанные лекарственные препараты необходимы несовершеннолетнему ребенку по жизненным показаниям, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Далее. В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что истцом в ходе рассмотрения дела заявлено об обращении решения суда к немедленному исполнению, а также учитывая характер и тяжесть заболевания Сидоровой Е.В. требования клинических рекомендаций по лечению заболевания, суд так же учитывает, что препарат является дорогостоящим, на сегодняшний день, Сидоровой Е.В. Минздрав РБ не выдаёт в должном объеме медицинские препараты, промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья инвалида, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд полагает необходимым незамедлительное исполнение решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Белебеевского межрайонного прокурора РБ, (ИНН № действующего в интересах инвалида Сидоровой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 8008 634129), к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН № о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению медицинскими изделиями, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения РБ организовать бесперебойное обеспечение Сидоровой Екатерины Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств бюджета Республики Башкортостан: тест-полосками Акку чек Перформа №; устройством для инфузионного набора ФИО8 ФлексЛинк I 8/60 №; картридж-системой ФИО8 Спирит №, до момента отмены применения инсулиновой помпы по медицинским показаниям.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Ю.М. Ивченкова