Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-238/2023 ~ М-234/2023 от 22.06.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы                                          07 августа 2023 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Аримхеевой А.И.,

с участием представителя истца и.о. Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Терман А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-238/2023 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Зормоновой Н.Б. о признании право собственности на земельный участок отсутствующим, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к Зормоновой Н.Б. с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указал, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения проведена проверка законности предоставления и использования земель Прибайкальского национального парка, а также соблюдения режима их использования в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, в ходе которой установлено следующее.

Земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером путем его раздела и принадлежит на праве собственности Зормоновой Н.Б., что подтверждается записью государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчику земельный участок с кадастровым номером был предоставлен в собственность на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью ФИО7, которому данный земельный участок был предоставлен на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании совместного хозяйства <адрес> с коллективно-долевой собственностью».

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., стоимостью <данные изъяты> руб., расположен по адресу: <адрес>, относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Ответчик право пользования (владения) земельным участком с кадастровым номером не осуществлял. Земельный участок не огорожен, свободный доступ третьих лиц не ограничен, какие-либо здания, строения на земельном участке отсутствуют.

В ходе проведенной прокуратурой проверкой установлено, что спорный земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Ответчик во владение земельным участком не вступал, земельный участок не освоен, какие-либо здания, строения на земельном участке отсутствуют. Таким образом, спорный земельный участок не выбывал из фактического владения Российской Федерации.

Просит признать право собственности Зормоновой Н.Б. на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим. Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании и.о. Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Терман А.А. требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Ответчик Зормонова Н.Б. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена. Ходатайствует об отложении судебного заседания, так как срочно уехала по семейным обстоятельствам в другую деревню, выехать не имеет возможности. Судом отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, поскольку ответчиком не представлено доказательств невозможности его явки в судебное заседание либо направления своего представителя.

Третьи лица Администрация <адрес> муниципального образования, Администрация <адрес> муниципального образования, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Третье лицо Управление Росреестра по <адрес> ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В своем отзыве указали, что Управление не имеет материально-правовой заинтересованности по данному делу, так как не является субъектом спорного правоотношения, в случае удовлетворения судом требований о признании права отсутствующим, снятии объекта с государственного кадастрового учета, соответствующие записи могут быть внесены в ЕГРН на основании заявления заинтересованного лица и вступившего в законную силу судебного решения, при условии представления всех необходимых для государственной регистрации документов.

Суд, выслушав пояснения стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером был предоставлен ответчику в собственность на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью ФИО7, которому данный земельный участок был предоставлен на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании совместного хозяйства <адрес> с коллективно-долевой собственностью».

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Зормонова Н.Б., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., стоимостью <данные изъяты> руб., расположен по адресу: <адрес>, относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Из информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно сведениям Единого госудасртвенного реестра недвижимости земельные участки располагаются: полностью в границах зоны с особыми условиями использования территорий «Центральная экологическая зона Байкальской природной территории» (часть границы на территории <адрес>) с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ; полностью в границах особо охраняемой природной территории Прибайкальский национальный парк с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ; полностью и частично в границах водоохранной зоны озера Байкал с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ; частично в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ. Береговая линия (граница водного объекта) озера Байкал на территории <адрес> с реестровым номером , дата внесения ДД.ММ.ГГГГ, пересекает вышеуказанные земельные участки.

Из информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных в местности <адрес>, а также контейнерной площадки, расположенной на территории <адрес>. Ограждений, зданий и иных строений на обследуемых участках не выявлено, на контейнерной площадке и вблизи нее отходов и иного мусора не обнаружено. Вышеуказанные земельные участки входят в границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границы территории Прибайкальского национального парка.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Судом установлено, что спорный земельный участок находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно преамбуле озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.

Статьей 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» установлено, что на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал главой II Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. Данный режим регулируется также постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», предусматривающей запрет строительства объектов капитального строительства, функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон за пределами населенных пунктов и в границах водоохраной зоны озера Байкал.

5 декабря 1996 г. на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) были утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (№ 754). Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале; в участок не включены пять урбанизированных промышленно развитых территорий (Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск).

Таким образом, границы участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» совпадают с границами ЦЭЗ БПТ за исключением городов, не включенных в участок всемирного наследия.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Анализ положений данного закона свидетельствует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только само озеро, но прилегающие к нему территории, в том числе центральная экологическая зона Байкальской природной территории.

Земли, на которых расположено озеро Байкал, включая центральную экологическую зону Байкальской природной территории, являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность.

Из этого следует, что спорный земельный участок находится, в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, на территории, занятой объектом, включенным в Список всемирного наследия – озером Байкал.

Согласно информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером входит в границы Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границы территории Прибайкальского национального парка.

Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Прибайкальского государственного природного национального парка в <адрес>»» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», <адрес> лесхозов образован Прибайкальский национальный парк, ему предоставлено в пользование 170 000 га земель в границах лесоохотничьего хозяйства, 136 000 га земель государственного фонда, а также 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Картографические границы определены Генеральной схемой Прибайкальского государственного природного национального парк, подготовленной Госагропромом РСФСР в 1989 году. Также в указанном году определено зонирование территории национального парка. Аналогичное текстовое описание границ утверждено в 1993 году заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России.

Изменение границ национального парка производится только уполномоченным лицом – Правительством Российской Федерации (п. 3 Постановления Правительства РФ № 769 от 10.08.1993 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»). До настоящего времени нормативные правовые акты, изменяющие установленные постановлением Совета Министров РСФСР № 71 от 13.02.1986 границы, уполномоченными органами не принимались.

При формировании границ национального парка были учтены научные исследования относительно наличия природной ценности территорий, входящей в состав национального парка.

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации прав федеральной собственности и границ в кадастровой системе не влияет на наличие права собственности РФ, возникшее в силу закона.

Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 №1103-1 и действовавший до вступления в силу Земельного кодекса РФ на момент предоставления спорного земельного участка) устанавливал отнесение к землям природно-заповедного фонда земли заповедников, памятников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов. На землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РСФСР (ст. 90 Земельного кодекса РСФСР).

Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» одной из задач, возложенной на национальные парки, является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, и объектов.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

При этом в редакции Федерального закона, действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка, также закреплялось право федеральной собственности на земельные участки, расположенные в границах национальных парков.

Положением о национальных природных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10.08.1993 №769) установлен правовой статус национальных природных парков. Земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается (п. 28).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 2 Приложения 1 вышеназванного постановления, к объектам, составляющим основу национального богатства страны отнесены охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение). Указанные объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу положений ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» признаются права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также права на участки, возникшие в силу закона.

Следовательно, право собственности Российской Федерации на земли национальных парков признано в силу закона.

Нахождение земельного участка с кадастровым номером в границах особо охраняемой природной территории – Прибайкальский национальный парк подтверждается картографическими материалами (в т.ч. выкопировками из карты ЦЭЗ БПТ, 2012 г., информацией ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ , выпиской из ЕГРН, информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ ).

Возможность установления судом факта отнесения земельного участка к территории национального парка подтверждается определениями Верховного суда Российской Федерации -АПГ17-2, 66-АПГ17-3, 66-АПГ 17-4, 66-АПГ 17-5 и др. Верховный суд указал: «…границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались».

Указанные выводы Верховного суда полностью дублируют п. 17 Положения о федеральном государственном учреждении «Прибайкальский национальный парк», утвержденного руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, утвержденными Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ и Приказами Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ).

Отсутствие формирования земель ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка. Данная правовая позиция подтверждена Апелляционным определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Границы особо охраняемой природной территории Прибайкальского национального парка ДД.ММ.ГГГГ установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о границе особо охраняемой природной территории внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, изменены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Реестровый , дата присвоения номера ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок входит в границы Прибайкальского национального парка.

Действующий в настоящее время Земельный кодекс РФ в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Земли национальных парков согласно п. 2 ст. 94 и п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ установлено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (ст. ст. 209, 214 ГК РФ, ч. 2 ст. 9 ЗК РФ).

Функции по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляют органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ст. 125 ГК РФ, постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432), а также органы государственной власти, которым соответствующие полномочия переданы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов власти», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.

Спорный земельный участок изначально сформирован не уполномоченным лицом с нарушением ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, что противоречит принципам, установленным Федеральным законом от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» и приводит к нарушению установленного режима хозяйственной и иной деятельности в Прибайкальском национальном парке.

Земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах водоохранной зоны и частично в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал, пересекает береговую линию оз. Байкал, что подтверждается выпиской из ЕГРН, информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ .

Водоохранная зона озера Байкал была установлена постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал» в границах водосборной площади (в пределах территории СССР).

Постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 – 1995 годах» был утвержден перечень районов <адрес> областей, расположенных в водоохранной зоне озера Байкал, в который был включен, в том числе <адрес>.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации Распоряжением № 368-р утвердило границы водоохранной зоны озера Байкал. В настоящее время границы водоохранной зоны озера Байкал изменены распоряжением Правительства Российской Федерации № 507-р от 26.03.2018

В соответствии с частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно п. 6 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещается хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещается распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных.

Учитывая, что спорный земельный участок напрямую прилегает к оз. Байкал, представляет из себя пляжную зону и находится в частной собственности, у уполномоченных органов отсутствует возможность обустройства инфраструктурой данной территории, в связи с чем создается угроза нарушения режима особо охраняемой природной территории.

Нахождение спорного земельного участка в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы озера Байкал исключает его использование по целевому назначению.

Запрет распашки земель в границах прибрежных защитных полос направлен на предотвращение вреда не только водному объекту, но и землям около водного объекта, на предотвращение водной эрозии почв, нарушения почвенного покрова, не скрепленного корнями растений, в результате которого усиливается поверхностный сток в водный объект, загрязняющий его частицами земли и удобрений, одновременно вымывающий из нее поверхностный плодородный слой. В этой связи запрет распашки земель, понимаемый как искусственное нарушение почвенного покрова. Так как использование земельного участка для дачного строительства предполагает распашку земельного участка, это обстоятельство исключает образование и предоставление в границе прибрежной защитной полосы земельных участков для указанных целей.

В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Органами местного самоуправления в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями особо охраняемых природных территорий, находящимися в федеральной собственности, образован спорный участок, который расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и Прибайкальского национального парка, в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе озера Байкал, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения), тем самым в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель особо охраняемых природных территорий в другую категорию земель.

Ответчик во владение земельным участком не вступал, земельный участок не освоен, какие-либо здания, строения на земельном участке отсутствуют. Таким образом, спорный земельный участок не выбывал из фактического владения Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем определенных законом способов. К ним в том числе отнесены - признание права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, прекращение или изменение правоотношений. Указанные способы защиты прав являются самостоятельными.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим.

В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими.

В пункте 58 Постановления указано, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

На момент издания первого документа, определяющего категорию и границы спорного участка право собственности Российской Федерации уже было зарегистрировано и являлось действующим. Указанное право не отчуждено, не прекращено и свидетельствует об отсутствии выбытия неосвоенного земельного участка с кадастровым номером из владения государства и наличии двойной регистрации прав на одни и те же земли. Наличие спорного участка свидетельствует о незаконном формировании участка на землях, право собственности на который уже было зарегистрировано и единственно верным способом защиты права Российской Федерации, как обладателя земель Прибайкальского национального парка, на которых незаконно сформирован и введен в оборот спорный участок, является признание незаконно возникшего права собственности на земельный участок отсутствующими.

Именно указанный способ, как направленный исключительно на совершение регистрационных процедур аннулирования незаконно возникших прав позволит пресечь незаконное формирование участков с неверным определением категории земель, их дальнейший оборот, внести сведения в ЕГРН об отсутствии прав частной собственности физических лиц, снять незаконно образованный земельный участок с кадастрового учета, оставив действующими права Российской Федерации на данный участок.

Таким образом, защита нарушенных прав государства и неопределенного круга лиц возможна путем признания права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим со снятием земельного участка с учета.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 ГК РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично-правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 ГПК РФ. Целью обращения прокурора с рассматриваемым иском в суд является пресечение нарушений требований закона нарушающие публичные интересы, под которыми в том числе понимается и охрана окружающей природной среды, земельного законодательства.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб. взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.

Признать право собственности Зормоновой Н.Б. на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с Зормоновой Н.Б., ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженки <адрес>, паспорт , выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в доход местного бюджета государственную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 11.08.2023.

Судья                                                                                            Л.Н. Холодова

2-238/2023 ~ М-234/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Зормонова Нелли Борисовна
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
ТУ Росимущество в Иркутской области
Администрация Шара-Тоготского МО
Администрация Ольхонского районного МО
ФГБУ "Заповедное Прибайкалье"
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Судья
Холодова Лариса Николаевна
Дело на сайте суда
olhonsky--irk.sudrf.ru
22.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее