Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-259/2022 ~ М-147/2022 от 14.03.2022

                           Дело № 2-259/2022

64RS0018-01-2022-000359-56

Решение

Именем Российской Федерации

07 апреля 2022 года                                                   г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Евлампиевой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Харенко Т.В.,

с участием представителя истца Масляковой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения,

установил:

Истец прокурор Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с иском к Государственному учреждению здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения. Свои требования обосновывает тем, что паспортом национального проекта «Здравоохранение», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, предусмотрены мероприятия по созданию и замене фельдшерско-акушерских пунктов. Паспортом регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», размещенном на официальном сайте Правительства Саратовской области, предусмотрено финансирование развития сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности на период 2019-2024 годов. Медицинская деятельность ГУЗ СО «Краснокутская РБ» осуществляется в соответствии с лицензией №ЛО-64-01-003218 от 17.12.2015, предоставленной министерством здравоохранения Саратовской области бессрочно. Также ГУЗ СО «Краснокутская РБ» министерством здравоохранения Саратовской области выдана лицензия № ЛО-64-02-001949 от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности. Согласно Приложения № 1 к лицензии № ЛО-64-02-001949 от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в части розничной торговли лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляют фельдшерско-акушерские пункты, в том числе пункт, расположенный по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, пос. Загородный, ул. им.Комарова № 5А, помещение 1. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории пос.Загородный отсутствуют аптечные организации. В ФАП пос. Загородный, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с требованиями Положения, п. 37 Правил 1, п.п. «и» п. 7, п.п. «б» п. 8 Правил 2, не осуществляется. Вышеуказанные нарушения отражены в представлении прокуратуры района от 17.11.2020 № 61-2020/447, внесенном главному врачу ГУЗ СО «Краснокутская районная больница», которое рассмотрено и удовлетворено. Однако нарушения, указанные в представлении, не устранены. Учитывая, что данные нарушения влекут за собой возникновение угрозы жизни и здоровью как жителей пос. Загородный Краснокутского района Саратовской области, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительном приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, вынужденных добираться до ближайших частных аптечных организаций г. Красный Кут Саратовской области, прокурор обратился в суд с указанным иском Истец просит обязать Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница» обязанность организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте п. Загородный, расположенном по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, пос. Загородный, ул. им.Комарова № 5А, помещение 1 в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

        В судебном заседании представитель истца Маслякова О.О. исковые требования поддержала.

        Представитель ответчика ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, правосудие является условием, обеспечивающим непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

В силу статей 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323), охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии со ст. 4 Закона №323, основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.

Согласно ст. 16 указанного Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности.

В соответствии со ст. 10 указанного Закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п. 2.3 Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница», одними из основных видов деятельности учреждения является осуществление медицинской деятельности по видам работ, определяемым согласно полученной лицензии, осуществление фармацевтической деятельности, обеспечение соблюдения правил устройства для лечебных учреждений.

В структуру ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» входят фельдшерско-акушерские пункты, в том числе ФАП в пос. Загородный Краснокутского района Саратовской области.

В соответствии с п. 6.11 Устава ГУЗ СО «Краснокутская районная больница» учредитель осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, сохранностью и использованием имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Пункт 6 Положения предусматривает, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.

Согласно п. 10 Положения, первичная медико-санитарная помощь включает в том числе первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья.

В соответствии с п. 12 Положения, организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов, являющихся приложением №15 к Положению, ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

Согласно п. 4 указанных Правил, на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).

В соответствии с п. 11 указанных Правил, основными задачами ФАПа являются в том числе обеспечение рецептами на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.

В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.69 Закона № 61 право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно ч.1 ст.52 Закона № 61 фармацевтическая деятельность осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

ГУЗ СО «Краснокутская РБ» министерством здравоохранения Саратовской области бессрочно была выдана лицензия №ЛО-64-01-003218 от 17.12.2015, а также лицензия № ЛО-64-02-001949 от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности (л.д.14-17).

Согласно Приложения № 1 к лицензии № ЛО-64-02-001949 от 25.05.2017 на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в части розничной торговли лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляют фельдшерско-акушерские пункты, в том числе пункт, расположенный по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, пос. Загородный, ул. им.Комарова № 5А, помещение 1.

В соответствии с п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение), лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, - требований статей 53, 54 и части 7 статьи 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Разделом IV. Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н (далее – Правила 1), определены требования к помещениям и оборудованию для хранения лекарственных препаратов.

Так, в соответствии с п. 37 Правил 1 к оборудованию, используемому в процессе хранения и (или) перевозки лекарственных препаратов, относятся в том числе:

а) системы кондиционирования;

б) холодильные камеры и (или) холодильники;

в) охранная и пожарная сигнализация;

г) системы контроля доступа;

д) вентиляционная система;

е) термогигрометры (психрометры) или иное оборудование, используемое для регистрации температуры и влажности.

В соответствии с п.п. «и» п. 7 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н (далее – Правила 2), руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает, в том числе наличие информационных систем, позволяющих осуществлять операции, связанные с товародвижением и выявлением фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов.

Согласно п.п. «б» п. 8 Правил 2 руководитель субъекта розничной торговли в целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента организует, в том числе оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск.

В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривалось, что на территории пос. Загородный Краснокутского района Саратовской области отсутствуют аптечные организации, при этом в ФАП пос. Загородный розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с требованиями Положения, п. 37 Правил 1, п.п. «и» п. 7, п.п. «б» п. 8 Правил 2, не осуществляется.

Таким образом, розничная торговля лекарственными препаратами жителям пос. Загородный Краснокутского района Саратовской области организована не надлежащим образом.

Как установлено судом, паспортом национального проекта «Здравоохранение», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, предусмотрены мероприятия по созданию и замене фельдшерско-акушерских пунктов.

Паспортом регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», размещенном на официальном сайте Правительства Саратовской области, предусмотрено финансирование развития сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности на период 2019-2024 годов.

Вместе с тем судом установлено, что отсутствие в ФАП пос. Загородный организованной розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в нарушение вышеуказанных требований может повлечь за собой возможность возникновения угрозы жизни и здоровью как жителей пос.Загородный Краснокутского района Саратовской области, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительной приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, вынужденных добираться до ближайших частных аптечных организаций г. Красный Кут Саратовской области.

Вышеуказанные нарушения отражены в представлении прокуратуры района от 17.11.2020 № 61-2020/447, внесенном главному врачу ГУЗ СО «Краснокутская районная больница», которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения, указанные в представлении, устранены не были.

         С учетом изложенного суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

     Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в части требований о возложении обязанности организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте пос. Загородный в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░.░░░░░░░░ № 5░, ░░░░░░░░░ 1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.08.2016 № 646░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.08.2016 № 647░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

      ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.04.2022.

░░░░░: (░░░░░░░)

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                    ░.░.░░░░░░░░░░

2-259/2022 ~ М-147/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ГУЗ СО "Краснокутская районная больница"
Министрерство здравоохранения Саратовской области
Суд
Краснокутский районный суд Саратовской области
Судья
Евлампиева Людмила Валентиновна
Дело на сайте суда
krasnokutsky--sar.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2022Передача материалов судье
18.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2022Судебное заседание
15.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2022Дело оформлено
07.12.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее