51RS0020-01-2024-000049-73 Дело № 2-204/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года г. Гаджиево
Полярный районный суд Мурманской области в составе
Председательствующего: судьи Птицы Б.Б.,
при секретаре: Сукачевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Беляковой М. А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Мурманэнергосбыт» обратилось Полярный районный суд с исковым заявлением к Беляковой М.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указав, что АО «МЭС» является исполнителем коммунальных услуг на снабжение тепловой энергией и горячей воде, в том числе, в отношении многоквартирного дома <адрес> в городе Гаджиево Мурманской области, то есть является ресурсоснабжающей организацией.
В связи с отсутствием договорных отношений с управляющими организациями, ресурсоснабжающая организация АО «Мурманэнергосбыт» в отсутствие прямого договора является исполнителем коммунальной услуги и вправе выставлять счета на оплату коммунальных услуг собственникам помещений.
Согласно выписке из ЕГРН Белякова М.А. является собственником нежилого помещения <адрес> в гор. Гаджиево.
За период с мая 2020 года по декабрь 2022 года, за ответчиком образовалась задолженность за тепловую энергию, которая составила 158 197,53 рублей.
Реализуя право на взыскание задолженности в судебном порядке, истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который был отменен 24 октября 2023 года, в связи с поступлением возражений относительно исполнения судебного приказа.
С учетом уточнений исковых требований, истец просит взыскать задолженность за тепловую энергию за период с мая 2020 года по декабрь 2022 года в размере 135 249 руб. 69 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3904 руб. 99 коп.
Представитель истца Ростовский А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить заявленные требования.
Ответчик, представитель ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, ответчик согласен и готов производить оплату при наличии централизованной системы отопления, заизолированные транзитные трубы не могут являться источниками тепла, в связи, с чем основания для взыскания задолженности отсутствуют.
Представитель третьего лица, не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, материалы гражданского дела мирового участка № 2 Александровского судебного района №..., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ст.ст. 153 - 154 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В данных Правилах под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под потребителем - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Из п.п. 2 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 следует, что под нежилым помещением в многоквартирном доме понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
Отоплением признается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (п.п. «Е» п. 4 Правил № 354).
Согласно пункту 6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
В силу пункта 7 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Из пункта 8 Правил следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил (в том числе управляющая организация и ресурсоснабжающая организация). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Из пункта 14 Правил усматривается, что если управляющая компания или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту «И» п. 34 указанных Правил потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 40 Правил, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с п. 42 (1,2), 43 и 54 настоящих Правил.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой, указанной в приложении № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (1) и 3 (4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Анализ приведенных выше положений Правил позволяет сделать вывод, что порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению установлен одинаковый для всех потребителей.
В соответствии с положениями ст.ст. 309 и 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Белякова М.А. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на нежилое помещение зарегистрировано за Беляковой М.А. с 19.10.2018 года.
АО «Мурманэнергосбыт» является теплоэнергетической организацией по предоставлению коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, в соответствии с распоряжением <адрес> от 15.06.2011 № 210-РП «О создании объединенной теплоснабжающей компании на территории Мурманской области», в том числе в отношении многоквартирного дома <адрес> в городе Гаджиево Мурманской области.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту на дом <адрес>, в г. Гаджиево, содержащего описание конструктивных элементов здания и определение износа, из которых следует, что одним из конструктивных элементов здания является отопление.
Сведений об изменении схемы теплоснабжения многоквартирного дома не содержится.
Обращаясь в суд с заявленным иском, АО «Мурманэнергосбыт» ссылается на то, что ответчиком не произведена оплата отпущенной тепловой энергии за период с мая 2020 года по декабрь 2022 года в размере 135 249 руб. 69 коп.
Факт начисления платы за поставленную тепловую энергию подтверждается счетами-расчетами за спорный период.
Стороной ответчика сведений об оплате коммунальных услуг в части или в полном объеме, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Разрешая доводы ответчика об отсутствии системы отопления в нежилом помещении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, вступившим в законную силу с 1 марта 2005 года, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает тепло («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие Приказом Росстандарта от 30 июня 2015 года № 823-ст).
Отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Таким образом, переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, во всяком случае, требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
Частью 1 ст. 26 ЖК РФ (в ранее действовавшей редакции) предусматривалось, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 4).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (часть 6).
Статьей 28 ЖК РФ предусматривалось, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии; акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.
В силу положений ст.ст. 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
На основании п. 1.6 постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
На основании п. 1.7. указанных Правил переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
По смыслу приведенных правовых норм в их взаимосвязи, проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть надлежащим образом, согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Таким образом, для подтверждения соблюдения установленного порядка переустройства помещений в части переустройства инженерных сетей централизованной системы отопления, ответчиком в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, должны быть представлены доказательства соблюдения установленного законом порядка переоборудования нежилого помещения, однако таких доказательств материалы дела не содержат.
Как следует из п. 9 ст. 2, п. 1 ст. 15, п. 5 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации и оплачивают услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Таким образом, потребление собственником помещения в многоквартирном доме тепловой энергии презюмируется.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляции проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов отопления (неотапливаемое помещение) (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.06.2019 № 309-ЭС18-21578).
Помещение расположено в многоквартирном доме, ответчиком, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих о демонтаже системы отопления нежилого помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляции проходящих через нежилое помещение элементов внутридомовой системы, в связи с чем, довод представителя ответчика, об отсутствии у него обязательств по оплате платежей за отопление в полном объеме, суд находит не состоятельным, поскольку полный демонтаж системы отопления с переходом на иной вид теплоснабжения данного помещения не осуществлялся.
Таким образом, по смыслу приведенных норм собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе и нежилых, являясь потребителями коммунальных услуг, обязаны оплачивать данные услуги.
Следовательно, ответчик как лицо, получающее коммунальные услуги, предоставляемые в принадлежащее ей нежилое помещение, обязана оплатить поставленную АО «Мурманэнергосбыт» в это помещение тепловую энергию.
При этом суд не усматривает оснований для освобождения ответчика от оплаты коммунальных услуг за отопление. Доказательств предоставления некачественной услуги ответчиком не предоставлено.
АО «Мурманэнергосбыт», как ресурсоснабжающая организация, свои обязательства выполнило надлежащим образом, осуществив спорный период отпуск тепловой энергии в горячей воде через присоединенную сеть на объект абонента до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг подлежат удовлетворению.
Согласно расчету, представленному истцом, сумма задолженности за оплату коммунальных услуг нежилого помещения, за указанный период составила 135 249 руб. 69 коп.
Проверив представленный истцом расчет задолженности за указанный период, который ответчиком не оспорен, суд находит его правильным, составленным с учетом действующих тарифов и нормативов.
На основании исследованных письменных доказательств, суд приходит к выводу, что ответчик не выполнила возложенную на неё Жилищным кодексом Российской Федерации обязанность своевременно вносить плату за коммунальные услуги, в связи с чем, образовалась задолженность, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 88, ст. 94 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе связанных с рассмотрением дела почтовых расходов, понесенных сторонами.
Истцом при подаче иска в суд также уплачена государственная пошлина. В связи с тем, что иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в полном размере, т.е. в сумме 3 904 руб. 99 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Беляковой М. А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с Беляковой М. А., <дата> года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии №...) в пользу Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (ИНН 5190907139, ОГРН 1095190009111) задолженность по оплате коммунальных услуг за период с мая 2020 года по декабрь 2022 года в размере 135 249 рублей 69 копеек, судебные расходы в сумме 3 904 рубля 99 копеек.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Б.Б. Птица
Решение в окончательной форме составлено 1 мая 2024 года.