Дело №2-1345/2023
УИД 91RS0019-01-2023-000804-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2023 года город Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Терещенко О.И., с участием представителя истца Аблаевой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Реизовой Леноры Рустамовны к администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об установлении факта имеющего юридическое значение, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Реизова Л.Р., через процессуального представителя, обратилась в суд к администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об установлении факта имеющего юридическое значение, признании права собственности на земельный участок, в котором просит установить факт принадлежности решения от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство». Признать право собственности на земельный участок, площадью № кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что решением исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ истцу Реизовой Леноре выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Реизовой Л.Р. произведен отвод земельного участка, площадью № га.
После отвода земельного участку, истцу выдан строительный паспорт на застройку земельного участка, после окончания строительства жилого дома был изготовлен технический паспорт.
Обратившись в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности было отказано. В связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд с данным исковым заявлением.
Истец Реизова Л.Р. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя ФИО5, действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым представителя не направил, ходатайств, заявлений в суд не представил.
Согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в том числе участия его представителя, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения гражданского дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Симферопольского районного суда Республики Крым.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств, в соответствии со ст. ст. 67, 71 ГПК РФ, считает, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 56, 68, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны; суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Из содержания статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, законов, иных нормативно правовых актов органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе, устанавливает факт принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» следует, что по делам об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении (п. 5 ст. 247 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик), суды должны требовать от заявителя представления доказательств о том, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление.
В судебном заседании установлено, что согласно паспорту Российской Федерации серии №, выданному <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, истцом является Реизова Ленора Рустамовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>
Решением Исполкома Николаевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ под индивидуальное строительство выделены земельные участки, в том числе Реизовой Леноре выделен земельный участок для индивидуального строительства по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Реизовой Леноре Рустемовне выдан акт установления границ участка в натуре, согласно которого произведен отвод земельного участка из земель Николаевского поселкового совета общей площадью № га.
Реизовой Леноре Рустамовне выдано свидетельство на застройку усадьбы в сельских населенных пунктах Украины, согласно которого место строительства: <адрес>, земельный участок под застройку № кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Реизовой Л.Р. изготовлен технический паспорт на жилой дом по <адрес>, согласно которого площадь жилого дома лит «А» составляет № кв.м..
Таким образом, оценив представленные письменные доказательства, суд установил, что в решении Исполкома Николаевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участком под индивидуальное строительство» ошибочно указаны данные: «Реизовой Леноре», вместо правильных – «Реизовой Леноре Рустамовне».
Во внесудебном порядке заявитель лишен возможности устранить имеющиеся противоречия.
Поскольку установление факта принадлежности правоустанавливающего документа имеет для Реизовой Л.Р. юридическое значение, суд приходит к выводу, что в данной части требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлены требования о признании права собственности на земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, площадью №.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Согласно записи в земельно-кадастровой книге <адрес> (запись №), земельный участок площадью № га, расположенный по адресу: <адрес>, значится за Реизовой Ленорой Рустамовной, на основании решения исполнительного комитета Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п.п. «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу пп. 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в ст. 39.14 Земельного кодекса Российский Федерации.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. (статья 6 Закона № 6-ФКЗ), одновременно в статье 12.1 названного выше закона предусмотрел, что особенности регулирования в том числе земельных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2023 г. могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
04 декабря 2014 года Государственным советом Республики Крым принят Закон № 66-ЗРК /2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", который, как следует из его преамбулы, устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В статье 2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений» установлено, что заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают уполномоченный орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.
Частью 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Согласно ст. 8-2 Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
Пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права, подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки, которых в отношении спорного имущества, никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Статья 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Учитывая изложенное, суду очевидно, что право собственности на спорный земельный участок, площадью № кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, возникло у истца на основании решения Исполкома Николаевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участков под индивидуальное строительство», что подтверждается материалами дела, и никем не было оспорено.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования истца Реизовой Л.Р. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления в суд, не взыскивается согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Реизовой Леноры Рустамовны к администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об установлении факта имеющего юридическое значение, признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Установить факт принадлежности Реизовой Леноре Рустамовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>., правоустанавливающего документа – решения Исполкома Николаевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участков под индивидуальное строительство», согласно которого Реизовой Леноре выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>.
Признать за Реизовой Ленорой Рустамовной право собственности на земельный участок, площадью № кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С.Глухова
Решение изготовлено в окончательной форме 03 апреля 2023 года.