Судья Новикова И.В. дело № 21-308/2021 (дело № 12-623/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., рассмотрев 07 июля 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председателя "Жилищно-строительный кооперавтив-38" Соколовой Марии Андреевны на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 мая 2021 года, которым
постановление должностного лица административной комиссии администрации МО ГО "Сыктывкар" от 12 февраля 2021 года № 04/4-05/5-2021 о привлечении Соколовой Марии Андреевны к административной ответственности, предусмотренной частью 22 статьи 6 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года № 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми", оставлено без изменения, жалоба Соколовой Марии Андреевны - без удовлетворения,
установил:
постановлением заместителя председателя административной комиссии администрации МО ГО "Сыктывкар" Куделиной Н.В. от 12 февраля 2021 года № 04/4-05/5-2021 председатель "Жилищно-строительный кооперавтив-38" Соколова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 22 статьи 6 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года № 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми", ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Соколова М.А. обратилась в суд жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия события и состава административного правонарушения. Ссылалась на то, что вопреки статье 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" муниципальный орган подменил плановый (рейдовый) осмотр проверкой и вместо предписания по устранению выявленных нарушений был составлен протокол и вынесено обжалуемое постановление. Кроме того, ГОСТ Р 50597-2017 таблица 8.6 допускает на дорогах 4 категории во время снегопада устранение слоя рыхлого снега толщиной более 8 см до 6 суток, таким образом судом не учтены пункт 10.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, а также не приняты во внимание сведения "Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми" от 03 февраля 2021 года № 08-17/31 о снегопаде с 23 по 27 декабря 2020 года. Измерение колейности с помощью листа бумаги А4 и сантиметровой рулетки нельзя использовать в качестве доказательства по административному делу, поскольку произведено оно произведено в нарушение пункта 9.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 и части 1 статьи 26.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья вынес указанное решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В жалобе в Верховный Суд Республики Коми председатель "Жилищно-строительный кооперавтив-38" Соколова М.А. просит отменить вынесенное решение, производство по делу прекратить в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая, что ни один довод жалобы на постановление должностного лица не стал предметом рассмотрения в судебном заседании. Сыктывкарским судом в нарушение части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приняты доказательства измерения колейности и толщины снега при помощи листа бумаги формата А4 и сантиметровой рулетки, что противоречит требованиям измерительных приборов, установленных в части 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о их сертификации и требованиям пункта 9.5.1 ГОСТ Р 50597-2017, т.е. приняты доказательства, полученные с нарушением закона.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Соколова М.А., и должностное лицо административного органа, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли.
В соответствии со статьями 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, явку которых не нахожу обязательной.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда.
Частью 22 статьи 6 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правовыми актами органов местного самоуправления в Республике Коми правил благоустройства территории, выразившееся в невыполнении требований по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений этих зданий и сооружений, озеленению территории, размещению и содержанию малых архитектурных форм, правил размещения и эксплуатации знаково-информационных систем (вывесок, указателей, витрин, афиш, объявлений, указателей с наименованиями улиц и номерами домов, сооружений и других знаково-информационных систем, не относящихся к наружной рекламе), не повлекшее нарушение установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда и не подпадающее под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
На территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" действуют Правила благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденных решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28 октября 2017 года N 24/2017-330 (далее - Правила благоустройства МО ГО "Сыктывкар") и которые обязательны к исполнению.
В соответствии с пунктом 10.3.10 Правил благоустройства МО ГО "Сыктывкар" предусмотрено, что тротуары, придомовые территории и проезды должны быть очищены от снега и наледи, посыпаны песком или другими противогололедными материалами.
Пункт 6.3.2 ГОСТ Р 56195-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 56195-2014) предусматривает, что в перечень работ по уборке придомовой территории в зимний период включается, в том числе сдвигание и подметание снега.
Уборка выпадающего снега начинается при достижении высоты снежного покрова более 2 сантиметров, а если высота снежного покрова менее 2 сантиметров, то сразу после окончания снегопада. При непрекращающемся в течение суток снегопаде должно быть выполнено не менее 2 циклов "уборка снега, посыпка противогололедными средствами - подметание".
Также в перечень работ по уборке придомовой территории в зимний период включается - устранение скользкости.
При появлении гололедицы дорожки и тротуары посыпаются противогололедными реагентами или чистым песком. Обработка поверхностей тротуаров, дорожек и внугридворовых дорог и автостоянок противогололедными материалами производится с выполнением правил по их применению.
Нормативный срок полной ликвидации зимней скользкости, окончания работ по снегоочистке с момента окончания снегопада или метели, не должен превышать более 3 часов.
В зимний период необходимо осуществлять также удаление с тротуаров, дорожек и дорог снега и снежно-ледяных образований.
В первую очередь убирается снег около подъездов, с тротуаров, пешеходных дорожек, потом с проезжих дорог, стоянок автомашин и иных сооружений, расположенных (имеющихся) на придомовой территории. Тротуарные и пешеходные дорожки должны убираться по мере необходимости таким образом, чтобы не нарушалось пешеходное движение по ним и быть всегда чистыми от снега до поверхности их покрытия.
Согласно Приложению № 1 к Правилам благоустройства проезды (подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов) отнесены к 4 категории.
Согласно пункту 8.2 "ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017) во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категории 4 допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 2 (4) см.
В соответствии с пунктом 8.10 ГОСТ Р 50597-2017 допускается наличие уплотненного снежного покрова толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог с интенсивностью движения не более 1500 автомобилей в сутки.
Как следует из материалов дела, 25 декабря 2020 года главным специалистом группы муниципального жилищного контроля отдела контроля за управлением жилищным фондом и содержанием территории Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" Потаповой В.В. в соответствии с постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25 июля 2014 года № 7/2667 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар"" проведено обследование дворовых территорий многоквартирных жилых домов г. Сыктывкара, в том числе дворовой территории многоквартирного дома № 194 по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Октябрьский проспект.При проведении обследования выявлен факт ненадлежащего содержания прилегающей к дому дворовой территории, а именно: дворовая территория не очищена от снега. Также установлено, что на проезде, расположенном вдоль вышеуказанного дома, со стороны подъездов, имеется снежный накат в виде колейности, глубина которой составляет около 14 см, то есть на поверхности проезжей части дворовой территории имеется снег, который под воздействием движения транспортных средств подвергся уплотнению, что является нарушением пункта 10.3.10 Правил благоустройства МО ГО "Сыктывкар".
По выявленному факту нарушения Правил благоустройства МО ГО "Сыктывкар" составлен акт от 25 декабря 2020 года № 166 и вынесено постановление заместителем председателя административной комиссии администрации МО ГО "Сыктывкар" Куделиной Н.В. от 12 февраля 2021 года № 04/4-05/5-2021 о привлечении председателя "Жилищно-строительный кооперавтив-38" Соколовой М.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 22 статьи 6 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года № 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми".
Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях председателя "Жилищно-строительный кооперавтив-38" Соколовой М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 22 статьи 6 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года № 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми", является правильным, соответствует представленным материалам дела и доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Факт нарушения пункта 10.3.10 Правил благоустройства МО ГО "Сыктывкар" и совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 22 статьи 6 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года № 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" и вина председателя "Жилищно-строительный кооперавтив-38" Соколовой М.А. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, а именно: - актом выявленных нарушений от 25 декабря 2020 года № 166; - протоколом от 19 января 2021 года № 01-15/01об административном правонарушении с приложенными фототаблицами и фотоматериалами; - выпиской из ЕГРЮЛ; - Уставом Жилищно-строительного кооператива-38 и другими письменными материалами дела, которым дана надлежащая юридическая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших исполнению Правил благоустройства МО ГО "Сыктывкар", не представлено.
Доводы жалобы, не опровергают вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда о нарушении пункта 10.3.10 Правил благоустройства МО ГО "Сыктывкар", подтвержденный совокупностью имеющихся в материалах дела доказательствами.
Доводы жалобы о нарушениях требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при проведении проверки обосновано были отклонены в постановлении должностного лица о привлечении к административной ответственности, с указанием на то, что проведено обследование дворовой территории многоквартирного дома в соответствии с постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25 июля 2014 года № 7/2667 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар"", а не проверка в отношении ЖСК-38, что исключает применение указанного закона к данным правоотношениям. Мероприятия по контролю за соблюдением Правил благоустройства в виде проверки территорий не подпадает под понятие "проверка", указанное в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, предусматривающей проверочные мероприятия в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Также являлись предметом оценки должностного лица и судьи городского суда доводы Соколовой М.А. о том, что ГОСТ Р 50597-2017 предоставляет возможность на дорогах IV категории во время снегопада устранять слой рыхлого снега и уплотненного снежного покрова толщиной более 8 см в течение 6 суток после окончания снегопада и верно отклонен как основанный на неверном применении требований, установленных ГОСТ Р 50597-2017. Так, протоколом об административном правонарушении установлен факт образования колейности (уплотненного снежного покрова - УСП), глубина которого составляет более 14 см.
Пунктом 8.13 ГОСТ Р 50597-2017 определено, что в случае, если невозможно обеспечить соответствие участка дороги с УСП требованиям пунктов 3.6 и 8.10, его эксплуатационное состояние должно соответствовать требованиям пунктов 8.1. и 8.2.
В силу пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части возможно устройство УСП в соответствии с пунктами 8.9-8.11. В соответствии с пунктом 8.10 ГОСТ Р 50597-2017 допускается наличие уплотненного снежного покрова толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог с интенсивностью движения не более 1500 автомобилей в сутки. Срок устранения снега и зимней скользкости на проезжей части дороги IV категории составляет не более 6 часов.
Согласно пункту 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.
Довод жалобы относительно нарушений, допущенных при измерении колейности на осматриваемом участке дороги, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 32825-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений" при проведении измерений геометрических размеров повреждений допускается применение и иных средств измерений с точностью, не уступающей параметрам, указанным в данном пункте.
Данные доводы не влияют на законность выводов о доказанности вины привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, основанных на оценке по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях собранных по делу доказательств, в том числе фотоматериалов, которыми подтверждаются выявленные нарушения, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей городского суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия председателя "Жилищно-строительный кооперавтив-38" Соколовой М.А. правильно квалифицированы по частью 22 статьи 6 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года № 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми".
Существенных нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе производства по делу не допущено.
Постановление о привлечении Соколовой М.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого судебного акта не установлено.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи.
При таких обстоятельствах состоявшиеся постановление должностного лица и решение городского суда сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя председателя административной комиссии администрации МО ГО "Сыктывкар" Куделиной Н.В. от 12 февраля 2021 года № 04/4-05/5-2021 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 22 статьи 6 Закона Республик Коми от 30 декабря 2003 года № 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" в отношении председателя "Жилищно-строительный кооператив - 38" Соколовой Марии Андреевны оставить без изменения, жалобу председателя "Жилищно-строительный кооператив - 38" Соколовой Марии Андреевны - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья - Попов В.В.
Копия верна, судья: Попов В.В.