РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 августа 2012 г. г.Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла
в составе председательствующего судьи Мельникова С.П.,
с участием истца Зыкова Ю.К.,
представителя ответчика, то есть ООО «Жилищно эксплуатационное управление № 27», Поздняковой Т.А., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретарях Моляновой И.В., Тер –Степановой М.К., Иванюшкиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Зыкова Юрия Кимовича к ООО «Жилищно-эксплуатационного управления №27» о признании незаконными действий по начислению и сбору оплаты за услуги «захоронение ТБО», «сбор и вывоз ТБО», возложении обязанности произвести перерасчет незаконно полученной оплаты за указанные услуги с зачетом данных денежных средств в счет содержания и технического обслуживания жилья с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно исковому заявлению Зыкова Ю.К., проживающему в <адрес>, в коммунальный платеж входит оплата за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов (ТБО). По мнению истца в соответствии с ч.2 п.11 п/п.»д» Постановления правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 « Об утверждении правил содержания общего имущества» плата за сбор и вывоз ТБО относится к содержанию общего имущества, то есть жилья. Поэтому собираемая плата за сбор, вывоз, захоронение ТБО изначально заложена в установленную плату за содержание жилья. Однако плата за эти услуги удерживается истца вторично по отдельной норме и по неутвержденному тарифу.
Органами местного самоуправления тариф на указанные услуги, подлежащим оплате гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении (на обслуживании) ЖЭУ -27, не утверждался, поскольку они в силу Федерального закона от 31.12.2004г. № 210 –ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию.
Тариф для граждан на сбор, вывоз и захоронение ТБО администрацией г.Орла не устанавливался, потребители свое согласие на оплату этой услуги не давали.
Истец просит признать незаконными действия ООО «ЖЭУ № 27» по начислению и взиманию с него дополнительной, как он полагает, платы за услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО.
Он также просит обязать ответчика произвести перерасчет полученной оплаты за указанные услуги за период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и зачесть эти денежные средства в счет будущих платежей на содержание и техническое обслуживание жилья.
В суде Зыков Ю.К., поддержав исковое заявление, привел изложенные в нем доводы.
Представителя ответчика, то есть ООО «Жилищно эксплуатационное управление № 27», Позднякова Т.А., не признав иск, показала, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения производится в следующих размерах.
№ п/п |
Виды работ |
Размер ежемесячной платы, согласно Постановлению № 4231 от 22.12.2008 года |
Размер ежемесячной платы, согласно Постановлению № 4380 от 27.12.2011 года |
||||
1. |
Техническое обслуживание, технический осмотр и аварийный ремонт чердаков, кровли, подвалов |
0,26 |
0,31 |
||||
2. |
Техническое обслуживание, технический осмотр и аварийный ремонт внутридомовых тепловых сетей |
0,47 |
0,53 |
||||
3. |
Техническое обслуживание, технический осмотр и аварийный ремонт внутридомовых сетей |
0,41 |
0,48 |
||||
холодного водоснабжения |
|||||||
4. |
Техническое обслуживание, технический осмотр и аварийный ремонт внутридомовых канализационных сетей |
0,47 |
0,53 | ||||
5. |
Техническое обслуживание, технический осмотр и аварийный ремонт внутридомовых электрических сетей |
0,23 |
0,27 | ||||
6. |
Техническое обслуживание, технический осмотр и аварийный ремонт внутридомовых газовых сетей |
0,22 |
0,25 | ||||
7. |
Техническое обслуживание, технический осмотр и аварийный ремонт внутридомовых вентиляционных сетей |
0,10 |
0,11 | ||||
8. |
Благоустройство придомовой территории |
0,12 |
0,12 | ||||
9. |
Дератизация и дезинсекция |
0,12 |
0,14 | ||||
10. |
Уборка придомовой территории |
1,35 |
1,53 | ||||
11. |
Содержание детских и спортивных площадок |
— |
0,02 | ||||
12. |
Замена песка в песочницах |
— |
0,01 | ||||
13. |
Снос аварийных деревьев |
— |
0,05 | ||||
Итого |
3,75 |
4,35 | |||||
14. |
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов |
0,65 |
0,65 | ||||
15. |
Сбор и вывоз крупногабаритного мусора |
— |
0,05 | ||||
Итого |
0,65 |
0,70 | |||||
Итого |
|||||||
Текущий ремонт |
|||||||
1. |
Конструктивных элементов зданий |
0,69 |
0,71 | ||||
2. |
Общедомовых тепловых сетей |
0,3 |
0,38 | ||||
3. |
Общедомовых сетей холодного водоснабжения |
0,1 |
0,13 | ||||
4. |
Общедомовых канализационных сетей |
0,18 |
0,23 | ||||
5. |
Общедомовых электрических сетей |
0,26 |
0,30 | ||||
Итого: |
1,53 |
1,75 | |||||
энный размер платы полностью соот |
•ветствует квитанциям |
, выставляемым для | |||||
Данный размер полностью соответствует квитанциям, выставляемым для оплаты собственникам и нанимателям многоквартирного <адрес>. Дополнительной платы за услугу «Захоронение ТБО» и «Вывоз ТБО» для истца установлено не было, поэтому нет оснований для производства перерасчета.
Выслушав стороны, специалистов, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности иска.
В соответствии с п.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
В силу п.4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Допрошенный в суде в качестве специалиста председатель комитета по тарифам администрации г.Орла ФИО7
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Твердые бытовые отходы невозможно отнести ни к одной из перечисленных в Жилищном кодексе групп общей долевой собственности, на которые распространяется иной, специальный порядок распределения долей.
Кроме того, бытовые отходы могут образовываться не только собственниками, но и нанимателями, арендаторами, иными пользователями помещений многоквартирного дома, и при этом гражданское законодательство не предусматривает возможности перехода права собственности на бытовые отходы от нанимателей помещений к собственникам этих помещений.
Таким образом, твердые бытовые отходы представляют собой отдельный объект общедолевой собственности, отличный от долевой собственности на общее имущество собственников помещений многоквартирных домов.
Поскольку, в силу требований статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности на ТБО обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению, распределение платы за захоронение ТБО пропорционально количеству человек, проживающих в той или иной квартире многоквартирного дома представляется обоснованным и законным, если иное не вытекает из договорных отношений по управлению многоквартирным домом.
При этом, наиболее схожие отношения по оплате услуг по захоронению ТБО регулируются законодательством о коммунальных услугах. Действительно, согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по нормативам потребления, и по тарифам, утверждаемым уполномоченными органами.
Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы как за коммунальные услуги, так и за захоронение ТБО.
Федеральный закон от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» относит к организациям коммунального комплекса все хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для захоронения ТБО.
Согласно пункту 17 статьи 2 названного Федерального закона в многоквартирных домах управляющие организации, являющиеся потребителями услуг организаций коммунального комплекса в сфере захоронения твердых бытовых отходов, приобретают указанные услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Вместе с тем Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятый постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии, относит деятельность по захоронению отходов к предоставлению прочих коммунальных услуг (№ которые объединяются в одну группу «Удаление сточных вод и отходов» вместе с удалением сточных вод посредством канализации, обслуживанием канализационных систем, очисткой территории.
Тариф за услуги по захоронению ТБО, оказываемые ЗАО ОПЭК, как и тарифы на коммунальные услуги водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, оказываемые другими организациями коммунального комплекса, устанавливаются на основании одного Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
С 1 февраля 2008 года действовал тариф, установленный постановлением администрации города Орла от 27.12.2007 № 3039 в размере <данные изъяты> на 1 куб. метр отходов.
С ноября 2009 года вступил в силу тариф, установленный постановлением администрации города Орла от 30.09.2009 № 3061 в размере <данные изъяты> на 1 куб. метр отходов.
С 1 января 2011 года действует тариф, установленный приказом Управления по тарифам Орловской области от 08.11.2010 № 630-Т в размере <данные изъяты> на 1 куб. метр отходов.
С 1 января 2012 по настоящее время года действует тариф, установленный приказом Управления по тарифам Орловской области от 30.11.2011 № 1171 -Т в размере <данные изъяты> на 1 куб. метр отходов.
Нормы образования ТБО установлены Орловским городским Советом народных депутатов одним постановлением от 24.04.2003г. № 32/392-ГС на уровне 1,3 куб. метров отходов в год на 1 человека для благоустроенного жилищного фонда и 2,2 куб. метров в год на 1 человек для неблагоустроенного жилищного фонда.
Нормативы потребления коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, которые действуют в настоящее время на территории <адрес>, также установлены Орловским городским Советом народных депутатов.
Следовательно, ответчик, устанавливая плату за захоронение ТБО с человека в месяц, а не с квадратного метра в месяц, действовал на основании никем не оспоренных нормативных правовых актов, которые прямо предписывали ему предпринимать указанное.
Соответственно, размер ежемесячной платы за захоронение ТБО определялся (и определяется для домов всего жилищного фонда города Орла) как одна двенадцатая часть произведения утвержденной нормы на утвержденный тариф Размеры платы за захоронение ТБО в городе Орле.
Период |
Размер платы за захоронение ТБО, руб. на 1 чел. в месяц. | |
Неблагоустроенный жилищный фонд |
Благоустроенный жилищный фонд | |
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
2,69 |
1,59 |
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ |
3,07 |
1,82 |
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время |
3,43 |
2,03 |
Следовательно, размеры платы за захоронение ТБО в городе Орле незначительны, абсолютно доступны, а их применение в расчете на 1 человека в месяц обоснованно, законно и не может нарушать ничьих интересов.
Таким образом, применение по аналогии к порядку исчисления платы за захоронение ТБО отношений, схожих с отношениями по оплате прочих услуг организаций коммунального комплекса законно и обоснованно.
Услуга по сбору и вывозу отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения, является конкурентной, и тарифы (цены) на нее государственному регулированию не подлежат.
А услуга по захоронению (утилизации) ТБО является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. При этом в письме
подчеркивается, что оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией коммунального комплекса и потребителем данной услуги.
Поскольку, как было доказано выше, потребителями этой услуги являются все граждане, проживающие в городе Орле, а договорные отношения между гражданами и ЗАО ОПЭК, обслуживающей полигон имеют многолетний характер и принципиально не изменились ни при вступлении в силу Жилищного кодекса, ни при подписании СИ. Кругликом своего разъяснительного письма, условия расчета за захоронение ТБО остались прежними и не могут быть изменены иначе как по соглашению сторон или на основании закона.
Вместе с тем рассматриваемое письмо заместителя Министра регионального развития РФ СИ. Круглика от 03.10.2008 № 25080-СК/14 не является нормативным документом, не может содержать предписаний. Обязательных для исполнения и, в силу этого, само по себе не может быть основанием для вынесения судебного решения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статье 7 Устава г. Орла местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
При этом к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 16 названного закона и статье 8 Устава г. Орла к вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как было обосновано выше, твердые бытовые отходы, подлежащие захоронению на городском полигоне, являются общей собственностью всех жителей города. Поэтому каждый горожанин обязан нести бремя собственности на эти отходы, путем внесения соответствующей платы предприятию, осуществляющему захоронение.
Задачами органов местного самоуправления как полномочных представителей населения в решении этих вопросов местного значения являются:
Организация объективного учета образования твердых бытовых и промышленных отходов с целью планирования необходимого количества контейнерных площадок, специальной техники, мощностей полигона захоронения.
Организация специализированных транспортных предприятий для осуществления вывоза отходов. Создание условий для развития конкуренции в сфере вывоза отходов.
3. Организация эффективного и экологически безопасного функционирования полигона захоронения.
4. Создание условий для стимулирования использования (утилизации, переработки) отходов, организация санитарно и экологически безопасного раздельного сбора бытовых отходов по составляющим элементам.
5. Организация системы расчетов между собственниками бытовых отходов и предприятиями, оказывающими им услуги по сбору, вывозу, захоронению (утилизации, переработки) ТБО, обеспечивающей необходимые финансовые потребности всех участников этой отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение своих полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации (захоронение) твердых бытовых отходов в целях определения доли участников долевой собственности на твердые бытовые отходы, подлежащие захоронению на городском полигоне, на основании статьи 245 ГК РФ и в соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления действующим законодательством, в городе Орле постановлением Орловского городского Совета народных депутатов установлены нормативы образования твердых бытовых отходов.
Нормативы образования твердых бытовых отходов не имеют никакого отношения к нормативам образования отходов, устанавливаемых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и служат в качестве необходимого элемента для разработки производственных программ предприятий, осуществляющих деятельность по сбору, первичному накоплению, вывозу и утилизации (захоронению) ТБО, а также основой для исчисления платы за услуги соответствующих предприятий.
Следовательно, услуги по захоронению ТБО являются коммунальными услугами, оказываемыми населению предприятиями, эксплуатирующими полигоны (свалки), которые обязательственно связаны с услугами по вывозу отходов, относящихся, в свою очередь, к жилищным услугам.
Таким образом, невозможно объединение этих услуг в одной строчке платежного документа, как и невозможно их разделение по различным платежным документам.
Жилищный кодекс Российской Федерации, устанавливая обязанность собственников помещений многоквартирного дома надлежащим образом содержать общедомовое имущество путем выбора способа управления
многоквартирным домом и своевременного и полного внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая соразмерна площади занимаемых помещений, в то же время предусматривает ситуацию, когда собственники помещений не определились со способом управления либо, определившись со способом управления, не определись с размерами платы за жилое помещение.
Согласно части 3 статьи 156 и части 4 статьи 158 ЖК РФ в этом случае полномочия по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения возлагаются на органы местного самоуправления.
Во исполнение указанных полномочий администрация города Орла регулярно своими постановлениями устанавливает размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных категорий собственников, а также для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
В частности, в настоящее время действует постановление администрации города Орла от 27.12.2010 № 4380 «О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах», устанавливающее размеры платы для граждан дифференцировано по видам работ по содержанию общего имущества собственников помещений в зависимости от степени благоустройства конкретного многоквартирного дома, состава и конструктивных особенностей общедомового имущества.
Поскольку согласно пункту «д» части 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, указанное постановление администрации города Орла содержит следующие размеры платы:
Виды работ |
Размер ежемесячной платы, руб. на 1 кв. м общей площади помещений |
- сбор и вывоз твердых бытовых отходов |
<данные изъяты> |
- сбор и вывоз крупногабаритного мусора |
<данные изъяты> |
По требованию депутатов Городского Совета из размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов была выделена плата за сбор и вывоз крупногабаритного мусора.
Однако в постановлении не установлены размеры платы по захоронению твердых бытовых отходов бытовых, поскольку администрация города не считала эту услугу обязательной для включения в состав платы за содержания и ремонт жилого помещения, потому что фактически сложившиеся в многоквартирных домах города Орла правоотношения и обычаи делового оборота между жителями и организацией коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию городского полигона по захоронению отходов (ЗАО ОПЭК), предусматривали прямое перечисление всех собранных с граждан платежей по этой строчке на счет ЗАО ОПЭК посредством управляющих и иных жилищных организаций без каких-либо комиссий или удержаний на расчетно-кассовое обслуживание.
Размер платы за сбор и вывоз ТБО в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный администрацией города Орла в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № определялся следующим образом:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
где:
<данные изъяты> и <данные изъяты> м /чел. год - нормы образования ТБО на территории города Орла для соответственно неблагоустроенного и благоустроенного жилищного фонда, утвержденные постановлением Орловского городского Совета народных
депутатов от 24.04.2003 32/392-ГС.
0<данные изъяты> - доли жителей многоквартирных домов, проживающих соответственно в неблагоустроенном и благоустроенном жилищном фонде.
<данные изъяты>/м3 - тариф, на вывоз твердых бытовых отходов, установленный для МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» постановлением администрации города Орла от 29.12.2009 № 4262.
287,6 тыс. чел. - количество жителей города Орла, проживающих в многоквартирных домах по состоянию на 01.09.2010 года. Подтверждается «Характеристикой жилищного фонда к Экспертной оценке жилищного фонда, соответствующего средним условиям проживания в муниципальном образовании «Город Орёл», подготовленной администрацией города Орла и направленной в департамент ЖКХ Орловской области письмом 01.03.2011 № 2/850-и.
6400,7 тыс. м2 - площадь всех многоквартирных домов города Орла по состоянию на 01.09.2010 года. Подтверждается «Характеристикой жилищного фонда к Экспертной оценке жилищного фонда, соответствующего средним условиям проживания в муниципальном образовании «Город Орёл», подготовленной администрацией города Орла и направленной в департамент ЖКХ Орловской области письмом 01.03.2011 № 2/850-и.
12 - число месяцев в году.
1,1 - коэффициент, учитывающий затраты на управление многоквартирным домом (10%).
1.03 - коэффициент, учитывающий затраты на расчетно-кассовое
обслуживание (3%).
1,01 - коэффициент, учитывающий минимальный налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения в соответствии с частью 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.
В качестве доказательств, подтверждающих, что в тарифе, на вывоз твердых бытовых отходов, установленном для МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» постановлением администрации города Орла от 29.12.2009 № 4262 в размере 123,39 руб. на 1 куб. метр отходов, не учитывается плата за захоронение ТБО прилагается калькуляция стоимости сбора и вывоза 1 куб. метра ТБО на 2010 год, подготовленная работниками муниципального предприятия и использованная для обоснования установленного тарифа.
Проведенный анализ действующего законодательства показывает, что плата за услугу по захоронению ТБО управляющей организацией взималась законно и обоснованно, а требования истца, напротив, противоречат закону.
Руководствуясь ст. ст.194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Зыкова Юрия Кимовича к ООО «Жилищно-эксплуатационного управления №27» о признании незаконными действий по начислению и сбору оплаты за услуги «захоронение ТБО», «сбор и вывоз ТБО», возложении обязанности произвести перерасчет незаконно полученной оплаты за указанные услуги с зачетом данных денежных средств в счет содержания и технического обслуживания жилья с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>
Составить мотивированное решение не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Орловский облсуд через Железнодорожный районный суд г.Орла.
Председательствующий С.П.Мельников