Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-9820/2022 от 11.08.2022

Судья: Дурманова Е.М. Гр. дело № 33-9820/2022

(№ 2-2098/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара     15 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего     Мартемьяновой С.В.,

судей                 Кривошеевой Е.В., Занкиной Е.П.,

при секретаре             Ивановой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Григорян Ф.Н., Никифорова В.А., Зевакина М.П., Ершова О.В., Бондаренко Н.А., Коробцовой Л.В., Байковой Л.В., Трухановой Л.В., Снадиной И.Ф., Янгунаева И.Ф., Белюшиной А.А., Малковой Л.Е., Дятлова А.В., Суходеевой Е.М., Виноградской Я.В., Ломкиной К.Р., Ломкина В.А., Шевелевой В.В., Данюк В.А., Ярышевой Н.В., Альшанской Т.В. Окуджава Н.В., Фроловой Н.А., Черновой С.В., Гаврилова Д.К., Гавриловой Л.М., Ершовой Л.Н., Ершова В.В., Антюфеева Е.Е. Маркович В.Д., Павловой Т.Н., Павлова А.В., Ованнисян К.А., Хайдаровой Ф.Т., Абдулхановой Н.Н. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 21 июня 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Григорян Ф.Н., Никифорова В.А., Зевакина М.П., Ершова О.В., Бондаренко Н.А., Коробцовой Л.В., Байковой Л.В., Труханова Д.С., Снадиной Ю.В., Янгунаева И.Ф., Белюшиной А.А., Малковой Л.Е., Дятлова А.В., Суходеевой Е.М., Виноградской Я.В., Ломкиной К.Р., Ломкина В.А., Шевелевой В.В., Ярышевой Н.В., Альшанской Т.В., Окуджава Н.В., Фроловой Н.А., Черновой С.В., Гаврилова Д.К., Гаврилова К.К., Ершовой Л.Н., Ершова В.В., Антюфеева Е.Е., Маркович В.К., Данюк В.А., Павловой Т.Н., Павлова А.В., Ованнисян К.А., Абдулхановой Н.Н., Хайдаровой Ф.Т. к ООО "ЭкоСтройРесурс" о признании услуги не оказанной, об освобождении от оплаты, о прекращении начислений платы по коммунальной услуге обращения с твердыми коммунальными отходами до факта организации сбора и вывоза - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривошеевой Е.В., объяснения лиц, участвующих при рассмотрении апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы Григорян Ф.Н., Никифорова В.А., Зевакина М.П., Ершова О.В., Бондаренко Н.А., Коробцовой Л.В., Байковой Л.В., Труханова Д.С., Снадиной Ю.В., Янгунаева И.Ф., Белюшиной А.А., Малковой Л.Е., Дятлова А.В., Суходеевой Е.М., Виноградской Я.В., Ломкиной К.Р., Ломкина В.А., Шевелевой В.В., Ярышевой Н.В., Альшанской Т.В., Окуджава Н.В., Фроловой Н.А., Черновой С.В., Гаврилова Д.К., Гаврилова К.К., Ершовой Л.Н., Ершова В.В., Антюфеева Е.Е., Маркович В.К., Данюк В.А., Павловой Т.Н.,Павлова А.В., Ованнисян К.А.,Абдулхановой Н.Н., Хайдаровой Ф.Т. обратились в суд с исковым заявлением к ООО «Экостройресурс», в котором с учетом последующих уточнений просили освободить истцов от оплаты коммунальной услуги обращения с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по текущий момент; обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» прекратить истцам, являющимся собственниками домов в микрорайоне <адрес> начислять плату по коммунальной услуге обращения с ТКО до факта организации сбора и вывоза отходов в микрорайоне <адрес>; взыскать с ООО «ЭкоСтройРесурс» штраф в порядке п.6 ст. 156 ЖК РФ в размере 50% от незаконно начисленной платы, за не предоставление коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в период с 01.01.2019 по 31.03.2022 гг.

Заявленные требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками жилых домов, расположенных в пределах <адрес>

Начиная с 01.01.2019 и по дату подачи искового заявления в суд, в адрес истцов ежемесячно от ООО «Экостройресурс» поступали квитанции об оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО. Однако фактически ООО «ЭксоСтройРесурс» услугу по сбору и вывозу мусора истцам не оказывает, поскольку мусорные площадки вблизи домов, принадлежащих истцам, отсутствуют, мусоровозы в район проживания истцов не приезжают, ввиду отсутствия подъездных путей.

Истцы неоднократно обращались в различные органы за защитой своих прав, приглашали представителя ООО «ЭкоСтройРесурс» для составления акта о ненадлежащем исполнении услуги, однако никаких действий, направленных на устранение сложившейся ситуации со стороны ответчика предпринято не было, напротив, по сообщению регионального оператора услуга оказывается надлежащим образом.

Истцы, считают, что требование ООО «ЭкоСтройРесурс» об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами противоречит действующему законодательству, поскольку нарушает права потребителя оплачивать только те услуги, которые ему были оказаны.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 21.06.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.10.2021, исковые требования удовлетворены частично, на администрацию г.о.Тольятти Самарской области возложена обязанность организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории микрорайона <адрес>. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2022 решение Центрального районного суда г.Тольятти от 21.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.10.2021 отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тольятти.

21.06.2022 судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт, которым уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации г.о. Тольятти Осяева Е.П. в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания была доступна к ознакомлению на официальном сайте Самарского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.5 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Таким образом, по смыслу изложенных норм Жилищного Кодекса РФ собственник жилого дома, обязан его содержать, в том числе оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса РФ о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Судом в ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

ООО "ЭкоСтройРесурс" с 01.01.2019 осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области на основании соглашения, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 1 ноября 2018 года.

Предложение о заключении договора, а также типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещены региональным оператором на своём официальном сайте: <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также опубликовано 25.12.2018 в газете «Волжская коммуна», выпуск от 25.12.2018 года.

Таким образом, ООО "ЭкоСтройРесурс" с 1 января 2019 года является исполнителем услуги по обращению с ТКО на территории всей Самарской области.

В силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (статья 426 ГК РФ), а также согласно статьи 425 ГК РФ, оказываемые потребителям услуги, вне зависимости от даты заключения договора, подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.

Истцам на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

Григорян Ф.Н. – жилой дом, общей площадью 243,5 кв.м. по <адрес>

Никифорову В.А. – жилой дом, общей площадью 177,60 кв.м. по <адрес>

Зевакину М.П. – жилой дом, общей площадью 201,7 кв.м. по <адрес>

Ершову О.В. – жилой дом, общей площадью 326 кв.м. по <адрес>

Бондаренко Н.А. – жилой дом, общей площадью 257,50 кв.м. по <адрес>

Коробцовой Л.В. – жилой дом, общей площадью 156,20 кв.м. по <адрес>

Байковой Л.В. – жилой дом, общей площадью 108,50 кв.м. по <адрес>

Трухановой Л.В. – жилой дом, общей площадью 259 кв.м. по <адрес>

Снадиной Ю.В. - жилой дом, общей площадью 171,7 кв.м. по <адрес>

Янгунаеву И.Ф. - жилой дом, общей площадью 200 кв.м. по <адрес>

Белюшиной А.А. - жилой дом, общей площадью 187,4 кв.м. по <адрес>

Малковой Л.Е. - жилой дом, общей площадью 78,9 кв.м. по <адрес>

Дятлову А.В. - жилой дом, общей площадью 85,30 кв.м. по <адрес>

Суходеевой Е.М. - жилой дом, общей площадью 246 кв.м. по <адрес>

Виноградской Я.В. - жилой дом, общей площадью 320,1 кв.м. по <адрес>

Ломкиной К.Р. - жилой дом, общей площадью 297,2 кв.м. по <адрес>;

Ломкину В.А. - жилой дом, общей площадью 93,6 кв.м. по <адрес>

Шевелевой В.В. - жилой дом, общей площадью 85,2 кв.м. по <адрес>

Ярышевой Н.В. - жилой дом, общей площадью 84,4 кв.м. по <адрес>

Окуджава Н.В. - жилой дом, общей площадью 175,90 кв.м. по <адрес>

Фроловой Н.А. - жилой дом, общей площадью 163 кв.м. по <адрес>

Черновой С.В. - жилой дом, общей площадью 100,9 кв.м. по <адрес>

Гаврилову Д.К. - жилой дом, общей площадью 234 кв.м. по <адрес>

Гавриловой Л.М. - жилой дом, общей площадью 101,6 кв.м. по <адрес>

Ершовой Л.Н. - жилой дом, общей площадью 326 кв.м. по <адрес>

Ершову В.В. - жилой дом, общей площадью 119,7 кв.м. по <адрес>

Антюфееву Е.Е. - жилой дом, общей площадью 132,3 кв.м. по <адрес>

Маркович В.Д. - жилой дом, общей площадью 95,8 кв.м. по <адрес>

Данюк В.А. - жилой дом, общей площадью 159 кв.м. по <адрес>

Павловой Т.Н., Павлову А.В. - жилой дом, общей площадью 158,4 кв.м. по <адрес>

Ованисян К.А. - жилой дом, общей площадью 133,8 кв.м. по <адрес>

Абдулхановой Н.Н. - жилой дом, общей площадью 134,6 кв.м. по <адрес>

Хайдаровой Ф.Т. - жилой дом, общей площадью 206,9 кв.м. по <адрес>

По всем перечисленным объектам недвижимости, региональным оператором открыты лицевые счета на оплату услуг по обращению с ТКО, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами и подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.

В спорный период времени, плата за данную коммунальную услугу истцами не осуществлялась, имеется задолженность с января 2019 года.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истцы ссылаются на то, что в местах расположения их жилых домов отсутствуют площадки для сбора твердых коммунальных отходов, контейнеры не устанавливались, децентрализованный вывоз мусора региональным оператором не организован, услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не оказывается, региональным оператором мусор с <адрес> не вывозится, истцы утилизируют мусор самостоятельно, близлежащими контейнерами не пользуются.

Между тем, указанные доводы суд признал необоснованными, в силу следующего.

Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).

ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию твердых коммунальных отходов и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228, в редакции Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 02.072018 № 193.

Территориальная схема обращения с отходами Самарской области опубликована на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в сети интернет по <адрес>

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии пунктом 2.6 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами с учетом установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 8.6 Постановления Правительства Самарской области № 449 предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников жилых помещений, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.

В соответствии с пунктом 8.9. Постановления Правительства Самарской области № 449 в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не разграничена, собственник такого участка не определен, бремя содержания такой контейнерной площадки и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, возлагается на органы местного самоуправления.

В пункте 13 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 и постановлении Правительства Самарской области № 449 указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом под погрузкой твердых коммунальных отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Таким образом, обязанность по созданию мест (площадок) по сбору твердых коммунальных отходов возложена не на регионального оператора, а на орган местного самоуправления. Для создания мест накопления твердых коммунальных отходов, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованные лица вправе обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.

Кроме того, в соответствии с разделом 6 постановления Правительства Самарской области № 449 в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление твердых коммунальных отходов может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.

Договором о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами также предусмотрена возможность децентрализованного способа накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 21 договора децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов применяется на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки.

При этом, складирование ТКО с использованием децентрализованного способа, указанного в подпункте «в» пункта 11 Порядка накопления ТКО, осуществляется потребителями при отсутствии контейнеров и (или) бункера на соответствующей территории.

Места накопления ТКО при децентрализованном способе накопления ТКО в обязательном порядке должны быть согласованы с органами местного самоуправления с учетом санитарно-эпидемиологического законодательства, а сам по себе децентрализованный способ накопления не подразумевает вывоз ТКО от каждого домовладения, расположенного на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.

В соответствии с п. 9 Порядка накопления ТКО, на потребителя возлагается обязанность осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО (контейнерных площадках), определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенным с Региональным оператором, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.

Таким образом, Региональный оператор не наделен полномочиями по самостоятельному определению места накопления ТКО, потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО имеют возможность использовать все общедоступные контейнерные площадки для складирования ТКО.

Судом установлено, что 18.12.2018 между ООО «ЭкоСтройРесурс» и АО «СпецАвтоТранс» (исполнитель) был заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в соответствии с которым региональный оператор поручил, а исполнитель принял на себя обязанность оказывать услуги в границах территории оказания услуг, в соответствии с Приложением к Договору по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов от источников образования и мест накопления, указанных в Приложении к договору и их транспортированию и передаче в места размещения ТКО, образуемых в зоне деятельности регионального оператора, в соответствии с приложением к договору.

В соответствии с Приложением к договору в границы территории оказания услуг по транспортированию ТКО входит, в том числе, <адрес>

Согласно реестру контейнерных площадок, на территории <адрес> установлено количество бункеров 1, количество контейнеров 21 шт.

В соответствии с письмом ОА «СпецАвтоТранс» от 11.07.2019 с района малоэтажной застройки <адрес> твердые коммунальные отходы вывозятся с <адрес>

Из письма ОА «СпецАвтоТранс» от 01.06.2020 следует, что вывоз ТКО по <адрес> невозможен в связи с узкими подъездными путями и отсутствием места для разворота спецтехники. Вывоз ТКО осуществляется с контейнерной площадки с <адрес> из 4 контейнеров 7 раз в неделю.

Согласно акту обследования от 01.06.2020, составленному главным специалистом сектора обращения с отходами управления природопользования и охраны окружающей среды департамента городского хозяйства администрации г.о. Тольятти при участии ведущего специалиста отдела территориального мониторинга администрации Центрального района и инженера АО «СпецАвтоТранс», было установлено, что ввиду плотной застройки, отсутствия разворотной площадки и подъездных путей установка бункеров накопителей, либо индивидуальных контейнеров <адрес> не представляется возможным. Также при определении места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов жители домов, расположенных на пересечении <адрес> были против установки дополнительных контейнеров.

Из информации, предоставленной Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 14.12.2020 , следует, что согласно требованиям абз.5 п.2.9 СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденным Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. N 78, организовать проезд мусоровоза на территории частного сектора представляется возможным только на улицах, не являющимися тупиковыми и на которых имеется поворотная площадка, обеспечивающая возможность разворота мусоровоза.

Допрошенный судом первой инстанции в качестве свидетеля заместитель главы администрации с.п. Тимофеевка, пояснил, что в 2020 году по программе со финансирования, администрации с.п.Тимофеевка выделены деньги на установку контейнерных площадок. При этом мусорные контейнера были предоставлены непосредственно региональным оператором, пользоваться данными контейнерами могут все граждане независимо от места их проживания. Предполагаемое место размещение контейнерных площадок согласовывается с Управлением Роспотребнадзора, которое после согласования заявки, дает заключение о возможности размещения контейнерной площадки.

Из представленных истцами актов о нарушении обязательств по договору на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не следует, что региональный оператор не оказывает услуги истцам по вывозу ТКО.

Так из актов от 02.04.2021, 11.03.2021 следует, что нарушений со стороны регионального оператора не выявлено. Вывоз ТКО производится согласно территориальной схеме. <адрес> в территориальной схеме отсутствуют.

Из акта № 1 от 01.04.2022, акта от 11.05.2022 следует, что на улице <адрес> отсутствуют места накопления ТКО, отсутствует вывоз с указанных улиц отходов, в территориальной схеме данные улицы отсутствуют. Нарушений со стороны регионального оператора нет, вывоз мусора осуществляется согласно территориальной схемы.

Также указанные обстоятельства не подтверждают и представленные в материалы дела квитанции об оплате услуг по вывозу ТКО от 19.03.2019 (Никифоров Н.), 23.04.2019 (Труханова Л.), 21.05.2020 (Белюшина А.А.), 18.08.2020 (Абдулханова Н.), 16.04.2021. (Ярышева Н.), поскольку из указанных квитанций невозможно определить по какому адресу оказывалась услуга по вывозу ТКО, кроме того, указанные квитанции носят единичный случай.

Доказательств того, что истцами заключены договора на оказание услуг по обращению с ТКО в спорный период времени с иными специализированными организациями, в материалы дела не представлено.

Из представленной истцами видеосъёмки следует, что в местах расположения жилых домов отсутствуют площадки для сбора твердых коммунальных отходов, однако указанный факт стороной ответчика и третьими лицами не оспаривался, как и не оспаривался тот факт, что с улицы, на которых расположены дома истцов не включены в территориальную схему.

Между тем, представленная истцами видеосъёмка и фотографии не подтверждают тот факт, что все истцы, в заявленный период времени не пользовались услугами регионального оператора, а также, что они самостоятельно вывозили мусор и утилизировали ТКО.

Действующим законодательством обязанность по созданию мест по сбору ТКО возложена не на Регионального оператора, а на орган местного самоуправления, при этом оснований для освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО, в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему, либо не согласования расположения мест накопления ТКО при децентрализованном способе накопления, законом не предусмотрено.

Судом установлено, что истцы официально в орган местного самоуправления, заявки по вопросу организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в местах расположения жилых домов истцов, не подавали и не предоставляли им схему возможного расположения контейнерных площадок, что подтверждается ответом Департамента хозяйства администрации г.о. Тольятти от 05.05.2022.

Таким образом, разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что типовой договор был опубликован региональным оператором в установленном порядке, действий свидетельствующих о несогласии с условиями договора, в установленное время истцами совершено не было, что свидетельствует о заключении между истцами и ответчиком договора, при этом предусмотренных действующим законодательством оснований для признания коммунальной услуги по обращению с ТКО не оказанной, освобождению истцов от оплаты указанной услуги, возложении обязанности на ООО «ЭкоСтройРесурс» не начислять истцам плату за коммунальную услугу по обращения с ТКО, не установлено, факт отсутствия контейнерных площадок в непосредственной близости к жилым домам истцов, таким основанием не является, напротив истцы как собственники жилого помещения, обязаны вносить плату за коммунальную услугу по вывозу бытовых отходов.

Кроме того, судом отмечено, что вывоз ТКО производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.

Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, правовых оснований для удовлетворения производных требований не имелось.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они сделаны при правильном определении юридически значимых для дела обстоятельств, и правильном определении подлежащих применению норм законодательства, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения. Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным судом, и представленным в материалы дела доказательствам.

Так, в ходе судебного заседания 11.10.2022 в суде апелляционной инстанции истцом Бондаренко И.А. пояснила, что к администрации г.о. Тольятти у истцов претензий нет, они совместно ведут переговоры по обустройству дорог в поселке, за период с 2019 по настоящее время мусор истцом складируется в контейнере около дома и вывозится лицами, которые размещают объявления о вывозе мусора за плату, конкретных лиц назвать не может, как и не может пояснить, куда ими вывозился мусор. Мусор она вывозила примерно один раз за полгода. В адрес администрации истцы обращались с целью обсуждения вопроса организации вывоза мусора. Необходимости в назначении по делу судебной экспертизы не видит.

Иными лицами и сторонами, участвующими в деле, также не заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения возможности установки контейнеров вблизи жилых домов, принадлежащих истцам. Ввиду отсутствия каких-либо требований у истцов к администрации г.о. Тольятти, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для назначения данной экспертизы по собственной инициативе, поскольку обязанность по установке контейнеров и организации мест сбора ТКО в силу вышеприведенных норм права на регионального оператора не возложена.

Ответчиком указывалось, что ближайшие к жилым домам, организованные места для вывоза мусора, включенные в территориальную схему, расположены по <адрес> которые непосредственно прилегают к улицам и проездам, на которых расположены жилые дома истцов.

Из ответа Департамента городского хозяйства администрации г.о. Тольятти от 29.11.2019 г. следует, что для накопления ТКО, образующихся у жителей, проживающих по <адрес> установлено 4 евроконтейнера на пересечении <адрес>. Для жителей, проживающих по <адрес> установлены 2 евроконтейнера на пересечении <адрес>, с учетом наличия подъездных путей для осуществления вывоза специализированной техникой. Вывоз ТКО осуществлялся ежедневно с территории микрорайона «Тимофеевка-2», по информации, полученной в рабочем порядке от АО «СпецАвтоТранс» (т.3 л.д. 128).

Из ответов АО «СпецАвтотранс» от 01.06.2020 г., 22.10.2020 следует, что вывоз ТКО осуществляется с контейнерной площадки с перекрестка <адрес> из 4 контейнеров 7 раз в неделю.

Обязанность по вывозу ТКО должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом. В соответствии с требованиями ст.56 ГПК истцами не представлено достаточной совокупности доказательств вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, либо заключения соответствующих договоров на вывоз ТКО с третьими лицами, а также не использования установленных в вышеуказанных местах мусорных контейнеров.

Также стороной истца не представлено результатов рассмотрения обращения истцов в администрацию по спорному вопросу. Представитель администрации г.о. Тольятти в ходе рассмотрения апелляционной жалобы в судебном заседании суда апелляционной инстанции также не представила сведений о поступлении от истцов такого обращения и результатах его рассмотрения.

Обязанность ответчика организовать децентрализованный вывоз мусора в рассматриваемом случае отсутствует в силу ст.8 закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998г., п. 11 Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471, положений Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, установленных тарифах Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области на оказываемые услуги ответчиком на 2019, 2020, 2021 года. При этом, доказательств расположения мест ТКО истцами при децентрализованном способе вывоза мусора и их согласования с региональным оператором, в соответствии с требованиями п.11 Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 не представлено.

Вышеуказанная совокупность доказательств не позволяет сделать вывод о нарушении региональным оператором прав истцов, исходя из предмета и оснований заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии позиций стороны администрации г.о. Тольятти протоколу судебного заседания не являются основанием к отмене решения в соответствии с требованиями ст.330 ГПК РФ.

Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в мотивировочной части решения, не согласиться с которыми суд апелляционной инстанции оснований не усматривает.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда в соответствии с требованиями ст.330 ГПК РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорян Ф.Н., Никифорова ВА., Зевакина М.П., Ершова О.В. Бондаренко Н.А., Коробцовой Л.В, Байковой Л.В. Трухановой Л.В., Снадиной Ю.В., Янгунаева И.Ф., Белюшиной А.А., Малковой Л.Е., Дятлова А.В., Суходеевой Е.М., Виноградской Я.В., Ломкиной К.Р., Ломкина В.А., Шевелевой В.В., Данюк В.А., Ярышевой Н.В., Альшанской Т.В., Окуджава Н.В., Фроловой Н.А., Черновой С.В., Гаврилова Д.К., Гавриловой Л.М., Ершовой Людмилы Л.Н., Ершова В.В,, Антюфеева Е.Е., Маркович В.Д,, Павловой Т.Н., Павлова А.В., Ованнисян К.А., Хайдаровой Ф.Т., Абдулхановой Н.Н. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Судья: Дурманова Е.М. Гр. дело № 33-9820/2022

(№ 2-2098/2021)

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░

(░░░░░░░░░░░░ ░░░░░)

░. ░░░░░░     15 ░░░░░░ 2022 ░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.,

░░░░░                 ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░.,

░░░ ░░░░░░░░░             ░░░░░░░░ ░.░.,

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:

«░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ "░░░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░».

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328 ░ 329 ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

11.08.2022[Гр.] Передача дела судье
20.09.2022[Гр.] Судебное заседание
11.10.2022[Гр.] Судебное заседание
15.11.2022[Гр.] Судебное заседание
28.11.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2022[Гр.] Передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее