Дело № 2-5334/2023
УИД: 26RS0029-01-2023-008443-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2023 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Приходько О.Н.,
при секретаре Капесс И.Э.,
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора г. Пятигорска Мексичевой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Пятигорска в защиту интересов несовершеннолетних воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № «Хуторок» к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № «Хуторок» города Пятигорска об обязании устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
установил:
Прокурор города Пятигорска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад № «Хуторок» города Пятигорска об обязании устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
В судебном заседании представитель истца- прокурора города Пятигорска Мексичева М.Г., в обоснование заявленных требований пояснила, что МБДОУ Детский сад № «Хуторок» <адрес> нарушаются требования действующего законодательства о социальной поддержке граждан отдельных категорий, а именно МБДОУ детский сад № «Хуторок» расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальным образовательным учреждением, в котором для проведения массовых мероприятий имеется зал, в нарушение требований п 5,6 ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, вступившего в силу с 01.01.2016, помещение зала МБДОУ Детский сад № «Хуторок» города Пятигорска не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Просит обязать МБДОУ Детский сад № «Хуторок» города Пятигорска не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Представитель ответчика МБДОУ Детский сад № «Хуторок» города Пятигорска, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явились, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель третьего лица - администрации города Пятигорска будучи надлежащим образом, уведомленным о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, уважительности причин неявки не предоставил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения помощника прокурора, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав представителя процессуального истца, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации, сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно п.п. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12 2012 № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 5 ч. 1, ст. 9 Федерального закона от 29.12 2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности услуг в здании образовательного учреждения, относящимся к объекту социальной инфраструктуры, является обязанностью образовательного учреждения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной поддержке граждан отдельных категорий.
Согласно которой, установлено, что МБДОУ Детский сад № «Хуторок» <адрес> является муниципальным образовательным учреждением, в котором для проведения массовых мероприятий имеется специальное помещение.
В то же время данное помещение МБДОУ Детский сад № «Хуторок» <адрес> в нарушение требований ч. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Пятигорска вынесено представление в адрес заместителя Главы администрации города Пятигорска – начальника МУ «Управление образования администрации <адрес>», однако выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о нарушении требований законодательства, поскольку ответчиком не исполнены обязанности по обеспечению граждан, имеющих ограничения по слуху условий доступности образовательных услуг.
Согласно п.п. 1, 3, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Поскольку целью государственной политики в области защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, отсутствие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры ограничивает право инвалидов на участие в гражданских правоотношениях, а также защиту их прав, нарушает права неопределенного круга лиц, в т.ч. как учащихся - инвалидов по слуху, так и иных лиц, которые в силу законных оснований могут находиться в учебном заведении.
Учитывая, что установка устройства индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры в помещении зала МБДОУ Детский сад № «Хуторок» города Пятигорска является обязательной в силу закона, в настоящее время помещение такими устройствами: индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, не оснащено, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суду, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, следует установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Ответчика следует обязать в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
При этом срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, указанный прокурором города Пятигорска, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, несовершеннолетних учащихся, а судом заявленный иск удовлетворён, то в данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета города-курорта Пятигорска.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Пятигорска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №10 «Хуторок» города Пятигорска о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоизолирущей аппаратурой – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № «Хуторок» города Пятигорска, ОГРН 1102632003044, ИНН 2632100518 в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обеспечения инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности, путем оборудования помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № «Хуторок» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в бюджет муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.
Судья О.Н. Приходько