Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-439/2023 ~ М-188/2023 от 03.02.2023

16RS0037-01-2023-000267-56

Дело № 2-439/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 марта 2023 года                                                                                 город Бугульма

    Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галеевой Д.Б.,

    при ведении протокола секретарём судебного заседания Галоян Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугульминского городского прокурора в защиту прав интересов несовершеннолетнего ФИО1 к исполнительному комитету муниципального образования «Березовское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о выплате компенсации морального вреда за укус несовершеннолетнего бездомной собакой,

установил:

Бугульминский городской прокурор, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «Березовское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о выплате компенсации морального вреда за укус несовершеннолетнего бездомной собакой.

В обоснование требований указано, что в Бугульминскую городскую прокуратуру поступило обращение ФИО2 о том, что администрация Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района бездействует при обеспечении безопасности граждан на улицах населённых пунктов, отлову и содержанию безнадзорных животных, которое привело к нападению бродячих собак на ее несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в результате чего ему причинены физические и нравственные страдания.

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в результате ненадлежащего исполнения неустановленными должностными лицами муниципального образования «Березовское сельское поселение Бугульминского муниципального района Республики Татарстан» своих обязанностей и вследствие неподачи заявки в адрес ООО «Спецгрупп +» об отлове животных без владельцев на территории муниципального образования, на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории детской площадки, расположенной во дворе жилых домов <адрес>, напала свора бездомных собак, в результате чего ФИО1 получил <данные изъяты>.

По данному факту Бугульминской городской прокуратурой проведена проверка деятельности исполнительного комитета муниципального образования «Березовское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан и исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Установлено, что в нарушение требований ст. 8 Закона, п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 145, 160 Правил благоустройства Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, Исполкомом мероприятия, направленные на успешное внедрение положений Закона об ответственном обращении с животными в полной мере, не реализуются; в отлов агрессивных безнадзорных животных, находящихся в общественных местах без сопровождающих лиц, не осуществляется; не приняты меры по контролю и регулированию численности безнадзорных животных, в связи с чем увеличивается количество пострадавших от укусов безнадзорных собак среди местного населения города, в том числе детей.

По выявленным нарушениям закона, прокуратурой города внесено представление в адрес главы Березовского сельского поселения, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (заказчик) и ООО «Спецгрупп+» (исполнитель) исполнитель обязуется оказать услуги по отлову, транспортировке, содержанию учету и регулированию численности животных без владельцев специализированными предприятиями на территории Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в 2022 году, а заказчик обязуется принять их и оплатить.

Березовское сельское поселение Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в 2022 году не направляло официальной заявки в исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. После случая укуса собакой ФИО1, руководителем исполнительного комитета Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан подготовлена служебная записка в адрес заместителя руководителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об оказании содействия в проведении работ по отлову собак специализированной службой.

В результате нападения ребенок получил <данные изъяты>

Истец просит суд взыскать с исполнительного комитета муниципального образования «Березовское сельское поселение Бугульминского муниципального района Республики Татарстан» в пользу ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежную компенсацию за причиненный моральный вред в результате повреждения здоровья в размере 20 000 рублей.

К участию в деле в качестве в качестве соответчика привлечен исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Спецгрупп+».

Представитель истца помощник Бугульминского городского прокурора ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика исполнительный комитет муниципального образования «Березовое сельское поселение» в судебное заседание не явился.

Ранее в судебном заседании иск не признал, пояснил, что проблема с бездомными собаками действительно есть, обращения по данному поводу были, в случае таких обращений ими направляется запрос в ООО «Спецгрупп+», но они сами не отслеживают это, полномочия переданы исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Представитель ответчика исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что исполнительный комитет БМР РТ действовал в рамках своих полномочий, упущение было со стороны исполнительного комитета муниципального образования «Березовское сельское поселение» БМР РТ, от которого в установленном порядке заявок на отлов бродячих собак не поступало.

Третье лицо законный представитель несовершеннолетнего ФИО2 исковые требования просила удовлетворить, пояснила, что после случившегося <данные изъяты> В селе продолжают бегать восемь бездомных собак, они бегают на детских площадках, рядом с домами. Жители села жаловались и в прошлом году на свору собак, в течение недели после того, как они искусали человека. Однако исполнительным комитетом сельского поселения никаких действий не предпринимается.

Представитель третьего лица ООО «Спецгрупп+» исковые требования не признала, пояснила, что собаки находились под кураторством волонтеров. В общество от сельского поселения поступило четыре заказ-наряда, но ни в одном из них не указано, что собаки агрессивные. При выезде на два заказ-наряда собак обнаружено не было, по второму заказ-наряду были отловлены три собаки, но в итоге их отпустили, потому что они не были агрессивными. Кроме того, все заказ-наряды поступили после рассматриваемого события.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем компенсации морального вреда.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой ("Обязательства вследствие причинения вреда") и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, в соответствии с утверждённым Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 498-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ «О регулировании отдельных вопросов в области обращению с животными в Республики Татарстан» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и Федеральным законом.

Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Татарстан определен постановлением Правительства республики от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно пункту 1.2 Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Татарстан включает: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Проведение указанных мероприятий предусмотрено статьей 18 Федерального закона № 498-ФЗ. Согласно пункту 2.2. Порядка отлов животных без владельцев производится специализированными организациями на основании заказа-наряда на выполнение работ по отлову животных без владельцев, выданного уполномоченным органом, на основании обращений физических и юридических лиц, а также в соответствии с плановыми мероприятиями по отлову животных без владельцев в соответствии с условиями контрактов, заключенных с уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка обращение заявителя об отлове животных без владельцев регистрируется уполномоченным органом в день поступления обращения в специальном журнале с указанием сведений о заявителе (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), наименование организации, адрес места жительства гражданина или места нахождения организации, контактный телефон). Заказ-наряд на выполнение работ по отлову животных без владельцев в соответствии с плановыми мероприятиями по отлову животных без владельцев оформляется уполномоченным органом согласно утверждаемому им графику проведения планового отлова животных без владельцев на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Татарстан. В силу пункта 2.4. Порядка заказ-наряд выдается уполномоченным органом в двухдневный срок со дня поступления письменного обращения заявителя об отлове животных без владельцев.

Согласно пункту 3223 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» обеспечение органами местного самоуправления и юридическими лицами учета и регистрации собак, регулирования численности бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках. При реализации региональных программ, комплексных планов санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными (пункт 1).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления сельского поселения наделены правом по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Из материалов дела следует, что в Бугульминскую городскую прокуратуру Республики Татарстан поступило обращение от ФИО2 о том, что на её сына, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории детской площадки, расположенной во дворе жилых домов <адрес> напала свора бездомных собак, две из которых покусали ребенка.

По данному факту Бугульминской городской прокуратурой в деятельности исполнительного комитета муниципального образования «Березовское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Установлено, что в нарушении требований ст. 8 Закона, п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 145, 160 Правил благоустройства Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, Исполкомом мероприятия, направленные на успешное внедрение положений Закона об ответственном обращении с животными в полной мере, не реализуются; в отлов агрессивных безнадзорных животных, находящихся в общественных местах без сопровождающих лиц, не осуществляется; не приняты меры по контролю и регулированию численности безнадзорных животных, в связи с чем увеличивается количество пострадавших от укусов безнадзорных собак среди местного населения города, в том числе детей.

По выявленным нарушениям закона, прокуратурой города внесено представление в адрес главы Березовского сельского поселения, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

По муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (заказчик) и ООО «Спецгрупп+» (исполнитель), исполнитель обязуется оказать услуги по отлову, транспортировке, содержанию учету и регулированию численности животных без владельцев специализированными предприятиями на территории Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в 2022 году, а Заказчик обязуется принять их и оплатить.

Судом установлено, что исполкомом Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в 2022 году ранее ДД.ММ.ГГГГ не направлено ни одной заявки в исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об отлове бродячих животных.

После случая укуса собакой ФИО1, руководителем исполнительного комитета Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан подготовлена служебная записка в адрес заместителя руководителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан об оказании содействия в проведении работ по отлову собак специализированной службой.

Между тем, в судебном заседании установлено, что жители <адрес> неоднократно обращались в исполком Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района Республики Татарстан с сообщениями о бродячих собаках, в том числе, на детской площадке, а также агрессии некоторых из них.

Бугульминской городской прокуратурой установлено, что в результате нападения ребенок получил травму в виде укушенных ран левой голени и ягодичной части слева, испытал физическую боль, в дальнейшем получал амбулаторное лечение в виде уколов, которые также причиняли ему боль, от чего он испытывал физические и моральные страдания. После случившегося поведение ребенка изменилось, появились страхи, пугливость, нарушение сна.

ФИО2 причинённый вред, выразившийся в физических, моральных и нравственных страданиях несовершеннолетнего ФИО1, оценивается в 20 000 рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принял во внимание характер причиненных несовершеннолетнему физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, при которых причинен вред здоровью, несовершеннолетний возраст пострадавшего, его переживания вследствие этого, причиненные неудобства в связи с лечением, психологическое потрясение, требования разумности и справедливости, и приходит к выводу о ее взыскании в размере 10 000 рублей.

На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с исполнительного комитета муниципального образования «Березовское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, , за счет казны исполнительного комитета муниципального образования «Березовское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, в пользу ФИО2, <данные изъяты>, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежную компенсацию за причиненный моральный вред в результате повреждения здоровья в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, , отказать.

Взыскать с исполнительного комитета муниципального образования «Березовское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, , за счет казны исполнительного комитета муниципального образования «Березовское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись

Копия верна

Судья                                                                    Галеева Д.Б.

Решение вступило в законную силу «__»__________20__ года.

Судья                                    Галеева Д.Б.

2-439/2023 ~ М-188/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бугульминский городской прокурор
Ответчики
Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ
Исполнительный комитет муниципального образования "Березовое сельское поселение"
Другие
Общество с ограниченной ответственностью "СПЕЦГРУПП+"
Гапкаирова Ильвира Фанильевна
Суд
Бугульминский городской суд Республики Татарстан
Судья
Галеева Дина Борисовна
Дело на странице суда
bugulminsky--tat.sudrf.ru
03.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2023Дело оформлено
25.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее