УИД 86RS0014-01-2022-000566-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2022 г. г. Урай ХМАО – Югры
Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Бегининой О.А.,
при помощнике судьи Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-765/2022 по иску Смирнова Евгения Сергеевича к акционерному обществу «ДОМ.РФ», Кредитному потребительскому кооперативу «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» о признании права на получении мер государственной поддержки,
установил:
Смирнов Е.С. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование требований указал, что истец является отцом троих детей. В целях улучшения жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ им за счет заемных средств, полученных на основании договора займа № от ДД.ММ.ГГГГ в КПК «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» приобретено в собственность жилое помещение - квартира по адресу: ХМАО - <адрес>. Полученный заем составил 2057000 рублей, из которых 1670000 рублей - на покупку квартиры, 187 000 рублей - на уплату паевого взноса. При этом наличие паевого взноса в размере не менее 10 процентов от суммы займа (и сохранение паевого взноса в размере не менее 10 процентов от остатка задолженности основного долга по займу) являлось обязательным, установленным в КПК «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» условием предоставления ипотечного займа. В настоящее время остаток задолженности (основного долга) по предоставленному займу № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 1327544,83 рубля, в том числе в части займа предоставленного для приобретения в собственность жилья 1077833,65 руб. Истец считает, что имеет право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170 – в виде погашения обязательств по ипотечному жилищному займу в размере задолженности, но не более 450 тысяч рублей, то есть на погашение обязательств по займу за счет средств господдержки. Для получения вышеуказанных мер государственной поддержки истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к кредитору КСП «ЭКПА», но ДД.ММ.ГГГГ в КСП «ЭКПА» поступил ответ АО «ДОМ.РФ» о том, что заявление на выплату отклонено в связи с «тем, что гражданин не является членом ЖСК или ЖНК».
Истец считает, что ответчики незаконно не признают его право на предоставление мер государственной поддержки и уклоняются от направления средств государственной поддержки на погашение задолженности по договору ипотечного займа, поскольку она соответствует всем условиям получения таких мер государственной поддержки, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Просит признать за ним право на получение мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» - в виде погашения обязательств Синягиным Н.А. по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ в кредитном потребительском кооперативе «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» в размере 450 000 рублей; обязать ответчика акционерное общество «ДОМ.РФ» предоставить емумеры государственной поддержки, направив средства государственной поддержки на погашение задолженности по договору ипотечного займа № от ДД.ММ.ГГГГ в КСП «ЭКПА» в размере 450 000 рублей; обязать ответчика КСП «ЭКПА» зачесть меры государственной поддержки на погашение задолженности по договору ипотечного займа № от ДД.ММ.ГГГГ в КСП «ЭКПА» в размере 450 000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
От ответчика кредитного потребительского кооператива «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» поступил письменный отзыв на иск Смирнова Е.С., в котором ответчик считает требования истца к АО «ДОМ.РФ» законными и обоснованными, а в удовлетворении требований к КСП «ЭКПА» просит отказать. В обоснование возражений указано, что КСП «ЭКПА» присоединился к Соглашению о сотрудничестве в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (утв. приказом и.о. генерального директора АО «ДОМ.РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №-од). АО «ДОМ.РФ» зарегистрировал КСП «ЭКПА» в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), предоставив доступ к личному кабинету системы ЕИСЖС. В рамках требований Порядка взаимодействия и Соглашения о сотрудничестве КСП «ЭКПА» провел самостоятельную проверку заявки Смирнова Е.С. и комплекта представленных им подтверждающих документов и установил соответствие представленной Смирновым Е.С. заявки на участие в программе поддержки требованиям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Между тем, ДД.ММ.ГГГГ заявка на выплату средств государственной поддержки АО «ДОМ.РФ» отклонена. Заем был использован истцом по целевому назначению, использование части займа на иные цели условиям государственной программы не противоречит, тем более что без уплаты добровольного паевого взноса, КСП «ЭКПА» не имел права предоставлять истцу заем. КСП «ЭКПА» нарушения каких-либо прав истца не допускал, принял его заявление на предоставление мер государственной поддержки и своевременно передал в установленном порядке со всеми необходимыми документами для проверки и предоставления мер государственной поддержки в АО «ДОМ.РФ». Предоставление мер государственной поддержки полностью находится в компетенции АО «ДОМ.РФ».
От представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерство финансов Российской Федерации поступили письменные возражения, в которых они просили отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что поскольку условиями мер государственной поддержки указанным гражданам, в частности является заключение ипотечного жилищного кредита (займа) или кредитного договора, следовательно, ипотечный займ, выражаемый в денежном эквиваленте должен предусматривать лишь заем денежных средства направленных на приобретение жилого помещения или земельного участка и быть строго целевым, единым и неделимым, а кредитные средства должны быть израсходованы на цели, установленные программой поддержки, а не в том числе на уплату добровольного паевого взноса.
Ответчики АО «ДОМ.РФ» и КСП «ЭКПА», извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерство финансов Российской Федерации, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечило, каких-либо ходатайств от него в суд не поступило.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Предоставление государственной поддержки многодетным семьям гарантировано Конституцией РФ (ст.7, ч.1,2 ст. 38, ч.1,2 ст. 39).
О дополнительных мерах поддержки в виде предоставления субсидии в размере 450 000 рублей семьям, в которых рождается третий ребенок, и у которых имеются непогашенные ипотечные обязательства, было объявлено Президентом РФ в послании Федеральному Собранию от 20.02.2019.
В целях реализации указанных мер был принят Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», который устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона №157-ФЗ право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
На основании п. 5 ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в ч. 2 настоящей статьи, до 01.07.2023 заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является: приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; полное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов), указанных в п. 1 настоящей части; полное погашение ипотечных кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в пункте 2 настоящей части.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона № 157-ФЗ порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
АО «ДОМ.РФ» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию», и являясь Единым институтом развития в жилищной сфере (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), реализует задачи и функции, возложенные Правительством Российской Федерации, а также Федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170 Утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
В судебном заседании установлено, что Смирнов Е.С. является отцом троих несовершеннолетних детей - ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и КПК КСП «ЭКПА» был заключен договор ипотечного займа № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого истец получил от КПК КСП «ЭКПА» заем в сумме 2058000 рублей, из которых 1 670 000 рублей для приобретения в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: ХМАО – Югра, <адрес> – 2, а 187000 рублей - для оплаты добровольного паевого взноса в КСП «ЭКПА», наличие (уплата) которого являлось условием предоставления ему займа, как члену (пайщику) КСП «ЭКПА».
Заем был предоставлен сроком на 181 месяц по ДД.ММ.ГГГГ включительно, под 11,50 % годовых, с условием о ежемесячной уплате платежей по возврату суммы основного долга и по уплате процентов по ипотечному займу (компенсации за пользование займом) (пункты 1.1 - 1.4, 2.2.1-2.2.3 договора займа).
Факт получения денежных средств в сумме 2 000 000,00 рублей подтверждается расходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7, ФИО1 и 67КПК КПС «ЭКПА» был заключен трехсторонний договор купли-продажи, по условиям которого Заемщик купил указанную Квартиру, а КСП «ЭКПА» являлось в этом договоре залогодержателем.
Как следует из п. 4 трехстороннего договора купли-продажи Продавец и Покупатель оценили указанную имущество в сумме 1870000 рублей, которые должны быть выплачены Покупателем Продавцу в течение трех рабочих дней с момента предоставления в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на государственную регистрацию перехода права собственности на имущество соответствующего заявления.
Право собственности истца на указанную квартиру и ипотека в силу закона в пользу КСП «ЭКПА» зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ исполнен со стороны продавца, произведена государственная регистрация перехода права собственности, предмет купли-продажи передан покупателю.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к КПК КСП «ЭКПА» с заявлением о получении мер государственной поддержки в рамках Федерального закона от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержкисемей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст.13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ КПК КСП «ЭКПА» как кредитор по заключенному с заемщиком кредитному договору направило в АО «ДОМ.РФ» по установленной Положением форме заявление на выплату средств государственной поддержки в счет оплаты ипотечного кредита, предоставленного банком истцу.
Порядок реализации мер государственной поддержки, включающий в себя порядок обращения граждан за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений Федерального закона № 157-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170 утверждено Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
Указанное Положение определяет порядок реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), включающий в себя порядок обращения граждан Российской Федерации, указанных в п.3 настоящего Положения, за их предоставлением, а также перечень документов, необходимых для реализации мер государственной поддержки, условия направления денежных средств для целей полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) указанных граждан (пункт 1).
Согласно п. 3 Положения меры государственной поддержки реализуются в отношении гражданина Российской Федерации (матери или отца), являющегося заемщиком по ипотечному жилищному кредиту (займу), при рождении у него в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей. Состав заемщиков (солидарных должников) по кредиту (займу) определяется кредитным договором (договором займа), в который могут быть включены дополнительно третьи лица, на которых требование настоящего Положения к наличию детей не распространяется.
В соответствии с п. 4 Положения направление средств на погашение кредита (займа) в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании обращения кредитора (займодавца) в общество по заявлению, предоставленному заемщиком кредитору, а в случае, если общество является займодавцем, - на основании заявления о погашении кредита (займа), предоставленного заемщиком обществу.
К заявлению о погашении кредита (займа) прилагаются документы, предусмотренные п. 5 настоящего Положения: удостоверяющие личность и гражданство заемщика; удостоверяющие личность и гражданство детей заемщика; подтверждающие материнство (отцовство) заемщика в отношении детей (свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, решение суда об усыновлении, иные документы, подтверждающие материнство (отцовство);подтверждающие предоставление заемщику ипотечного жилищного кредита (займа); подтверждающие приобретение заемщиком в соответствии с абз. 2 пп. «б» п. 7 настоящего Положения жилого помещения или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства. Представление заемщиком не в полном объеме и (или) содержащих недостоверные сведения таких документов является основанием для отказа в направлении средств на погашение кредита (займа).
Пунктом 7 Положения установлено, что по состоянию на дату подачи заявления о погашении кредита (займа) должны быть одновременно соблюдены следующие условия:
а) заемщик соответствует положениям пункта 3 настоящего Положения;
б) заемщик до ДД.ММ.ГГГГ заключил кредитный договор (договор займа) на цели:
- приобретения по договору купли-продажи на территории Российской Федерации у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретения жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- полного погашения кредитов (займов), указанных в абз. 2 настоящего подпункта;
- полного погашения кредитов (займов), ранее выданных в целях, указанных в абз. 3 настоящего подпункта;
в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требований по договору участия в долевом строительстве, или ипотека земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 8 Положения кредитор не позднее 7 рабочих дней со дня получения от заемщика заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, направляет их в общество.
Согласно п. 10 Положения полученные от кредитора либо полученные от заемщика в случае, если общество является займодавцем, документы, указанные в п.п. 4 и 5 настоящего Положения, и содержащиеся в них сведения общество проверяет на предмет соблюдения условий, предусмотренных п. 7 настоящего Положения. Общество не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о погашении кредита (займа) и документов, указанных в п.4 и 5 настоящего Положения, принимает решение о направлении средств на погашение кредита (займа), если указанными документами подтверждается соблюдение заемщиком условий, предусмотренных п. 7 настоящего Положения. В случае неподтверждения соблюдения таких условий общество принимает решение об отказе в направлении средств на погашение кредита (займа).
На основании п. 20 Положения обмен информацией между кредиторами и обществом осуществляется с использованием единой информационной системы жилищного строительства в порядке и на условиях, которые определяются обществом. Указанные порядок и условия информационного обмена публикуются обществом на его официальном сайте в сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что КПК КСП «ЭКПА» направил в адрес АО «ДОМ.РФ» через личный кабинет системы ЕИСЖС предусмотренное п. 5 Порядка взаимодействия заявление кредитора на выплату средств государственной поддержки (содержащее сведения об обращении Заемщика за получением средств государственной поддержки, размере задолженности по ипотечному жилищному займу с указанием ее состава), а также необходимую информацию и полный комплект предоставленных Заемщиком документов, подтверждающих соответствие представленной заявки на получение средств государственной поддержки (жизненной ситуации заемщика, кредитного (заемного) обязательства, обеспечения исполнения обязательств) требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ, Положением о реализации мер государственной поддержки (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 №), Порядком взаимодействия и Соглашением о сотрудничестве.
После направления КСП «ЭКПА» вышеуказанного заявления через личный кабинет системы ЕИСЖС этому заявлению был присвоен уникальный идентификационный номер заявки на выплату средств государственной поддержки в системе ЕИСЖС –0953ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в КПК КСП «ЭКПА» поступил ответ АО «ДОМ.РФ» о том, что заявление на выплату отклонено в связи с несоотвествием цели кредитования установленным требованиям: гражданин не является членом ЖСК или ЖНК.
Таким образом, судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ в семье истца родился третий ребенок, ранее спорная мера государственной поддержки истцу не предоставлялась, кредитный договор на приобретение жилья заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, целью кредитного договора является приобретение по договору купли-продажи на территории Российской Федерации жилого помещения, обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору является ипотека жилого помещения, следовательно, истец в полной мере соответствует требованиям, указанным в Федеральном законе № 157-ФЗ, Положении о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
По смыслу ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О кредитной кооперации» обязательным для кредитного кооператива является наличие паевого взноса кооператива, порядок формирования и использования которого определяется внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Такой фонд предусмотрен в КСП «ЭКПА» (пункты 4.3.1-4.3.2 устава КСП «ЭКПА»).
В качестве одного из условий получения займа (п.2.1.2 Порядка предоставления займов КПК КСП «ЭКПА») предусмотрено наличие (внесение) добровольного паевого взноса в размере определенном Правлением кредитного кооператива исходя из размеров 2,5 – 20 процентов от суммы займа. При этом определено, что добровольный паевой взнос как условие предоставление займа может быть внесен членом кредитного кооператива до предоставления ему займа, либо одновременно с предоставлением или незамедлительно сразу после предоставления ему займа – не позднее окончания рабочего дня, в котором ему предоставлен заем.
На момент предоставления займа обязательный паевой взнос был установлен Правлением КСП «ЭКПА» в размере не менее 10% от суммы займа.
Следовательно, без выполнения данного условия о внесении паевого взноса Смирнов Е.С. не смог бы получить заемные средства на покупку квартиры. Поскольку денежные средства в необходимом размере - 10% от суммы займа у истца отсутствовали, одновременно с получением ипотечного займа, КСП «ЭКПА» предоставил ему заем на уплату добровольного паевого взноса в указанном выше размере.
Использование части заёмных средств в сумме 187000 рублей на оплату паевого взноса, при том, что стоимость приобретённого жилого помещения рублей полностью оплачена за счёт заёмных средств по договору займа, не противоречит указанным требованиям закона и условиям для получения мер государственной поддержки.
Наличие иных целей договора займа, кроме цели приобретения жилья, не исключает право гражданина на получение мер государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 №1170.
Согласно справке КСП «ЭКПА», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности (основного долга) по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 1327544,83 рубля, в том числе в части займа предоставленного для приобретения в собственность жилья 1077833,65 руб.
КСП «ЭКПА» не является жилищно-строительным или жилищно накопительным кооперативом и для получения мер государственной поддержки Истцу не обязательно быть членом жилищно-строительного или жилищно накопительного кооператива.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1077 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2019 № 1170 (вступившие в силу с 10.07.2021) согласно которым расширены цели займов для реализации мер господдержки, теперь такие меры могут предоставляться в том числе заемщикам до 01.07.2023 заключившим кредитный договор (договор займа) на цели уплаты (внесения) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива, который соответствует требованиям п. 3 ч.2 ст. 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", члена жилищно-строительного кооператива или члена жилищного накопительного кооператива, которые соответствуют требованиям п.2 или 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 01.07.2018 №175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем КСП «ЭКПА» не является жилищно-строительным или жилищно-накопительным кооперативом.
Федеральным законом от 30.04.2021 № 118-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", кредитные потребительские кооперативы исключены из числа кредиторов, получение займов (кредитов) в которых дает право заемщику получить меры государственной поддержки но только с момента вступления его в законную силу, т.е. с 30.04.2021.
Частью 3 ст. 3 указанного Федерального закона определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ в отношении договоров займа, заключенных с кредитными потребительскими кооперативами реализуются при условии, что такие договоры заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и государственная регистрация ипотеки в отношении объектов недвижимости, являющихся обеспечением обязательств по таким договорам займа на момент их заключения, либо залога прав требований по договорам участия в долевом строительстве осуществлена не позднее пятнадцати календарных дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, согласно нормативных требований, действовавших на момент заключения договора займа с истцом, ипотечный заем (кредит) мог быть получен гражданином у любого кредитора (в т.ч. у кредитного кооператива), а наличие иных целей договора займа (кроме цели приобретения недвижимости) не исключает право гражданина на получение мер государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 № 1170.
Обстоятельств, которые бы исключали возможность реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации прав на государственную поддержку семьи, имеющей детей, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Учитывая, что субъектом, принимающим решение по существу рассмотрения заявления о предоставлении мер государственной поддержки, является АО «ДОМ.РФ», суд полагает возможным возложить на АО «ДОМ.РФ» обязанность направить денежные средства в рамках реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, на погашение договора займа, предоставленного истцу по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что в соответствии с приведенными выше нормами права, КПК КСП «ЭКПА» в рассматриваемых правоотношениях выступает лишь как лицо, осуществляющее исключительно прием заявлений с необходимым пакетом документов, и их последующее направление в рамках электронного взаимодействия в АО «ДОМ.РФ» для рассмотрения по существу и принятия решения, то оснований для удовлетворения исковых требований, связанных с защитой права на получение меры государственной поддержки, предъявленных к КПК КСП «ЭКПА», не имеется, кроме того, соответствующие обязанности Кредитного потребительского кооператива «Кредитный союз потребителей «ЭКПА»как кредитора при осуществлении взаимодействия с АО «ДОМ.РФ» в рамках Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) выполнены в полном объеме.
В этой связи в удовлетворении исковых требований к КПК КСП «ЭКПА» надлежит отказать.
Заявления о возмещении судебных расходов от истца не поступало.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
Исковые требования Смирнова Евгения Сергеевича удовлетворить частично.
Признать за Смирновым Евгением Сергеевичем право на получение мер государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 03.07.2019 №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» - в виде погашения обязательств Смирнова Евгения Сергеевича по договору ипотечного займа № от ДД.ММ.ГГГГ, полученному в КПК «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» в размере остатка задолженности по займу – 450 000 рублей (четыреста пятьдесят тысяч рублей).
Возложить на ответчика акционерное общество «ДОМ.РФ» обязанность предоставить Смирнову Евгению Сергеевичу меры государственной поддержки, направив средства государственной поддержки на погашение задолженности по договору ипотечного займа № от ДД.ММ.ГГГГ, полученному в КПК «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» в размере остатка задолженности по займу – 450 000 рублей (четыреста пятьдесят тысяч рублей).
В удовлетворении исковых требований Смирнова Евгения Сергеевича к Кредитному потребительскому кооперативу «Кредитный союз потребителей «ЭКПА» о признании права на получении мер государственной поддержки отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Урайский городской суд.
Председательствующий судья О.А.Бегинина
Решение в окончательной форме принято 06.10.2022.