Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2691/2023 ~ М-1075/2023 от 01.03.2023

Дело № 2-2691/2023                     УИД 53RS0022-01-2023-001432-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2023 года г. Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А.,

при секретаре Гуляевой Н.А.,

с участием ответчика Александрова С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОСФР по Новгородской области к Александрову С.Ю. о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии,

у с т а н о в и л:

ОСФР по Новгородской области (далее - Учреждение) обратилось в суд с иском к Александрову С.Ю. (СНИЛС ) о взыскании денежных средств в сумме 328 776 руб. 74 коп., указав в обоснование, что ответчик являлся получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В ходе проверки Учреждением выявлено, что с ДД.ММ.ГГГГ инвалидность ответчику не установлена, в связи с чем он утратил право на получение страховой пенсии. Ответчик своевременно не сообщил об обстоятельствах, влекущих за собой переплату пенсии и ЕДВ, чем нарушил п. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», что повлекло перерасход денежных средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В связи с изложенным, Учреждение просит взыскать с Александрова С.Ю. денежные средства в размере 328 776 руб. 74 коп., в том числе: страховая пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 234 364 руб. 14 коп.; ежемесячная денежная выплата в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 84 412 руб. 60 коп.; единовременная выплата в соответствии с указом Президента РФ от 24.08.2021 №486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» в сумме 10 000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России.

    Представитель истца Учреждения, представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия.

    На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

    В судебном заседании ответчик Александров С.Ю. иск не признал, пояснил, что о снятии ему инвалидности узнал только в январе 2022 года, когда стал выяснять причину, по которой прекращена выплата пенсии.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела освидетельствования Александрова С.Ю., суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 12 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 № 310н (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт «б» пункта 6 Порядка).

В соответствии с пунктом 4 Порядка состав бюро медико-социальной экспертизы включает не менее трех специалистов и формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации (при необходимости - специалистов по социальной работе), которые несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии; персональная ответственность специалистов бюро закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).

Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Из частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 № 10-П гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении его решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина (абзац первый пункта 4 Постановления).

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия, притом что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения (абзац восьмой пункта 4 Постановления).

Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия.

    Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Александрову С.Ю. была назначена страховая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 9, 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В заявлении о назначении пенсии Александров С.Ю. подтвердил осведомленность о необходимости извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление выплаты пенсии не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Решением Центра ПФР по выплате пенсий в Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ /М постановлено произвести Александрову С.Ю. единовременную денежную выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 24.08.2021 №486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» в размере 10000 руб.

В ходе проверки Учреждением установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Александров С.Ю. не является инвалидом, что подтверждается сведениями ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России

Решениями ОПФР по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ , выплата Александрову С.Ю. пенсии по инвалидности и ЕДВ прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколами ОПФР по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ выявлены суммы излишне произведенных Александрову С.Ю. выплат в размере 328 776 руб. 74 коп., в том числе: страховая пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 234 364 руб. 14 коп.; ежемесячная денежная выплата в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 84 412 руб. 60 коп.; единовременная выплата в соответствии с указом Президента РФ от 24.08.2021 №486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» в сумме 10 000 руб.

ОСФР по Новгородской области, являясь правопреемником территориальных органов Пенсионного фонда РФ в Новгородской области, и обращаясь в суд с иском, полагает, что поскольку Александрову С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ инвалидность не установлена, то с ДД.ММ.ГГГГ он не имел права на получение пенсии по инвалидности и социальные выплаты, в связи с чем, полученные им денежные средства в размере 328776 руб. 74 коп. являются неосновательным обогащением, подлежащим возврату.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бюро №5 — филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России в отношении Александрова С.Ю. впервые проведена очная медико-социальная экспертиза, установлена 2 группа инвалидности сроком на 1 год, причина «общее заболевание».

ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная очная медико-социальная экспертиза, Александрову С.Ю. установлена 2 группа инвалидности сроком на 1 год, причина «общее заболевание».

ДД.ММ.ГГГГ при проведении очной, повторной медико-социальной экспертизы - Александрову С.Ю. установлена 2 группа инвалидности бессрочно, причина «общее заболевание».

ДД.ММ.ГГГГ Экспертным составом №1 главного бюро проведена медико-социальная экспертиза в порядке контроля за решением Бюро №5 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой инвалидность не установлена.

Согласно письменным объяснениям третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ -И/2023, информация об отмене решения Бюро №5 и недействующей с ДД.ММ.ГГГГ выписке из Акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ направлена заказным письмом в адрес УПФР по г. Великому Новгороду и Новгородском району Новгородской области (межрайонное) (исх. от ДД.ММ.ГГГГ ).

    ДД.ММ.ГГГГ указанное сообщение получено УПФР по г. Великому Новгороду и Новгородском району Новгородской области (межрайонное), что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с сайта «Почта России» (ШПИ ).

С учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации был своевременно проинформирован ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России о том, что инвалидность Александрову С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ не установлена.

Об отмене решения МСЭ Александрову С.Ю. стало известно в январе ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» и просил выдать результаты контрольного освидетельствования.

    При таком положении доводы истца о том, что сам Александров С.Ю. не проинформировал Учреждение о наличии оснований для прекращения выплаты пенсии, не свидетельствуют о его недобросовестности.

    Каких-либо доказательств, подтверждающих совершение Александровым С.Ю. неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения социальных выплат, истцом не представлено.

    При таком положении в удовлетворении исковых требований Учреждения следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск ОСФР по Новгородской области к Александрову С.Ю. о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты и единовременной выплаты — оставить без удовлетворения.     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий      Н.А.Галкина

Мотивированное решение составлено: 06 июня 2023 года.

2-2691/2023 ~ М-1075/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ОСФР по Новгородской области
Ответчики
Александров Сергей Юрьевич
Другие
ФКУ «ГБ МСЭ по Новгородской области» Минтруда России
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Галкина Наталья Александровна
Дело на странице суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
01.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.05.2023Предварительное судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее