Дело №57RS0026-01-2023-000802-46 Дело №2-1219/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июля 2023 г. г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах Замолотнева Андрея Александровича, к администрации Орловского муниципального округа Орловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
прокурор Орловского района Орловской области, действующий в интересах Замолотнева А.А., обратился в суд с иском к администрации Орловского муниципального округа Орловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Исковые требования обоснованы тем, что Замолотнев А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку 27.07.2007 его мать фио1 умерла, а сведения об его отце внесены по заявлению матери. 19.11.2007 Замолотнев А.А. передан на воспитание в приемную семью фио2 и фио3 Постановлением главы пгт. Знаменка Орловского района Орловской области от 04.10.2007 №74 за Замолотневым А.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> Согласно заключению Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 14.09.2022 № указанное жилое помещение непригодно для проживания и не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47. В период с 2020 г. по 2021 г. Замолотнев А.А. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, а на основании заявления истца постановлением главы Орловского района Орловской области от 19.10.2022 № Замолотнев А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В связи с изложенным истец полагает, что Замолотнев А.А.имеет право на благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №158-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
По указанным основаниям Прокурор Орловского района Орловской области просил суд обязать администрацию Орловского муниципального округа Орловской области предоставить Замолотневу А.А. благоустроенное жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №158-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по нормам предоставления жилой площади, не менее
28-45 кв.м., отвечающее санитарным и гигиеническим нормам, в границах Орловского муниципального округа Орловской области, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мерцалова Т.И. доводы иска поддержал.
Представитель ответчика администрации Орловского района Орловской области Демина Н.А. возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, пояснила, что администрация Орловского муниципального округа Орловской области имеет возможность исполнять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке и подлежащих обеспечению жилыми помещениями, лишь при наличии необходимого финансирования из областного бюджета, осуществляемого органом государственной власти специальной компетенции - Департаментом финансов Орловской области и наличия жилищного фонда. В настоящий момент администрацией Орловского муниципального округа Орловской области денежный лимит на приобретение квартир исчерпан. Все субвенции, доведенные до органа местного самоуправления, фактически израсходованы, имеющегося остатка для приобретения жилья недостаточно. Иных средств по данному виду переданных государственных полномочий до органа местного самоуправления не доводилось, что исключает ответственность органа местного самоуправления за осуществление данных государственных полномочий в рассматриваемой сфере, поскольку заявленный иск предполагает наличие дополнительных финансовых ресурсов за пределами выделенных муниципальному образованию на эти цели финансовых средств. В случае удовлетворения иска, просила определить срок исполнения решения до середины 2024 г., поскольку в более ранний срок фактическое исполнение решения не представляется возможным.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации Орловского района Орловской области Токмакова Ж.М. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, приводя в обоснование возражений доводы, аналогичные доводам представителя Администрации Орловского муниципального округа Орловской области.
В судебное заседание истец Замолотнев А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области, Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департамента финансов Орловской области в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п. п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ №159) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ч. 3 ст. 8 названного федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым п. 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Данные положения нашли свое отражение в ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №727-03).
На основании ч. 1 ст. 2 Закона №727-ОЗ, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Орловской области (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления Орловской области, уполномоченным в соответствии со ст. 6 настоящего Закона на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Ст. 3 Закона №727-ОЗ предусмотрено, что гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства на территории муниципального района Орловской области, городского округа Орловской области общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров. В случае отсутствия на территории муниципального района Орловской области, городского округа Орловской области жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.
В соответствии со ст. 6 Закона №727-ОЗ Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
П. 9 ст. 8 ФЗ №159 установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Предоставляемое жилое помещение в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания граждан и отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Согласно ст. 5 ФЗ №159 предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Закона №727-ОЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию (Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 №258-0).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о рождении Замолотнев А.А. родился Дата в
<адрес>, родителями которого указаны: мать - фио1, отец - фио4
В соответствии со свидетельством о смерти I-ТД № от 17.09.2007 фио1 умерла 27.07.2007.
Из справки о рождении № от 16.09.2022 следует, что сведения об отце Замолотнева А.А. - фио4 в свидетельство о рождении истца внесены на основании заявления матери.
На основании постановления главы администрации п. Знаменка Орловского района Орловской области № от 04.10.2007 за истцом сохранено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>.
19.11.2007 между органом опеки и попечительства администрации Орловского района Орловской области и гражданами фио2 и фио3 заключен договор о передаче Замолотнева А.А. на воспитание в приемную семью.
Таким образом, истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением.
Из материалов дела усматривается, что истец Замолотнев А.А. с 01.08.2001 зарегистрирован по адресу: <адрес>
Согласно адресной справке № от 06.10.2022 по вышеуказанному адресу находится часть жилого дома, ранее которому присвоен адрес: <адрес>. На основании постановления главы администрации Орловского района Орловской области № от 29.08.2003 вышеуказанному жилому помещению присвоен адрес: <адрес>.
В соответствии со справкой №, выданной 07.09.2022 администрацией Орловского муниципального округа Орловской области, по адресу: <адрес> (лицевой счет №), числятся: фио5, фио6; по адресу: <адрес> (лицевой счет №), числятся: фио7, Замолотнев А.А. Два лицевых счета, так как дом блокированной застройки и имеет отдельные входы.
Согласно заключению Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 14.09.2022 № указанное жилое помещение непригодно для проживания и не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.
Из выписки от 04.10.2022 № усматривается, что фио5 принадлежит 1/2 доля в праве в общей долевой собственности на здание по адресу: <адрес>. Сведения о регистрации оставшейся 1/2 доли в праве общей долевой собственности на здание отсутствуют.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.05.2023, в Едином государственном реестре недвижимости за период с 01.01.2017 по 05.04.2023 отсутствует информация о правах отдельного лица Замолотнева А.А. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
Также из материалов дела следует, что в период с 2020 г. по 2021 г. истец проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
На основании заявления истца от 25.08.2022 постановлением главы Орловского района Орловской области от 19.10.2022 № Замолотнев А.А. принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до его получения по договору найма муниципального специализированного жилого помещения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.09.2014 №89-АПГ14-8 по смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, Замолотнев А.А., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление ему жилья в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
До настоящего времени право истца на получение благоустроенного жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений на территории Орловского района Орловской области, не реализовано.
Для Замолотнева А.А. государственная поддержка в виде обеспечения его жилым помещением является единственной возможностью получения жилья.
Поскольку государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей вне очереди по договорам социального найма, а дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а также в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления, то Замолотнев А.А. должен быть обеспечен жильем за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Отсутствие денежных средств или бюджетного финансирования не является уважительной причиной для неисполнения требований законодательства.
При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требование истца о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
При установлении срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, а также необходимость соблюдения длительной процедуры приобретения жилого помещения и его представления истцу, в связи с чем определяет дату, до которой решение суда должно быть исполнено, до 31.01.2024.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
решил:
исковое заявление прокурора Орловского района Орловской области, действующего в интересах Замолотнева Андрея Александровича, к администрации Орловского муниципального округа Орловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию Орловского муниципального округа Орловской области в срок до 31.01.2024 обеспечить Замолотнева Андрея Александровича, Дата рождения, уроженца <адрес>, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в границах Орловского муниципального округа Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека общей площадью по нормам предоставления жилой площади в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Орловской области от 26.11.2021 №2718-ОЗ), а именно в размере 33 кв.м.
В случае отсутствия в Орловском муниципальном округе Орловкой области жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 кв.м. из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого Замолотневу Андрею Александровичу, может быть уменьшен не более чем на 5 кв.м. или увеличен не более чем на 12 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.07.2023.
Судья В.В. Каверин