ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу №33а-21-1379/2019
г. Уфа 25 декабря 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Валиевой И.Р.,
с участием: защитника Идрисова Р.А. Позднякова А.Ю.,
главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Галеева И.А.,
рассмотрев жалобу защитника Идрисова Р.А. Позднякова А.Ю. на решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2019 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО9. № 220 от 13 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.7 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы администрации сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Идрисова ФИО10 оставлено без изменения, жалоба защитника Позднякова А.Ю. – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО11. № 220 от 13 сентября 2019 года должностное лицо – глава администрации сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Идрисов Р.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 4.7 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ) с назначением наказания в административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 45 – 48).
Судьей Баймакского районного суда Республики Башкортостан 11 ноября 2019 года по жалобе защитника Позднякова А.Ю. вынесено вышеприведенное решение (л.д. 78 – 80).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, защитник Идрисова Р.А. Поздняков А.Ю. просит состоявшиеся постановление должностного лица от 13 сентября 2019 года и решение суда от 11 ноября 2019 года отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить (л.д. 86 – 89).
Лицо, привлеченное к административной ответственности Идрисов Р.А. и должностное лицо, вынесшее постановление в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими отчетами об отслеживании почтовых корреспонденций, согласно которым извещения вручены адресатам, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 4.7 КоАП РБ нарушение порядка пользования недрами местного значения в случаях, в которых в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан» получение лицензии или технического проекта не требуется, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 02 сентября 2019 года возле д. Хасаново Баймакского района выявлен факт отсыпки проселочной автодороги щебнем. При выезде на участок недр, где производится добыча щебня установлено, что данный вскрытый участок недр принадлежит администрации сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, согласно Справке об отсутствии месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом № 1317 от 14 июля 2017 года. При этом, в связи с вступлением в законную силу изменений в Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Республики Башкортостан, утвержденных приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 436 п от 09 октября 2015 года (далее – Порядок), администрацией сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан оригинал ранее выданной Справки № 1317 от 14 июля 2017 года не сдан; новые уведомления с кадастровым номером земельного участка, документально оформленным согласием арендодателя земельного участка на использование арендатором ОПИ для собственных нужд, в адрес Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан не направлены; в случае если на участках, указанных в Справке, правообладатель земельных участков не планирует использование ОПИ в последующие периоды, работы по рекультивации нарушенных земельных, лесных участков в установленном законодательством порядке не выполнены. Что использование администрацией сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан участка недр для собственных нужд по Справке № 1317 от 14 июля 2017 года неправомерно.
Установив нарушения ст. ст. 4, 6, 7 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан», должностным лицом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан глава администрации сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Идрисов Р.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 4.7 КоАП РБ.
Судья, рассматривая жалобу привлекаемого лица, с выводами должностного лица о наличии в деянии Идрисова Р.А. состава указанного административного правонарушения и принятым им решением согласился. Сделал вывод, что материалы дела содержат достаточных доказательств, подтверждающих виновность последнего во вмененном ему правонарушении.
Однако с данными выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без учета значимых обстоятельств.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно положениям ст. 29.10 КоАП РФ обязательной частью постановления должностного лица административного органа о назначении наказания является описание фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела. Отсутствие описания названных обстоятельств не позволяет правильно сопоставить действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, с диспозицией нормы закона, предусматривающей административную ответственность за вменяемое деяние, а, следовательно, достоверно установить наличие в действиях лица события административного правонарушения.
В обжалуемом постановлении не указаны обстоятельства, установленные должностным лицом при рассмотрении данного дела, а именно, в нарушении п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, в чем конкретно состоит вина главы сельского поселения, субъективная и объективная сторона вменяемого ему административного правонарушения не описана и не раскрыта, событие административного правонарушения должностным лицом не установлено.
Вместе с тем такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
Как видно из текста постановления от 13 июля 20119 года, в нем описаны обстоятельства выявления факта отсыпки проселочной автодороги щебнем ООО «Идеал», по муниципальному контракту № 102 от 15 августа 2019 года, вывозимый из участка, который находится в 2.5 км северо-восточнее д. Янзигитово Баймакского района, принадлежащий администрации СП Татлыбаевский сельсовет.
Вменяя главе сельского поселения Идрисову Р.А. нарушение требований ст.ст. 4, 6, 7 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан», указано, что он не переоформил справку об отсутствии месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом №1317 от 14 июля 2019 года в соответствии с вступившими в законную силу изменениями в Порядок, со ссылкой на приказ №388 п от 22 апреля 2019 года, и организовал добычу щебня на вышеуказанном участке.
Вместе с тем, в нормах ст.ст. 4, 6, 7 Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года № 144-з, не оговорены требования о необходимости переоформления справок об отсутствии месторождений полезных ископаемых, или же порядок организации их добычи. При привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 4.7 КоАП РБ необходимо было уточнить, какие именно положения Порядка при пользовании недрами местного значения были нарушены виновным лицом. Ссылка на письмо от 04 марта 2019 года за №289/03, таковым признано быть не может, поскольку является лишь письмом информационным.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие сведения, изложенные в постановлении о привлечении к административной ответственности, оспариваемое постановление не содержит описания обстоятельств, установленных при рассмотрении административного дела, ссылки на доказательства, на основании которых пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Идрисова Р.А. состава вмененного административного правонарушения.
Таким образом, в постановлении по делу об административном правонарушении не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и имеющие существенное значение для его правильного разрешения, не отражено, в чем конкретно выразилось правонарушение, не указано, на основании каких документов должностное лицо пришел к выводу о том, что глава сельского поселения является субъектом вменяемого ему правонарушения, не установлена вина заявителя, также отсутствует мотивированное решение по делу.
При таких обстоятельствах в ходе производства по настоящему делу не были выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
жалобу защитника Идрисова Р.А. Позднякова А.Ю. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО12. № 220 от 13 сентября 2019 года и решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.7 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы администрации сельского поселения Татлыбаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Идрисова ФИО13 отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка: судья районного суда Утарбаев А.Я.
дело районного суда № 12-143/2019
дело ВС РБ №33а-21-1379/2019