УИД 18RS0031-01-2022-001164-42
№ 2-67/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2023 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе: председательствующего судьи Уткиной Н.В. - единолично,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» о понуждению к выполнению требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Якшур-Бодьинского района УР обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» (далее – Администрация) о понуждению к выполнению требований пожарной безопасности.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Якшур-Бодьинского района УР по поступившей информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Игринского, Красногорского и Якшур-Бодьминского районов проведена проверка соблюдения Администрацией МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» законодательства о противодействии терроризму и правил пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиком не обеспечено создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения: пожарный гидрант на перекрестке <адрес> заглушен, нет возможности забора воды.
Таким образом, Администрацией МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» не исполняются требования ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ссылаясь на ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила противопожарного режима в РФ, прокурор просит обязать Администрацию МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на перекрестке <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Якшур-Бодьинского района Камальдинова Г.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, подтвердила обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика – Администрации МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» Вахрушева Н.А. не возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО УК «Соцкомсервис» - Дедюхин В.А. против иска не возражал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - отдела надзорной деятельности Игринского, Красногорского и Якшур-Бодьинского районов в судебное заседание не явился, о времени и месте извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, ответчика, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
К вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст. 3 этого же Закона N 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу абз. третьего ст. 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В соответствии со ст. 63 вышеназванного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 указанного Федерального закона установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно - питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу ст. 68 того же Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с п. 75 которых органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований – 12 месяцев, суд находит разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» о понуждению к выполнению требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» (ИНН №, ОГРН №) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения на перекрестке <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Уткина