Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-5680/2024 от 25.03.2024

Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-5680/2024

УИД: 63RS0039-01-2023-004630-42

№ 2а-5602/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 апреля 2024 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Щетинкиной И.А. и Роменской В.Н.,

при секретаре Лязиной А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 15 ноября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного истца Султановой М.К. по доверенности Сорокиной Н.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Султанова М.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что она является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер . Административный истец планирует разместить на данном земельном участке магазин продовольственных товаров и товаров первой необходимости, который будет выполнен из металлоконструкций и сэндвич-панелей с плоской крышей. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, в которой планируемый вид деятельности является условно разрешенным видом использования земельных участков. Султанова М.К. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка под магазин. Постановлением администрации г.о. Самара № от 20 июня 2023 г. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на основании большинства отрицательных голосов членов Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при Главе г.о. Самара. С данным решением административный истец не согласна, поскольку ни в заключении Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при Главе г.о. Самара, ни в самом постановлении не содержится причин, по которым заявителю отказано в предоставлении запрашиваемого разрешения. В подтверждение безопасности использования земельного участка для планируемой деятельности истцом представлено обоснование размещения магазина, экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, испытания, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок № от 21 марта 2023 г.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным постановление администрации г.о. Самара № от 20 июня 2023 г. «Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков в городском округе Самара» в части отказа Султановой М.К. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию г.о. Самара в течение 10 дней после вступления решения в законную силу вынести постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка.

Решением Ленинского районного суда г. Самара от 15 ноября 2023 г. административное исковое заявление Султановой М.К. удовлетворен частично. Признано незаконным постановление администрации городского округа Самара № от 20 июня 2023 г. «Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков в городском округе Самара» в части отказа Султановой М.К. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. Администрация г.о. Самара обязана в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (л.д. 153-159).

С указанным решением не согласилось заинтересованное лицо Департамент градостроительства г.о. Самара, в апелляционной жалобе просил суд решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 174-177).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что 10 марта 2023 г. в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки при Главе городского округа Самара поступило заявление Султановой М.К. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 110-111).

В соответствии с постановлением администрации от 28 апреля 2023 г. № «О проведении в городском округе Самара общественных обсуждений по проекту решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в г.о. Самара», в период с 4 мая 2023 г. по 25 мая 2023 г. проведены общественные обсуждения, в том числе по вопросу предоставления Султановой М.К. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (л.д. 112-116).

Согласно заключению по результатам общественных обсуждений от 24 мая 2023 г. предложений, замечаний, мнений по вопросу предоставления Султановой М.К. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в ходе общественных обсуждений не поступило (л.д. 127-133).

Согласно заключению по результатам заседания Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при Главе городского округа Самара от 30 мая 2023 г. Комиссией большинством голосов (11 - за, 6 - воздержались) принято решение рекомендовать Главе г.о. Самара отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (л.д. 117-126, 134-142).

На основании указанного заключения Администрацией г.о. Самара принято постановление № от 20 июня 2023 г. «Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков в городском округе Самара», которым Султановой М.К. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, на основании большинства отрицательных голосов членов Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при Главе городского округа Самара (л.д. 12).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии принятого администрацией г.о. Самара постановления от 20 июня 2023 г. требованиям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, повлекшего нарушение прав и законных интересов административного истца, гарантированных законом, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.

Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о немотивированности оспариваемого постановления. Департамент указывает, что оспариваемое постановление администрации г.о. Самара от 20 июня 2023 г. № 608 принято на основании результатов публичных слушаний и отрицательных голосов членов Комиссии.

Указанные доводы являются несостоятельными и подлежат отклонению судебной коллегией по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).

Согласно пункту 2.2 статьи 2 Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. № , целями введения системы регулирования землепользования и застройки, основанных на градостроительном зонировании являются: создание условий для устойчивого развития территории городского округа Самара, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 Правил Глава городского округа Самара принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 Правил Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки формируется в целях подготовки проекта Правил и обеспечения внесения изменений в Правила, заключений, содержащих рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в Правила, предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения и направления заключения Главе городского округа Самара.

По смыслу положений статьи 39 ГрК РФ и приведенных положений Правил землепользования и застройки г.о. Самара решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать причины принятого решения.

Как верно отмечено судом, в оспариваемом постановлении администрации г.о. Самара от 20 июня 2023 г. № , равно как и в заключении комиссии, на основании которого принято постановление, в нарушение требований законодательства, не содержится конкретных причин, по которым заявителю отказано в предоставлении запрашиваемого разрешения. По существу оспариваемое решение носит произвольный характер, принято с нарушением пределов усмотрения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела судом не дана оценка тому, что в ходе проведения общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка с кадастровым номером в Комиссию мнения не поступали, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку не свидетельствуют о незаконности выводов суда о немотивированности оспариваемого постановления.

Иные доводы жалобы сводятся к тому, что в материалы дела не представлено доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым постановлением.

Указанные доводы также являются несостоятельными, по мнению судебной коллегии, ввиду чего подлежат отклонению.

Так, из содержания административного иска следует, что заявление на условно разрешенный вид использования земельного участка подано административным истцом по причине планирования разместить на данном земельном участке магазин продовольственных товаров и товаров первой необходимости.

Отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, обоснованно признанный судом первой инстанции незаконным, как принятый с нарушением требований статьи 39 ГрК РФ и Правил землепользования и застройки г.о. Самара, нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, поскольку препятствует ему в осуществлении строительства магазина на принадлежащем ему земельном участке.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда о несоответствии оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства и нарушении им прав и охраняемых законом интересов административного истца являются обоснованными.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал администрацию г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. В то же время правовая позиция, изложенная в решении, является для административного ответчика обязательной при принятии решения.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Само по себе несогласие Департамента градостроительства г.о. Самара с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Самара от 15 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5680/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Султанова М.К.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Другие
Сорокина Н.А.
Департамент градостроительства г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
25.03.2024Передача дела судье
23.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее