Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3006/2022 ~ М-2466/2022 от 06.06.2022

Дело №2-3006/2022

23RSRS7-01-2022-004317-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2022 г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего судьи Головина А.Ю.

при секретаре Пищухиной А.С.,

с участием истца Шевченко В.А., представителя ответчика ПАО «Новошип» по доверенности Халиловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко Валентины Ивановны к Администрации МО г. Новороссийск, ПАО «Новошип» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма и взыскании денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Шевченко В.И. обратилась в суд с иском к администрации МО г. Новороссийск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и взыскании с ПАО «Новошип» компенсации морального вреда 100 000 рублей.

В обоснование иска указала, что она с 1982 г. осуществляла трудовую деятельность в ПАО «Новороссийское морское пароходство» (далее - ПАО Новошип). С 1983 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, состояла на учете по месту работы в ПАО Новошип в очереди с целью получения жилого помещения. В 1995 году она получила комнату в малосемейном общежитии на двух человек: себя и своего сына - ФИО2. Согласно выписок из протоколов от ДД.ММ.ГГГГ и от 15.07 1997 г., было принято решении об оставлении указанного жилого помещения за сыном, исключения его из состава семьи для целей учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем в очереди с целью получения жилого помещения она осталась одна и за ней сохранено право на получение однокомнатной квартиры по ходу очереди. В 2004 году ФИО1 была уволена по сокращению штата, при этом сохранив право оставаться в очереди как нуждающаяся в жилом помещении. На момент увольнения очередность в ПАО Новошип, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составляла . В 2004 году истцом было получено уведомление о том, что ПАО Новошип перестал осуществлять строительную деятельность, в связи с чем не имеет возможности обеспечения жильем своих работников, и согласовал постановку на учет как нуждающуюся в жилых помещениях с администрацией <адрес>. При переходе соответствующего учета от ПАО Новошип в орган местного самоуправления <адрес> очередность истца на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением не сохранилась, что является неправомерным. Истцом неоднократно направлялись обращения и заявления в администрацию МО <адрес> и в ПАО «Новороссийское морское пароходство» о предоставлении ей жилого помещения, однако требования удовлетворены не были. При этом, Администрация Новороссийска и ПАО Новошип в своих письмах неоднократно указывают, что в 1995 году истцу и её сыну была предоставлена благоустроенная однокомнатная квартира. Согласно информации, поступившей от администрации <адрес>, ОАО «Новошип» своих обязанностей не выполнил, списки очередников и их учётные дела сдал в архив, в администрацию муниципального образования не передавал. В свою очередь - исполнительный комитет местных Советов народных депутатов, а в последствии администрация <адрес> не осуществила должного контроля за соблюдением пароходством указанных Правил и обязанности по передаче списков граждан, нуждающихся в улучшении в жилищных условиях и поставленных на учет по месту их работы. В результате при постановке на очередь в Администрации <адрес> не была учтена очередность в ПАО Новошип, в связи с чем истец фактически утратила возможность получения жилого помещения. Таким образом, бездействием ПАО Новошип, выразившимся в непредставлении копии списков граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий, в исполнительный комитет местного органа, истцу причинен моральный вред, выразившийся в нервном напряжении, стрессе, вследствие невозможности получить жилое помещение.

Администрация МО <адрес> предоставила отзыв на иск, где указала, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Новошип» по ордеру предоставил жилое помещение <адрес> ФИО1 на состав семьи два человека (она, сын - ФИО2). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 зарегистрировались в жилое помещение <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снимается с регистрационного учета и по договору найма, регистрируется по адресу:<адрес>. Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ администрации и первичной профсоюзной организации береговых подразделений ОАО «Новошип» исключают из учетных данных состава семьи сын - ФИО2, и разрешают приватизировать <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением на приватизацию жилого помещения <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацию <адрес> заключила с ФИО2 договор на передачу в собственность жилого помещения (квартиры) <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с формализованным заявлением о принятии на учет для улучшения жилищных условий. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) ФИО1 одна была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи ей такого заявления. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ учетный . В соответствии с жилищным законодательством, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органы местного самоуправления вправе принимать граждан, зарегистрированных по месту жительства в муниципальном образовании <адрес>, нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным действующим жилищным законодательством, и признанных в установленном порядке малоимущими. Принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с регламентом предоставления администрацией муниципального образования <адрес> муниципальной услуги по принятию граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, утвержденной постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ ). В соответствии с разъяснениями Министерства топливно- энергетического комплекса и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. К числу граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма во внеочередном порядке пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ отнесены граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании изложенного администрация муниципального образования г Новороссийск не имеет законных оснований на предоставление ей жилого помещения вне очередном порядке. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

От ответчика ПАО Новошип поступили письменные возражения на иск, в которых указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истица состояла на очереди на улучшение жилищных условий в ПАО «Новошип».Предоставление жилья работникам ПАО «Новошип», состоящим в очереди на улучшение жилищных условий, предусматривалось за счет жилого фонда, строительство которого осуществлялось собственными силами Общества.Предоставление жилья работникам осуществлялось ПАО «Новошип» в порядке общей очередности. Для отдельных категорий работников (инвалиды труда ПАО «Новошип», участники ВОВ, имеющих трех и более детей) предоставление жилья осуществлялось в порядке льготной очередности.Начиная с 2004 года ПАО «Новошип» не осуществляет самостоятельного строительства жилья, в связи с чем утратило возможность обеспечивать своих действующих и бывших работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями.С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Жилищный кодекс РФ, которым все вопросы, касающиеся признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановки их на учет и обеспечения их жилыми помещениями, отнесены к компетенции органов местного самоуправления.В силу происшедших изменений законодательства, а также в связи с фактическим отсутствием жилого фонда для обеспечения работников жильем, ПАО «Новошип» вынуждено было отказаться от указанного порядка обеспечения работников жильем.Упразднение порядка ведения учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения работников жильем за счет ПАО «Новошип» состоялось с вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора ОАО «Новошип» на 2006 -2008 годы, подписанного ДД.ММ.ГГГГ администрацией ОАО «Новошип» с уполномоченной профсоюзной организацией.Вместе с тем, как указано в документах, предоставленных суду Истицей, она состоит на очереди на улучшение жилищных условий в Администрации муниципального образования <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. то есть до прекращения Ответчиком самостоятельного ведения учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.В действовавшем в спорный период законодательстве отсутствовали нормы, устанавливающие возможность и порядок объединения очередей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, учёт которых вели органы местного самоуправления и организации, прекращавшие ведение такого учета, в связи с вступлением силу Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ.Таким образом, прекращение ведения учета нуждающихся в улучшение жилищных условий ПАО «Новошип» и не проведение мероприятий по объединению очереди ПАО «Новошип» с очередью нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрации МО <адрес>, произошло не по вине Ответчика, а является следствием изменения законодательства и особенностями правового регулирования, имевшего место в спорный период. Таким образом, вина ПАО Новошип отсутствует. Просит в иске отказать.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ПАО Новошип по доверенности ФИО6 против удовлетворения заявления возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель администрации Мо <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

С учетом мнения сторон, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО1 с 1982 г. осуществляла трудовую деятельность в ПАО «Новороссийское морское пароходство» (далее - ПАОНовошип). С 1983 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, состояла на учете по месту работы в ПАО Новошип в очереди с целью получения жилого помещения.

Предоставление жилья работникам осуществлялось ПАО «Новошип» в порядке общей очередности. Для отдельных категорий работников (инвалиды труда ПАО «Новошип», участники ВОВ, имеющих трех и более детей) предоставление жилья осуществлялось в порядке льготной очередности.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Новошип» по ордеру предоставил жилое помещение <адрес> ФИО1 на состав семьи два человека (она, сын - ФИО2).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 зарегистрировались в жилое помещение <адрес>,

<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снимается с регистрационного учета и по договору найма регистрируется по адресу:

г.    Новороссийск, <адрес>.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ администрации и первичной профсоюзной организации береговых подразделений ОАО «Новошип» исключают из учетных данных состава семьи сын - ФИО2, и разрешают приватизировать <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением на приватизацию жилого помещения <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ администрацию <адрес> заключила с ФИО2 договор на передачу в собственность жилого помещения (квартиры) <адрес>.

Начиная с 2004 года ПАО «Новошип» не осуществляет самостоятельного строительства жилья, в связи с чем утратило возможность обеспечивать своих действующих и бывших работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с формализованным заявлением о принятии на учет для улучшения жилищныхусловий.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) ФИО1 одна была принята на учет вкачеств; нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи ей такого заявления. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ учетный номер – 5260.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Жилищный кодекс РФ, которым все вопросы, касающиеся признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановки их на учет и обеспечения их жилыми помещениями, отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Упразднение порядка ведения учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения работников жильем за счет ПАО «Новошип» состоялось с вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора ОАО «Новошип» на 2006 -2008 годы, подписанного ДД.ММ.ГГГГ администрацией ОАО «Новошип» с уполномоченной профсоюзной организацией.

Вместе с тем, ФИО1 состоит на очереди на улучшение жилищных условий в Администрации муниципального образования <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до прекращения Ответчиком самостоятельного ведения учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В действовавшем в спорный период законодательстве отсутствовали нормы, устанавливающие возможность и порядок объединения очередей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, учёт которых вели органы местного самоуправления и организации, прекращавшие ведение такого учета, в связи с вступлением силу Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, прекращение ведения учета нуждающихся в улучшение жилищных условий ПАО «Новошип» и не проведение мероприятий по объединению очереди ПАО «Новошип» с очередью нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрации МО <адрес>, произошло не по вине ответчика ПАО Новошип, а является следствием изменения законодательства и особенностями правового регулирования, имевшего место в спорный период.

В связи с чем, требования в части взыскания с ПАО Новошип компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

В соответствии с жилищным законодательством, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органы местного самоуправления вправе принимать граждан, зарегистрированных по месту жительства в муниципальном образовании <адрес>, нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным действующим жилищным законодательством, и признанных в установленном порядке малоимущими.

Принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с регламентом предоставления администрацией муниципального образования <адрес> муниципальной услуги по принятию граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, утвержденной постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с разъяснениями Министерства топливно- энергетического комплекса и ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

К числу граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма во внеочередном порядке пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ отнесены граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилыхпомещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

ФИО1 таким правом не обладает и не может быть обеспечена жильём во внеочередном порядке.

В связи с чем, требования истца о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма являются не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

2-3006/2022 ~ М-2466/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шевченко Валентина Ивановна
Ответчики
ПАО "Новороссийское морское пароходство"
Администрация МО г. Новороссийск
Суд
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
Судья
Головин Алексей Юрьевич
Дело на сайте суда
novorossisk-oktybrsky--krd.sudrf.ru
06.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2022Передача материалов судье
06.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2022Подготовка дела (собеседование)
20.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2022Судебное заседание
02.08.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2023Дело оформлено
25.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее