Дело № 2-902/2023
24RS0056-01-2022-006271-27
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Дидур Н.Н.,
при секретаре Черноусовой К.Д.,
с участием представителя процессуального истца Морозовой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к СНТ «Гелиос-2» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурора Октябрьского района г.Красноярска действующий в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации обратился в суд с указанным иском, с учетом уточненных требований, просит обязать СНТ «Гелиос-2» оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в установленном действующим законодательством порядке; заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором с указанием в качестве места (площадки) для накопления ТКО площадки, оборудованной СНТ «Гелиос-2», не позднее 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в деятельности СНТ «Гелиос-2». По результатам проверки установлено следующее.
В ходе проведенной проверки установлено, что СНТ площадка для накопления ТКО не оборудована, договор с региональным оператором - ООО «Красноярская рециклинговая компания» на вывоз ТКО не заключен.
В связи с выявленными нарушениями в адрес председателя СНТ «Гелиос-2» 01.06.2022 внесено представление по результатам рассмотрения, которого нарушения фактически не устранены, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов не создано, в установленном порядке не согласовано, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором не заключен. Указанные обстоятельства подтверждаются ответом на представление, информацией ООО «КРК» и администрации Октябрьского района г. Красноярска.
Указанное бездействие со стороны СНТ является нарушением вышеназванных требований законодательства об отходах производства потребления и приводит к образованию несанкционированных свалок муcоpa, захламлению действующих площадок для накопления ТКО, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Октябрьского района г.Красноярска Морозова Д.Ю. требования искового заявления поддержала, по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика СНТ «Гелиос-2» в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств не представил.
Дело в соответствии со ст.233 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав процессуального истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 3, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена необходимость соблюдения требования законодательства об охране окружающей природной среды, в том числе при сборе, накоплении, утилизации, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления.
Статьей 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу п.п. 4, 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На основании п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В соответствии с п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом
Постановлением администрации г. Красноярска от 22.04.2019 № 245 «О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов и ведении их реестра» установлено, что департамент городского хозяйства администрации города является органом, уполномоченным на принятие решения о создании мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории городи Красноярска; администрации районов в городе Красноярске являются органами, уполномоченными на осуществление согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующих административных районов города.
На основании п. 5.10 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Из материалов дела следует, что 25.05.2022 года прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска принято решение о проведении проверки деятельности СНТ «Гелиос-2» в части соблюдения законодательства об охране природы, об отходах производства и потребления.
В ходе проведенной проверки установлено, что СНТ площадка для накопления ТКО не оборудована, договор с региональным оператором - ООО «Красноярская рециклинговая компания» на вывоз ТКО не заключен.
Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалах дела актом от 25.05.2022 года.
В связи с выявленными нарушениями в адрес председателя СНТ «Гелиос-2» 01.06.2022 внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения фактически не устранены, место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов не создано, в установленном порядке не согласовано, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором не заключен.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом на представление, информацией ООО «КРК» от 13.07.2022 №2022-933 и администрации Октябрьского района г. Красноярска от 19.05.2022 №1409.
Из материалов дела также следует, что по сведениям ООО «Красноярская рециклинговая компания», 28.09.2022 года в адрес ООО «КРК» поступила заявка за заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от СНТ «Гелиос-2».
07.11.2022 года данный договор (№ КРК/ШМ-6Р) был подписан сторонами. Согласно условиям заключенного договора, сбор и транспортирование ТКО осуществляется от контейнерной площадки СНТ «Гелиос-2», расположенной по адресу: г.Красноярск, мкрн. <адрес> По состоянию на 16.05.2023 года уточняющих сведений об изменении условий заключенного договора, в том числе в части места накопления ТКО от ответчика в адрес ООО «КРК» не поступало.
Вместе с тем, согласно ответу Администрации Октябрьского района г.Красноярска от 16.05.2023 года на запрос прокурора, 17.08.2022 года в районную администрацию из СНТ «Гелиос-2» поступило обращение о согласовании установки двух контейнеров для временного хранения ТКО. По результатам рассмотрения данного обращения администрацией района в СНТ «Гелиос-2» направлен ответ о несоответствии направленного обращения требованиям к форме заявки на согласование создания места (площадки) накопления ТКО, установленных постановлением Администрации г.Красноярска от 22.04.2019 года № 245 «О создании на территории г.Красноярска мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра». До настоящего времени заявки на согласование создания места (площадки) накопления ТКО из СНТ «Гелиос-2» в администрацию района не поступало.
Оценивая доводы иска и представленные с материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что стороной ответчика не представлено доказательств исполнения надлежащим образом обязанности по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а также по заключению договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором (ООО «КРК».
Указанное бездействие со стороны СНТ является нарушением вышеназванных требований законодательства об отходах производства потребления и приводит к образованию несанкционированных свалок мусора, захламлению действующих площадок для накопления ТКО, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Поскольку данная обязанность до настоящего времени ответчиком не исполнена, доказательств обратного в материалы дела не представлено, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать СНТ «Гелиос-2» (ИНН 2460074774) оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в установленном действующим законодательством порядке; заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором с указанием в качестве места (площадки) для накопления ТКО площадки, оборудованной СНТ «Гелиос-2», не позднее 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.Н. Дидур