21 августа 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Кравченко А.И., Медведевой Е.А.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваля Игоря Олеговича к Акционерному обществу «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл» об установлении факта работы в тяжелых условиях, о возложении обязанности внести изменения в личные персонифицированные сведения застрахованного лица,
по апелляционной жалобе Коваля Игоря Олеговича
на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 01 марта 2018, которым отказано в удовлетворении исковых требований Коваля Игоря Олеговича.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения Коваля И.О., представителя АО «ГМК «Дальполиметалл» Круглова А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Коваль И.О. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивировав заявленные требования тем, что он работал в АО «ГМК «Дальполиметалл» с 23 апреля 2009 года по 01 сентября 2011 года в качестве механика по ремонту транспорта тяжелой механизации рудника «Верхний», в период с 02 сентября 2011 года по 30 сентября 2016 года в качестве начальника участка тяжелой механизации рудника «Верхний». Функциональные обязанности в указанные периоды он осуществлял непосредственно в карьере рудника «Верхний» согласно должностным инструкциям. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Дальнегорскому округу Приморского края от 29 сентября 2017 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не включены периоды его работы в АО «ГКМ «Дальполиметалл» с 23 апреля 2009 года по 01 сентября 2011 года в качестве механика по ремонту транспорта тяжелой механизации рудника «Верхний» и с 02 сентября 2011 года по 30 сентября 2016 года в качестве начальника участка механизации рудника «Верхний».
Просил суд установить факт осуществления им трудовой деятельности в АО «Горно-металлургический комплекс «Даьполиметалл» в период работы с 23 апреля 2009 года по 01 сентября 2011 года в качестве механика по ремонту транспорта тяжелой механизации рудника «Верхний» и в период с 02 сентября 2011 года по 30 сентября 2016 года в качестве начальника участка тяжелой механизации рудника «Верхний» непосредственно на карьере рудника «Верхний». Возложить на АО «ГМК «Дальполиметалл» обязанность внести изменения в сведения индивидуального персонифицированного учета о характере его работы в особых условиях труда.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований, указав о том, что условия труда Коваля И.О. отнесены к вредным условиям труда. Он работал во вредных условиях в период всей смены в течение всего рабочего дня.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, так как согласно специальной оценки условий труда рабочего места начальника участка тяжелой механизации рудника «Верхний», проведенной в мае-июне 2016 года, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1. согласно карте № 46 специальной оценки условий труда право на досрочное назначение трудовой пенсии не предусмотрено. Результаты специальной оценки условий труда истец не обжаловал. Сведения об установлении истцу дополнительного отпуска отсутствуют, что подтверждает то обстоятельство, что истцу не были установлены вредные и тяжелые условия труда. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановлено решение, с которым не согласился Коваль И.О., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятого без учета конкретных обстоятельств дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 11 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий").
По делу установлено, что Коваль И.О. работал в должности механика по ремонту транспорта тяжелой механизации рудника «Верхний» АО «ГМК «Дальполиметалл» в период с 23 апреля 2009 по 01 сентября 2011 года. В период с 02 сентября 2011 по 30 сентября 2016 года истец работал в должности начальника участка тяжелой механизации рудника «Верхний». 16 декабря 2016 года был уволен по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Решением ГУ - Управления пенсионного фонда РФ по Дальнегорскому городскому округу Приморского края № 307990/14 от 29 сентября 2017 года Ковалю И.О. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете специального стажа по Списку № 2 не включены периоды работы в АО «ГМК «Дальполиметалл» с 23 апреля 2009 по 01 сентября 2011 года в качестве механика по ремонту транспорта тяжелой механизации рудника «Верхний», период с 02 сентября 2011 по 30 сентября 2016 года в качестве начальника участка тяжелой механизации рудника «Верхний».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт работы истца в период с 23 апреля 2009 по 01 сентября 2011, с 02.09.2011 по 30.09.2016 в тяжелых условиях труда не нашел своего подтверждения и требования истца о включении в специальный стаж оспариваемого периода работы удовлетворению не подлежат, поскольку право на досрочное назначение пенсии предоставляется исходя из оценки степени тяжести условий труда.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, обоснованно исходил из того, что согласно специальной оценке условий труда на рабочем месте истца его условия труда относятся к вредным условиям труда с итоговым классом (подклассом) 3.1. Представленная в деле карта № 46 специальной оценки условий труда начальника участка Рудника «Верхний» (участок тяжелой механизации), подтверждает, что у работника отсутствуют основания для назначения досрочной страховой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, так как они соответствуют как нормам материального права, регулирующим отношения спорящих сторон, так и имеющим значение для дела фактам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что полученные в ходе проведения Специальной оценки условий труда в мае-июне 2016 результаты, нельзя распространять на производственные отношения и условия труда работника до его проведения, поскольку ранее работодатель не проводил специальную оценку условий труда на рабочем месте, судебной коллегией отклоняется, так как с принятием ФЗ № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» такая обязанность была установлена и исполнена работодателем.
Судебная коллегия считает необходимым отметить и то обстоятельство, что ни в трудовом договоре от 20 августа 2007 года, ни в дополнительных соглашениях к нему от 30 апреля 2008 года, от 23 апреля 2009 года, от 02 сентября 2011 года, нет указания о предоставлении работнику дополнительного отпуска за работу с вредными (опасными) условиями труда. По результатам проведенной специальной оценки рабочих мест в 2016 году изменения в трудовой договор в данной части не вносились, что, по мнению судебной коллегии, подтверждает выводы суда об отсутствии тяжелых условий работы Коваля И.О. в должности начальника участка «Тяжелой механизации» рудника «Верхний».
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец осуществлял свою трудовую деятельность непосредственно в карьере в течение полного рабочего дня, в связи с чем у него возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Спискам № 1 и № 2, необоснованны, так как не подтверждены допустимыми доказательствами.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, указаны должности: "механики, старшие механики" (раздел I "Горные работы", код позиции 23485), "начальники участков их заместители (помощники)" (раздел I "Горные работы", код позиции 24097).
Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Отказывая Ковалю И.А. в удовлетворении исковых требований, суд, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе трудовую книжку истца, трудовой договор и приложения к нему, должностные инструкции, свидетельские показания, пришел к обоснованному выводу о том, что возникновение права на досрочную трудовую пенсию обусловлено не только наименованием должности, но и характером и местом работы, а также требованием полной занятости на соответствующих видах работ.
При этом в материалы дела не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение доводов истца о том, что в соответствии с должностными обязанностями он в спорные периоды выполнял работы на площадке рудника постоянно, в течение полного рабочего дня.
Из представленной в материалах дела должностной инструкций механика по ремонту техники участка «Тяжелой механизации» следует, что в его должностные обязанности входит обеспечение безопасной и надежной эксплуатации грузоподъемного, сварочного, металлообрабатывающего оборудования, землеройной техники, своевременные планово-предупредительные ремонты оборудования, транспортных средств, землеройной техники, ведение технологических паспортов и другой эксплуатационной и ремонтной документации на оборудование. Механик по ремонту техники разрабатывает инструкции по охране труда, контролирует своевременность проведения инструктажа рабочих, контролирует наличие прав допуска на управление и обслуживание механизмов, составляет графики ППР всего механического оборудования, организует приемку, выдачу и рациональное использование поступающих запасных частей, составляет заявки на запасные части и необходимые материалы и т.д.
Кроме того должность механика по ремонту техники согласно должностной инструкции, отнесена к категории руководителей.
Начальник участка Тяжелой механизации, исходя из закрепленных в его должностной инструкции обязанностей, руководит производственной деятельностью на участке, обеспечивает ведение учета и отчётности по установленным формам, обеспечивает эффективную работу производства, постоянно добиваясь роста производительности труда и экономии материальных ресурсов, оформляет письменные разрешения (наряд-допуск) на выполнение работ повышенной опасности и контролирует их безопасное ведение, проводит ежемесячные совещания с коллективом участка и т.д.
Таким образом, основная работа истца в должности механика, затем начальника участка тяжелой механизации была связана с выполнением организационных и контролирующих функций, а не с непосредственной работой по ремонту техники в руднике, а поэтому правовых оснований для включения в стаж периодов с 23 апреля 2009 года по 01 сентября 2011 года и с 02 сентября 2011 года по 30 сентября 2016 года у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Из материалов дела усматривается, что по данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы истца отражены без указания кода льготных условий труда.
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем Коваля И.О., позиционирующие работу истца в спорные периоды времени как соответствующую требованиям Списка.
Кроме того, сведения в пенсионные органы в отношении Коваля И.О. за спорные периоды сданы работодателем - АО «ГМК «Дальполиметалл» без соответствующего кода льгот, тарифы в повышенном размере не оплачены, что также свидетельствует о том, что работодатель не позиционирует работу истца как, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную в исковом заявлении, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для изменения или отмены оспариваемого судебного решения.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 01 марта 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Коваля И. О. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи