Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-350/2023 ~ М-354/2023 от 26.06.2023

Дело № 2-350/2023                                                        05 сентября 2023 года

УИД: 29RS0004-01-2023-000466-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Якивчука С.В.,

при секретаре Алекберовой В.В.,

с участием помощника прокурора Виноградовского района Архангельской области Черепанова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник гражданское дело по иску прокурора Виноградовского района Архангельской области в защиту прав и свобод и законных интересов Мошарева С.Н. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница», министерству здравоохранения Архангельской области о взыскании компенсации морального вреда и материального ущерба,

установил:

прокурор Виноградовского района Архангельской области обратился с иском в интересах Мошарева С.Н. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ») о компенсации морального вреда, обусловленного нарушением личных неимущественных прав лица, являющегося инвалидом, а также возмещении убытков, вызванных расходами на повторное медицинское обследование.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании обращения Мошарева С.Н. была проведена проверка исполнения ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» требований законодательства о здравоохранении и социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены грубые нарушения, допущенные должностными лицами, повлекшие нарушение прав Мошарева С.Н., которому в 2009 году в связи с онкологическим заболеванием присвоена третья группа инвалидности, а в декабре 2021 года, в связи с атеросклерозом сосудов нижних конечностей и, как следствие, ампутацией правой ноги – присвоена вторая группа инвалидности, действительная до ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МошаревС.Н. находился на лечении в ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница». В связи с атеросклерозом сосудов нижних конечностей ему была ампутирована левая нога на уровне бедра.

ДД.ММ.ГГГГ, находясь на стационарном лечении в ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ», Мошарев С.Н. был направлен на врачебную комиссию, для принятия решения о подготовке соответствующих документов и направления на медико-социальную экспертизу в целях присвоения первой группы инвалидности. По результатам заседания врачебной комиссии ДД.ММ.ГГГГ принято решение о подготовке документов для переосвидетельствования Мошарева С.Н. и усиления группы инвалидности до первой. По состоянию на 17.05.2023в нарушение установленных законом требований, необходимые документы Мошарева С.Н. для медико-социальной экспертизы не оформлены, допущена волокита, приведшая к тому, что срок действия всех обследований, имевшихся в распоряжении больницы, истек, вторая группа инвалидности не подтверждена и с ДД.ММ.ГГГГ Мошарев С.Н. формально утратил статус инвалида, что влечет необходимость прохождения повторного медицинского обследования, в том числе, на территории города Архангельск. Прохождение данных обследований, с учетом возраста и состояния здоровья, не представляется возможным. Прокурор полагал, что бездействие должностных лиц ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» повлекло невозможность для Мошарева С.Н., не имеющего возможности самостоятельно передвигаться ввиду ампутации обеих ног, воспользоваться теми социальными гарантиями, которые предусмотрены для лиц, имеющих статус инвалида. Прокурор считал, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении личных неимущественных прав Мошарева С.Н. и причинили ему нравственные страдания, вызванные чувством страха, унижения, несправедливости, беспомощности, обиды разочарования, что повлекло за собой ухудшение его состояния здоровья. Для прохождения необходимых обследования для медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ Мошарев С.Н. посетил врачей частной клиники «<данные изъяты>», осуществлявших выездной прием в <адрес>, за что заплатил 6000 руб., являющихся его убытками. В ответ на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ учреждение признало допущенные нарушения, два работника привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокурор просил взыскать с ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» в пользу Мошарева С.Н. компенсацию морального вреда в размере 150000 руб., убытки в размере 6000 руб.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство здравоохранения Архангельской области.

В судебном заседании помощник прокурора Виноградовского района Черепанов Д.А. исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям. Полагал, что заявленная сумма компенсации морального вреда является адекватным и разумным отражением той степени, причиненных Мошареву С.Н. нравственных страданий, которые он испытал в результате неправомерных действий ответчика.

Мошарев С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки (л.д. 77).

Соответчики ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» и министерство здравоохранения Архангельской области в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» (л.д. 75) и почтовым уведомлением о вручении судебной повестки министерству (л.д. 76).

От представителя ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» Третьяковой А.И. поступили возражения на иск, согласно которым учреждение полагает заявленную сумму компенсации морального вреда чрезмерно завышенной, обратила внимание на наличие вины и в действиях Мошарева С.Н., не явившегося на медицинское освидетельствование и не представившего недостающих документов медицинского обследования. Вина должностных лиц учреждения сводится к тому, что разъяснение о явке на комиссию для дообследования не были доведены до пациента в письменном виде. Обратила внимание на тяжелое финансовое положение больницы. Кроме того, представитель учреждения Третьякова А.И. считала, что расходы на врачей клиники ООО «<данные изъяты>» не подлежат удовлетворению, так как у Мошарева С.Н. имелась возможность пройти обследование на базе <данные изъяты> областной клинической больницы по направлению, выданному районной больницей, в рамках обязательного медицинского страхования, то есть бесплатно.

Выслушав помощника прокурора Виноградовского района Архангельской области Черепанова Д.А., полагавшего заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее – постановление Пленума ВС РФ от 15.11.2022 № 33) определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В пунктах 11, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 26.01.2010 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.

Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ).

Из вышеуказанного следует, причинение вреда таким нематериальным благам как жизнь и здоровье предполагает не только наличие физических и нравственных страданий, но и является достаточным основанием для компенсации причинителем морального вреда при непредставлении им доказательств опровергающих презумпцию своей вины.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Закона о социальной защите инвалидов).

В отношении лиц, являющихся инвалидами, статьей 9 Закона о социальной защите инвалидов, предусматривается реабилитация, как система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Одним из основных направлений реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение (статья 9 Закона о социальной защите инвалидов).

В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, к реабилитационным мероприятиям относятся: восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о государственной социальной помощи) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Как предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закона о государственной социальной помощи в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» установлено, что с 01.01.1993 года:

- инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей, а при наличии соответствующих медицинских показаний - перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения; инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, кроме того, - отдельными лечебными средствами и предметами ухода;

- инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на приобретение по рецептам врачей отдельных лекарственных средств и изделий медицинского назначения с 50-процентной скидкой.

Из вышеуказанного следует, что наличие у гражданина социального статуса «инвалид» влечет возникновение у данного гражданина права на получение государственной социальной помощи и иных мер поддержки со стороны государства, включающих в себя, в том числе, право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей, а также на медицинскую реабилитацию.

Порядок признания лица инвалидом утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 (далее – Порядок признания инвалидом № 588), согласно пункту 2 которого признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Порядок признания инвалидом № 588).

Согласно абзацам 1-3 пункта 17 Порядка признания инвалидом № 588 гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.

Принятие решения врачебной комиссией медицинской организации о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу и проведении медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, осуществляется не позднее 30 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссией медицинской организации о подготовке такого направления.

Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приказом Минтруда России № 402н, Минздрава России № 631н от 10.06.2021 утвержден перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, согласно которому ряд анализов и обследований действительны 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней – при повторном направлении.

Судом установлено, что в 2009 году Мошареву С.Н., в связи с онкологическим заболеванием присвоена третья группа инвалидности. В 2021 году ввиду диагностирования атеросклероза сосудов нижних конечностей, ампутирована правая нога – присвоена вторая группа инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мошарев С.Н. находился на лечении в ГБУЗ АО «<данные изъяты> областная клиническая больница» - в связи с атеросклерозом сосудов нижних конечностей ему ампутирована левая нога на уровне бедра.

ДД.ММ.ГГГГ Мошарев С.Н. переведен в ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» для дальнейшего лечения, ДД.ММ.ГГГГ выписан из больницы.

ДД.ММ.ГГГГ, находясь на стационарном лечении в ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» он направлен на врачебную комиссию, для принятия решения о направлении соответствующих документов на медико-социальную экспертизу с целью присвоения первой группы инвалидности.

В результате проведенной прокуратурой Виноградовского района проверки, получены объяснения должностных лиц ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» врача-терапевта ФИО5, заведующей организационно-методическим кабинетом ФИО6, и врача-эндоскописта ФИО7, из пояснений которых следует, что после того как ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание врачебной комиссии, на руках у уполномоченных должностных лиц были все необходимые для проведения медико-социальной экспертизы анализы и результаты обследования Мошарева С.Н., который до этого находился в больнице по причине операции.

Необходимые документы для направления Мошарева С.Н. на медико-социальную экспертизу в вышеуказанный срок (30 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссией медицинской организации о подготовке такого направления) в соответствующее бюро направлены не были. Отметка об отправке документов в карте пациента отсутствует.

ФИО7, являвшийся лечащим врачом Мошарева С.Н. в декабре 2022 года, пояснил прокурору, что на момент принятия врачебной комиссией решения об оформлении документов Мошарева С.Н. на медико-социальную экспертизу для переосвидетельствования и усиления группы до первой, все необходимые обследования Мошаревым С.Н. пройдены, срок их действия не истек, они являлись пригодными для направления на медико-социальную экспертизу.

Приказом и.о. главного врача ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ , и.о. заместителя главного врача по КЭР ФИО8 на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору объявлен выговор, в связи с невыполнением трудовых обязанностей, которые могли привести к угрозе жизни и здоровью пациента Мошарева С.Н. (л.д. 43).

Таким образом, суд приходит к выводу, что допущенные должностными лицами ответчика нарушения, выразившиеся в неисполнении в установленный законом срок обязанности по направлению Мошарева С.Н. на медико-социальную экспертизу, привели к угрозе причинения вреда здоровью, так как утрата гражданином правового статуса «инвалид» влечет утрату им прав на получение государственной социальной помощи в связи с инвалидностью, в том числе, на медицинскую реабилитацию, а также право на бесплатное или льготное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей.

Как разъяснено в пунктах 25-28, 30 постановления Пленума ВС РФ от 15.11.2022 № 33 при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Определяя размер компенсации морального вреда, необходимо установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред; последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья.

При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости.

В рамках спорных правоотношений при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание тяжесть причиненных Мошареву С.Н. нравственных страданий обусловленных утратой им государственной социальной помощи, необходимой для поддержания здоровья; индивидуальные особенности здоровья потерпевшего (ампутированы обе ноги), а также его возраст и имущественное положение, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 50 000 руб.

Доводы представителя ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» Третьяковой А.И. о наличии в действиях Мошарева С.Н. вины в несвоевременном прохождении переосвидетельствования судом отклоняются, так как обязанность по подготовке направления на медико-социальную экспертизу, а также гражданско-правовая ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, несет именно медицинская организация.

В своих объяснениях прокурору Мошарев С.Н. пояснил, что во время выписки из больницы его лечащий врач ФИО7 пояснил, что все необходимые документы для оформления первой группы инвалидности будут подготовлены в его отсутствие и направлены на медико-социальную экспертизу.

Супруга Мошарева С.Н.ФИО9 в объяснениях прокурору пояснила, что когда в конце декабря 2022 года она приезжала за мужем в больницу, его лечащий врач ФИО7 заверил их, что необходимые документы практически готовы и от пациента ничего не требуется.

В опровержение презумпции своей вины ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» не представила доказательств существования объективных препятствий по направлению документов Мошарева С.Н. на медико-социальную экспертизу, а также то, что согласие пациента о направлении документов и проведении медико-социальной экспертизы от Мошарева С.Н. не было получено.

Кроме того, согласно пункту 20 Порядка признания инвалидом № 588 в случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня.

Из материалов дела следует, что отказ в направлении документов на медико-социальную экспертизу Мошареву С.Н. не выносился.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В целях прохождения медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, ДД.ММ.ГГГГ Мошаревым С.Н. пройдено соответствующее обследование (эхокардиография, консультация кардиолога, УЗДГ сосудов конечностей, ультразвуковая допплерография брюшной аорты) в клинике ООО «<данные изъяты>», за что им уплачено 6000 руб., которые прокурор просил взыскать с медицинского учреждения.

В своих возражениях на иск представитель ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» не представил возражений относительно перечня пройденных Мошаревым С.Н. в ООО «<данные изъяты>» обследований, тем самым не оспорив нуждаемость пациента в получении данных обследований для последующей медико-социальной экспертизы.

Представитель Третьякова А.И. ссылалась на возможность прохождения Мошаревым С.Н. данных обследований в рамках программы обязательного медицинского страхования на безвозмездной основе по направлению, выданному в ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи № 2497).

Согласно общим положениям Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи № 2497 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.

В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации.

Постановлением Правительства Архангельской области от 28.12.2022 № 1180-пп утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области № 1180-пп).

Согласно пунктам 4, 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области № 1180-пп в рамках Территориальной программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

При невозможности оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи того или иного профиля в медицинской организации по месту жительства (прикрепления) данная медицинская помощь оказывается гражданам по направлению лечащего врача в других медицинских организациях, в том числе выполняющих функции областных, межрайонных либо городских центров (общегородских приемов).

Лечащий врач обязан проинформировать пациента о медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы и оказывающих соответствующие услуги, и выдать пациенту направление.

Из объяснений врача-терапевта ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» ФИО5 следует, что ДД.ММ.ГГГГ Мошарев С.Н. по направлению врача-хирурга ФИО10 с целью прохождения обследований и сдачи анализов для медико-социальной экспертизы был госпитализирован в ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ», однако полный комплекс обследований в данной больнице пройти невозможно, ввиду отсутствия необходимых специалистов. По указанной причине Мошареву С.Н. было необходимо пройти ряд врачей-специалистов в ГБУЗ АО «<данные изъяты> областная клиническая больница» в городе Архангельск (л.д. 11-13).

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан урегулированы Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в статье 10 которого указано, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В пункте 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области № 1180-пп, предусмотрено, что гражданам, проживающим на отдаленных территориях и в сельской местности, первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается выездными медицинскими бригадами по графику, устанавливаемому руководителем близлежащей медицинской организации, к которой прикреплены жители отдаленного (сельского) населенного пункта. Доведение информации о графике выезда медицинских бригад осуществляется близлежащим медицинским подразделением (фельдшерским пунктом, фельдшерско-акушерским пунктом, врачебной амбулаторией, отделением врача общей практики и т.д.) любым доступным способом с привлечением органов местного самоуправления.

Из системного толкования вышеуказанных положений норм материального права следует, что обеспечение доступности медицинской помощи обеспечивается, в том числе, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов. Реализация гражданином с ограниченными возможностями передвижения своего права на получение первичной специализированной медико-санитарной помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Архангельской области, при отсутствии специалистов необходимого профиля в медицинской организации по месту его жительства, может осуществляться либо посредством приема, ведущего выездными медицинскими бригадами, либо посредством получения от лечащего врача направления в иную медицинскую организацию на территории Архангельской области.

При этом, в любом случае, доступность бесплатной медицинской помощи пациенту с ограничениями по здоровью, может быть достигнута только если обеспечена транспортная доступность медицинских организаций для ее посещения такими пациентами.

Из материалов дела следует, что несение Мошаревым С.Н. расходов в размере 6000 руб. на медицинское обследование в клинике ООО «<данные изъяты>» было обусловлено предшествующим противоправным поведением должностных лиц ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ», не выполнивших обязательств в рамках подготовки документов и их направления на медико-социальную экспертизу, и повлекших за собой истечение срока, в течение которого результаты ранее пройденного Мошаревым С.Н. медицинского обследования считались действительными.

На возможность прохождения Мошаревым С.Н. необходимого бесплатного обследования при посещении врачей выездной медицинской бригады по графику, представитель ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» в своих возражениях не ссылалась.

Постановлением Правительства Архангельской области от 31.03.2020 № 156-пп «О внесении изменений в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» был утвержден перечень медицинских организаций, участвовавших в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2020 год и плановые периоды 2021 и 2022 годов.

В перечень организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, входила, в том числе, клиника ООО «<данные изъяты>».

Постановление Правительства Архангельской области от 31.03.2020 № 156-пп утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Архангельской области от 08.02.2021 № 56-пп.

Таким образом, несение Мошаревым С.Н. расходов в размере 6000 руб. на медицинское обследование в мае 2023 года в клинике ООО «<данные изъяты>» обусловлено, как противоправным поведением должностных лиц ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ», так и невозможностью прохождения такого обследования, необходимого для медико-социальной экспертизы, на безвозмездной основе в медицинской организации на территории города Архангельск, явка в которую для Мошарева С.Н. представляла существенные затруднения с учетом имеющихся у него ограничений по состоянию здоровья (ампутация обеих ног).

Расходы в размере 6000 руб. суд признает убытками Мошарева С.Н., подлежащими возмещению медицинской организацией (ответчиком).

Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (пункт 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно пункту 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения, по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» учитывая субсидиарный характер ответственности собственников имущества унитарных предприятий и учреждений (когда такая ответственность предусмотрена законом), судам следует привлекать таких собственников к участию в деле в качестве соответчиков в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 40 ГПК РФ.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что учредителем ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» является министерство здравоохранения Архангельской области (л.д. 45-54).

В рамках спорных правоотношений, на министерство здравоохранения Архангельской области подлежит возложению субсидиарная ответственность по обязательствам ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ».

Распределение судебных расходов осуществляется в порядке, предусмотренном главой 7 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 103 ГПК РФ).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера (пункт 1 части 1 статьи 333.20 НК РФ).

Следовательно, с ГБУЗ АО «Виноградовская ЦРБ» за рассмотрение требований имущественного характера (убытки на 6000 руб.), и требование неимущественного характера, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 700 руб. (400 руб. за имущественное требование + 300 руб. за неимущественное требование) в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Виноградовского района Архангельской области в защиту прав и свобод и законных интересов Мошарева С.Н. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница», министерству здравоохранения Архангельской области о взыскании компенсации морального вреда и материального ущерба – удовлетворить.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» (ОГРН ), а при недостаточности имущества у учреждения – в порядке субсидиарной ответственности с министерства здравоохранения Архангельской области, в пользу Мошарева С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. 00 коп., в возмещение материального ущерба – 6000 руб. 00 коп., всего взыскать 56000 (Пятьдесят шесть тысяч) руб. 00 коп.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Виноградовская центральная районная больница» (ОГРН ) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 700 (Семьсот) руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.

Судья                                                                                               С.В. Якивчук

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-350/2023 ~ М-354/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мошарев Сергей Николаевич
Прокурор Виноградовского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Архангельской области
ГБУЗ АО "Виноградовская ЦРБ"
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Якивчук С.В.
Дело на странице суда
vinogsud--arh.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее