№ 2-1450/2020 <данные скрыты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2020 года г. Ижевск
Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской республики в составе судьи Хиталенко А.Г., при секретаре Кузьминой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилось Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. Требования мотивированы тем, что недвижимое имущество – сети канализации<данные скрыты> – поставлено на учет как бесхозяйное. <дата> истек год со дня его постановки на учет как бесхозяйного. Просит признать за муниципальным образованием «Город Ижевск» право собственности на указанное имущество.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска, заинтересованных лиц Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в УР и Кировской области, Министерства имущественных отношений УР, Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, извещенных о временит и месте рассмотрения дела надлежащим образом. От Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указали, что заявленные требования поддерживают.
Межрегиональным Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в УР и Кировской области суду представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми согласно ст. 125 Гражданского кодекса РФ органы государственной власти своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступают в суде исключительно в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус государственных органов. В соответствии с положением о Межрегиональном территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 16.12.2016 № 462, Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника имущества федеральных государственных предприятий и учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Удмуртской Республики и Кировской области и иного федерального имущества, расположенного на территории Удмуртской Республики и Кировской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. Вышеуказанные объекты в реестре федерального имущества не учитываются, к объектам федеральной собственности не относятся. Межрегиональное территориальное управление каких-либо правопритязаний на указанное недвижимое имущество не имеет. Учитывая вышеизложенное, на основании ст. 167 и ст. 214 Гражданского процессуального кодекса РФ, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Межрегионального территориального управления.
В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.
Судом установлено, что на территории Первомайского района г. Ижевска расположены сети канализации<данные скрыты>.
Согласно справке Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики <дата> № указанные канализационные сети в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики не значится. Аналогичные сведения об отсутствии каких-либо данных о правообладателях этого объекта в реестре федерального имущества получены из Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР (от <дата> №).
Указанный объект - сети канализации<данные скрыты> протоколу № заседания постоянно действующей комиссии по выявлению бесхозяйных объектов, расположенных на территории Первомайского района от <дата> и акту № описи имущества от <дата> был признан объектом, имеющим признаки бесхозяйного.
<дата> сети канализации<данные скрыты> Управлением Росреестра по УР были приняты на учет в качестве бесхозяйного имущества, о чем сделана запись регистрации за №.
В течение года со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное имущество, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ (Бесхозяйные вещи):
1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно Приложению № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п. 1 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 в муниципальную собственность подлежат передаче, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В силу подпункта 1 части 1статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Муниципальное имущество) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 14 этого же закона к вопросам местного значения поселения относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно статье 215 ГК РФ (Право муниципальной собственности):
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
От имени муниципального образования «город Ижевск» права собственника осуществляет Администрация города Ижевска. Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска в силу приведенного Положения «Об управлении имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска» (утверждено Решением городской Думы г. Ижевска от 06 июня 2006 г. № 116) является структурным подразделением Администрации города Ижевска и ведет Реестр муниципального имущества г. Ижевска, а также представляет интересы МО «г. Ижевск» при государственной регистрации прав на муниципальное недвижимое имущество.
В судебном заседании нашло свое полное подтверждение то обстоятельство, что объект недвижимого имущества – сети канализации, <данные скрыты> не имеет собственника, указанный объект принят на учет в качестве бесхозяйного имущества.
Как установлено в судебном заседании, истек год со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества – сети канализации<данные скрыты> учет в Управлении Росреестра по УР.
Исходя из изложенного, поскольку недвижимое имущество – сети канализации<данные скрыты> является бесхозяйным, со дня постановки его на учет в качестве бесхозяйного прошло более года, суд считает возможным признать за муниципальным образованием «город Ижевск» право муниципальной собственности на данное недвижимое имущество.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 290-293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Управления муниципального жилья Администрации г. Ижевска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «город Ижевск» право муниципальной собственности на сети канализации<данные скрыты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца с момента провозглашения.
Судья: А.Г. Хиталенко