РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2023 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Мосиной С.В.
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску ФИО2 к администрации городского округа <адрес>, МКУ городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» о включении жилого помещения в реестр муниципального имущества, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО1, с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань, МКУ г.о. Сызрань «СГХ», о возложении обязанности на администрацию г.о. Сызрань включить в реестр муниципальной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> комн. 137а; признании за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> комн. 137а на условиях договора социального найма жилого помещения; возложении обязанности на МКУ г.о. Сызрань «СГХ» заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> комн. 137а.
В обоснование заявленных требований указал, что в 1997 году в связи с трудоустройством в АО «Тяжмаш» ему было предоставлено жилое помещение по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. <адрес> ком. 137а. Жилищный фонд предприятия АО «Тяжмаш» в 2008 году передан в муниципальную собственность г.о. Сызрань. С 1997 и по настоящее время он зарегистрирован и проживает по вышеуказанному адресу. В настоящее время он обратился в МКУ «СГХ» с требованием о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> комн. 137а. Однако ему было отказано, поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие факт принятия решения уполномоченным органом о предоставлении указанного жилого помещения ему на условиях договора социального найма. В Постановлении Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «О внесении изменений в Постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «О приеме общежития, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. <адрес> муниципальную собственность г.о. Сызрань» и приложения к нему, номер комнаты № ***А не значится. Право пользования жилым помещением его было обусловлено его вселение в вышеуказанное жилое помещение. Надлежащее оформление вселения являлось ответственностью владельца жилого фонда – АО «Тяжмаш». В отсутствие судебного решения он не может реализовать свое право на заключение договора социального найма жилого помещения.
В судебное заседание представитель истца ФИО1 - ФИО3, действующая на основании доверенности от <дата>, не явилась, представила заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика Администрации г.о. Сызрань в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МКУ г.о. Сызрань «СГХ» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал.
Представитель третьего лица АО «Тяжмаш», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, оставляя разрешение требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица КИО администрации г.о. Сызрань Самарской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, проверив письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № *** «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст.27 ч.1, ст.40 ч.1).
В силу ст.5 Федерального закона от <дата> №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, а также ст.ст. 1 и 3 ЖК РФ принципы неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища являются одними из основных принципов конституционного и жилищного законодательства Российской Федерации. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В силу ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; прекращения или изменения жилищного правоотношения.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения, наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Судом установлено, что ФИО1 с <дата> зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Сызрань, ул. <адрес>, комн.137а, что подтверждается справкой МБУ г.о. Сызрань «МФЦ».
Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> общежитие по адресу: г. Сызрань, ул. <адрес>, 31, принято в муниципальную собственность г.о. Сызрань Самарской области и включено в состав имущества муниципальной казны г.о. Сызрань.
На балансе АО «Тяжмаш» вышеуказанный объект недвижимости не числится.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** в постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** внесены изменения. Постановление дополнено пунктами 2.1 и 2.2 следующего содержания: «2.1 Исключить имущество, указанное в п. 1 Постановления, из специализированного жилищного фонда. 2.2 Отнести жилые дома, расположенные по адресам, указанным в п. 1 Постановления, к муниципальному жилищному фонду социального использования».
Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> в постановление Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** внесены изменения, изложив таблицу в новой редакции согласно Приложения к настоящему постановлению. При этом в Приложении комната № ***а по ул. <адрес>, не значится.
Таким образом, судом установлено, что общежитие по адресу: Самарская область, г Сызрань, <адрес> на основании постановления администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** было принято в муниципальную собственность городского округа Сызрань Самарской области. Однако, согласно приложения к постановлению администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> жилая комната № ***а, в которой зарегистрирован ФИО1 не была включена в реестр муниципального имущества г.о. Сызрань Самарской области.
ФИО1 обратился в МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Сызрань, ул. <адрес> ком. 137а, однако ему было отказано.
Согласно ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно архивной справке Сызранского филиала ГБУ СО «Центральный государственный архив Самарской области» № ***-з от <дата> в документах фондов «Администрация городского округа Сызрань», «ОАО «Тяжмаш» за 1997 год сведения о предоставлении жилой площади, расположенной по адресу: г. Сызрань, <адрес>, ком. 137а ФИО1 не обнаружены.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 1, подпункту 5 пункта 2 статьи 6, пункту 1 статьи 29 ранее действовавшего Федерального закона от <дата> N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание и использование муниципального жилищного фонда, отнесенного к составу муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения, т.е. вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, для решения которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16, пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
Статья 18 Закона Российской Федерации от <дата> N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в действующей редакции предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Правовое регулирование преследует цели обеспечения функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов и учитывает публичные интересы, связанные с реализацией органами местного самоуправления возложенных на них задач в жилищной сфере, и обеспечивает защиту жилищных и имущественных прав граждан, включая право на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, которое является производным от их статуса нанимателя жилого помещения.
Сведений о государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение у суда не имеется.
То обстоятельство, что в установленном законом порядке не состоялась передача спорной комнаты в муниципальную собственность, отсутствие ее регистрации в реестре муниципального жилищного фонда в соответствии с требованиями жилищного законодательства, не может умалять жилищных прав истца, фактически пользующегося длительное время спорным жилым помещением и проживающего в нем.
Учитывая, что занимаемая истцом комната не является отдельно стоящим объектом, расположена в многоквартирном доме, не относящимся к специализированному жилому фонду, органу местного самоуправления не передана и не включена в реестр муниципального имущества, суд приходит к выводу о необходимости включения спорной комнаты в реестр муниципальной собственности с регистрацией права собственности на данную комнату с сохранением всех жилищных прав граждан, в ней проживающих.
Документы, послужившие основанием для вселения ФИО1 в комнату: ордер, либо какие-то иные документы, в материалы дела не представлены ввиду того, что не сохранены.
Согласно Устава от 2017 года (п. <дата>) наймодателем жилого фонда на территории г.о. Сызрань является МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства».
Истец ФИО1 не может реализовать свое право на заключение договора социального найма, поскольку получил отказ от МКУ г.о. Сызрань «СГХ» от <дата> № ***/юр, в связи с непредоставлением документов, послуживших основанием для вселения в жилое помещение, которые он не мог представить, поскольку именно ввиду отсутствия таких документов обратился в администрацию для заключения договора.
При этом возникновение у ФИО1 права пользования жилым помещением было обусловлено его вселением в вышеуказанную комнату организацией АО «Тяжмаш», и фактическим проживанием и регистрацией в комнате длительный период времени с <дата>. Какого-либо письменного соглашения, ограничивающего права истца в отношении указанного жилого помещения, не заключалось.
Договор социального найма на спорную комнату надлежащим образом не оформлен (не заключался), в архиве отсутствует.
Принимая во внимание, что ФИО1 был вселен в спорную комнату владельцем жилого фонда в 1975 году, факт вселения в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и проживание в нем на законных основаниях установлен, ответчиком не оспорен, ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, то суд приходит к выводу о том, что между сторонами фактически возникли правоотношения, вытекающие из договора социального найма, в связи с чем истец приобрел право пользования указанной квартирой на условиях социального найма жилого помещения и на МКУ городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства», как на наймодателе жилого помещения лежит обязанность заключить с ФИО1 договор социального найма указанного жилого помещения.
Ввиду того, что надлежащее оформление вселения являлось обязанностью владельца жилого фонда, а не заселяющегося лица, то отсутствие архивных сведений (ордера как единственного основания вселения, надлежаще оформленного решения администрации предприятия, которое выделяло жилье) не могут служить основанием к отказу в иске. Доказательства, свидетельствующие о незаконности передачи спорной комнаты истцу, отсутствуют. Истец постоянно зарегистрирован в спорном жилом помещении, им добросовестно пользуется.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 являются обоснованными, основаны законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань (ОГРН 1026303059628, ИНН 6325017706) внести в реестр муниципальной собственности жилое помещение – комнату, расположенную по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. <адрес> комната 137а.
Признать за ФИО2, <дата> года рождения, уроженцем <адрес>, паспорт серии № *** № ***, выдан ГУ МВД России по Самарской области <дата>, 630-007, право пользования на условиях социального найма жилым помещением - комнатой, расположенной по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. <адрес> комната 137а.
Обязать МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» (ОГРН 1176313112678, ИНН 6325071855) заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения - комнаты, расположенной по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. <адрес> комната 137а.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Мосина С.В.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: Мосина С.В.