Дело № 2-1225/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2019 года с.Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Адыкаевой С.Ю., с участием старшего помощника прокурора Улаганского района Колян А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковым заявлениям прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Улаганский район» об обязании обустроить контейнерные площадки (места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и установить мусорные контейнеры,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлениями к Администрации МО «Улаганский район» об обязании обустроить контейнерные площадки (места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и установить мусорные контейнеры.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об отходах производства и потребления в деятельности органов местного самоуправления МО «Улаганский район». Согласно п.2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Установлено, что распоряжением первого заместителя главы МО «Улаганский район» от 01.12.2017 г. № 1276 утверждена схема размещения контейнерных площадок на территориях Акташского, Балыктуюльского, Саратанского, Улаганского, Чибилинского, Челушманского сельских поселений. До настоящего времени Администрацией МО «Улаганский район» контейнерные площадки не созданы на территориях МО «Саратанское сельское поселение», МО «Улаганское сельское поселение», МО «Чибилинское сельское поселение». В связи с отсутствием на территориях указанных сельских поселений контейнерных площадок и контейнеров у регионального оператора ООО «Континент» отсутствует возможность заключить договоры с потребителями на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ненадлежащее выполнение Администрацией МО «Улаганский район» возложенных законом обязанностей подрывает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу эпидемиологических заболеваний населения, чем нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в обязательном исполнении органами местного самоуправления требований федерального законодательства, и права неопределенного круга лиц, в том числе граждан, проживающих на территории указанных муниципальных образований на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
Определением от 13.08.2019 г. гражданские дела по искам прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Улаганский район» об обязании обустроить контейнерные площадки (места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и установить мусорные контейнеры, объединены в одно производство.
Определением от 13.09.2019 г. Министерство регионального развития Республики Алтай привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В судебном заседании старший помощник прокурора Улаганского района А.О. Колян поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в уточненных исковых заявлениях, выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации МО «Улаганский район» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, не заявлял ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного заседания.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Министерства регионального развития Республики Алтай, МО «Саратанское сельское поселение», МО «Улаганское сельское поселение», МО «Чибилинское сельское поселение», ООО «Континент», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
При таких условиях, в силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело с вынесением заочного решения.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п.2 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039 определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 г. на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В пунктах 8.2.4 и 8.2.5 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, определено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно п.6 ст.13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11 2016 № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с п. 3.1. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утвержденного Приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д в соответствии с договором накопление ТКО осуществляется собственниками ТКО или уполномоченными ими лицами, заключившими или обязанными заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Потребителями могут использоваться иные пакеты или другие емкости (мешки, пластиковые или металлические баки), отвечающие техническим требованиям, установленным региональным оператором (объем, материал и прочее).
Накопление ТКО с использованием контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, осуществляется в многоквартирных домах, в которых проектом здания предусмотрено наличие комплекса инженерного оборудования, предназначенного для приема, вертикального транспортирования и накопления ТКО (п.4.1).
Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора (5.11).
Накопление ТКО в пакетах или других емкостях допускается на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих и огороднических товариществ в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО (п.7.1).
В зонах индивидуальной жилой, дачной застройки и (или) для населенных пунктов с численностью менее тысячи жителей накопление и удаление ТКО осуществляются как с использованием контейнеров, расположенных на контейнерных площадках, так и с использованием бункеров, установленных на контейнерных площадках, а также вне контейнерных площадок (п.5.28).
В судебном заседании установлено, что Уставом МО «Улаганский район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п.13 ст.8 Устава), участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района (п.16 ст.8 Устава).
Распоряжением первого заместителя главы МО «Улаганский район» от 01.12.2017 г. № 1276 утверждена схема размещения контейнерных площадок на территориях Акташского, Балыктуюльского, Саратанского, Улаганского, Чибитского, Чибилинского, Челушманского сельских поселений, с указанием мест размещения контейнерных площадок и количества контейнеров.
На основании приказа и. о. министра регионального развития Республики Алтай № 361-Д от 11.07.2018 ООО «Континент» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории административно-производственного объединения - 3 (Улаганский, Кош-Агачский район).
Из информации Администрации МО «Улаганский район» от 05.08.2019 г. следует, что на сегодняшний день в селе Чибит установлено 10 контейнерных площадок, в селе Акташ будет установлено 23 контейнерных площадки до 01.09.2019 г. Создание площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Чибилинское сельское поселение», МО «Саратанское сельское поселение» планируется в 2020 году.
Из сообщения сельской администрации Улаганского сельского поселения от 30.07.2019 г. следует, что на территории Улаганского сельского поселения площадки для накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют.
Согласно сообщений сельской администрации Саратанского сельского поселения от 31.07.2019 г. и сельской администрации Чибилинского сельского поселения от 02.08.2019 г. строительство площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территории данных поселений планируется в 2021 году.
Представленные ответчиком информация № 1514 от 30.09.2019 г., муниципальный контракт № б/н от 04.07.2019 г., техническое задание на выполнение работ по строительству и обустройству двухместных контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов подтверждают оказание услуг ООО «СТЕЛЛАР» по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов в селах Акташ и Чибит с момента заключения контракта, но не позднее 01.10.2019 г.
Таким образом, до настоящего времени Администрацией МО «Улаганский район» контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территориях МО «Саратанское сельское поселение», МО «Улаганское сельское поселение», МО «Чибилинское сельское поселение», предусмотренные Схемой размещения контейнерных площадок в населенных пунктах Улаганского района от 01.12.2017 г. № 1276, не созданы.
В соответствии с абз. 5 п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11 2016 № 1156, «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В связи с отсутствием на территории МО «Саратанское сельское поселение», МО «Улаганское сельское поселение», МО «Чибилинское сельское поселение» контейнерных площадок и контейнеров у регионального оператора ООО «Континент» отсутствует возможность заключить договоры с потребителями на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ненадлежащее выполнение Администрацией МО «Улаганский район» возложенных законом обязанностей подрывает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу эпидемиологических заболеваний населения, чем нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в обязательном исполнении органами местного самоуправления требований федерального законодательства, и права неопределенного круга лиц, в том числе граждан, проживающих на территории МО «Саратанское сельское поселение», МО «Улаганское сельское поселение», МО «Чибилинское сельское поселение» на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства, представленные прокурором Улаганского района, суд расценил как относимые и допустимые.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, характер заявленных требований, суд считает шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, предложенный прокурором, разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В силу п.п.9 п.1 статьей 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.
В этой связи и на основании п.4 ст.103 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст.2 ФЗ от 25.11.2008 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», расходные обязательства Российской Федерации, связанные с реализацией ст. 95, 97 и 103 ГПК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются за счет ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на содержание судов общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые заявления прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Улаганский район» об обязании обустроить контейнерные площадки места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и установить контейнеры удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Улаганский район» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить на территории МО «Саратанское сельское поселение», МО «Улаганское сельское поселение», МО «Чибилинское сельское поселение» контейнерные площадки (места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и установить контейнеры согласно схеме размещения контейнерных площадок, утв. распоряжением первого заместителя главы МО «Улаганский район» от 01.12.2017 № 1276 в соответствии с требованиями пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г. № 4690-88, а также пунктов 8.2.4 и 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64.
Администрация МО «Улаганский район» вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 18 октября 2019 года.
Председательствующий Е.В. Айманова