Дело № 12-86/2023
Р Е Ш Е Н И Е
25 июля 2023 года г. Керчь
Судья Керченского городского суда Республики Крым Захарова Е.П., рассмотрев жалобу Администрации города Керчи Республики Крым на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Керчи Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Елены Викторовны № 82012/23/71430 по делу об административном правонарушении от 12.04.2023 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации города Керчи Республики Крым
установил:
Администрация города Керчи Республики Крым обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление № 82012/23/71430 по делу об административном правонарушении от 12.04.2023 начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Керчи Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Е.В., которым Администрация города Керчи Республики Крым привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Из содержания жалобы следует, что, заявитель находит постановление необоснованным, принятым без учета фактического добросовестного поведения должника и при отсутствии в действиях Администрации признака противоправности. Так, обжалуемым постановлением Администрация города Керчи Республики Крым привлечена к административной ответственности за неисполнение в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о возложении обязанности по предоставлению лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий Ивасюку Руслану Ниязовичу, 03.04.1993 года рождения по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения в г. Керчи общей площадью не менее 25 кв.м. Заявитель жалобы указал о том, что при принятии решения по делу об административном правонарушении не были приняты во внимание объективные причины, исключающие возможность исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, сослался на то, что в 2022 между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и Администрацией г. Керчи были заключены соглашения от 28.01.2022 № 404/2022, № 405/2022 о предоставлении субвенции бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 14 653 584,00 руб. и 12 821 886,00 руб., с целью исполнения решения судов и предоставления лицам жилых помещений Департаментом коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи на постоянной основе объявлялись закупки по приобретению в муниципальную собственность жилых помещений, однако, электронные аукционы были признаны несостоявшимися из-за не принятия в них участия собственниками жилья. Таким образом, в 2022 г. имелись объективные причины, исключающие возможность исполнения решения суда в установленный срок. Также, в 2022 году за счет средств местного бюджета в целях обеспечения гарантий прав лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей по предоставлению жилых помещений использовано 20 481 115,00 руб., кроме того, из муниципального бюджета использовано 1 511 497,00 руб. а проведение работ по ремонту жилых помещений, предназначенных для предоставления их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. В 2023 году Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым с Администрацией города Керчи заключено соглашение от 27.01.2023 № 35715000-1-2023-007 о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 10 058 895,00 руб., также, заключено соглашение от 07.06.2023 № 852/2023-01 о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в размере 36 882 615,00 руб. За счет средств местного бюджета в целях обеспечения гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по предоставлению жилы помещений использовано 1 281 448,50 руб. и предоставлено гражданам 8 благоустроенных жилых помещений. Администрацией города Керчи неоднократно направлялись в адрес Министерства финансов Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, а также, в адрес Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым предложения на выделение бюджетных ассигнований на исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений, однако, несмотря на данные обращения, денежные средства в необходимом объеме в бюджет муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым не поступили. С учетом изложенного, также, указав о том, что Администрацией города Керчи на день получения копии обжалуемого постановления требования исполнительного документа исполнены, Ивасюку Р.Н. 25.05.2023 по договору найма жилого помещения предоставлена благоустроенная однокомнатная квартира общей площадью 32,2 кв.м., заявитель Администрация города Керчи Республики Крым просит постановление № 82012/23/71430 по делу об административном правонарушении от 12.04.2023 о наложении штрафа в сумме 30 000 руб. отменить, производство по делу № 82012/23/71430 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15. КоАП РФ прекратить.
При рассмотрении жалобы в суде представитель заявителя Администрации города Керчи Республики Крым по доверенности Мелия Л.С. настаивала на удовлетворении жалобы, по изложенным в жалобе доводам.
Должностное лицо, которым принято обжалуемое постановление начальник отделения – старший судебный пристав Отделения судебных приставов по г. Керчи Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю Гусева Е.В. в суд для участия в рассмотрении жалобы не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения жалобы, жалоба рассмотрена судьей при имеющейся явке.
Выслушав пояснения представителя заявителя жалобы, исследовав материалы жалобы, материалы исполнительного производства № 67209/22/82012-ИП от 27.09.2022, суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено и следует из материалов исполнительного производства, что решением Керченского городского суда Республики Крым от 27.10.2021 по делу № 2-2261/2021 удовлетворены исковые требования заместителя прокурора города Керчи Таравой Юлии Викторовны в интересах Ивасюка Руслана Ниязовича к Администрации города Керчи Республики Крым, третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье, на Администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Ивасюку Руслану Ниязовичу, 03 апреля 1993 года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Керчи УФССП по Республике Крым от 04.08.2022 на основании исполнительного листа ФС № 025428296, выданного Керченским городским судом Республики Крым 14.07.2022 на основании решения по гражданскому делу № 2-2261/2021 возбуждено исполнительное производство № 67209/22/82012-ИП в отношении должника Администрации города Керчи Республики Крым, предмет исполнения о возложении обязанности по предоставлению лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий Ивасюку Руслану Ниязовичу, 03.04.1993 года рождения по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения в г. Керчи общей площадью не менее 25 кв.м.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.09.2022 в связи с не исполнением должником решения суда в добровольный срок, в отношении должника вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.03.2023 в рамках исполнительного производства № 67209/22/82012-ИП должнику Администрации города Керчи Республики Крым установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 31.03.2023.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Керчи Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Е.В. № 82012/23/71430 по делу об административном правонарушении от 12.04.2023 должник Администрация города Керчи Республики Крым привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ.
Основанием для привлечения Администрации города Керчи Республики Крым к административной ответственности послужили установленные обстоятельства о том, что должником Администрацией города Керчи Республики Крым не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу п. п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ст. 13 указанного Закона, судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1.1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.15 Кодекса, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Исходя из положений ч. 1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного взыскания, при условии соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо, судья устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 №486-О).
Статья 26.11 КоАП РФ обязывает судью, члена коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Исходя из положений указанной правовой нормы, лицу рассматривающему дело об административном правонарушении необходимо установить наличие в совершенном деянии признаков юридического состава административного правонарушения, кроме того, постановление по делу должно содержать обоснование назначения наказания определенного вида и размера.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Изучив материалы исполнительного производства, суд установил, что должником Администрацией города Керчи Республики Крым судебному приставу-исполнителю были предоставлены сведения о том, что 28.01.2022 Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым с Администрацией г. Керчи были заключены соглашения от 28.01.2022 № 404/2022, № 405/2022 о предоставлении субвенции бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 14 653 584,00 руб. и 12 821 886,00 руб., с целью исполнения решения судов и предоставления лицам жилых помещений Департаментом коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи на постоянной основе объявлялись закупки по приобретению в муниципальную собственность жилых помещений.
Также, 27.01.2023 Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым с Администрацией города Керчи заключено соглашение от 27.01.2023 № 35715000-1-2023-007 о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 10 058 895,00 руб., также, заключено соглашение от 07.06.2023 № 852/2023-01 о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в размере 36 882 615,00 руб. За счет средств местного бюджета в целях обеспечения гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по предоставлению жилы помещений использовано 1 281 448,50 руб. и предоставлено гражданам 8 благоустроенных жилых помещений.
Таким образом, возможность выполнения требований по исполнительному документу у должника возникает после выделения соответствующих денежных средств на приобретение жилья.
При этом, Администрацией города Керчи неоднократно направлялись в адрес Министерства финансов Республики Крым, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, а также, в адрес Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым предложения на выделение бюджетных ассигнований на исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений с соблюдением порядка и сроков составления проекта местного бюджета, в подтверждение чего к материалам жалобы приобщены письма: от 30.03.2022 № 02-11/1381, от 26.04.2022 № 02-11/1820, от 07.06.2022 № 02-11/2425, от 05.07.2022 № 3654/02-11, от 20.04.2023 № 02-11/1530, от 20.04.2023 № 02-11/1531, от 27.4.2023 № 02-11/1594, от 23.05.2023 № 8752/1.
Поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается самим заявителем факт неисполнения судебного решения, следует признать подтвержденным наличие в действиях заявителя объективной стороны вмененного ему правонарушения.
В то же время в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины в силу положений ст. 210 АПК РФ возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Установив перечисленные ранее обстоятельства, суд указывает на то, что оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
Исходя из смысла и содержания приведенных правовых норм следует, что, принимая постановление о привлечении общества к административной ответственности, административный орган должен установить и доказать не только факт совершения административного правонарушения, но и вину заявителя.
При этом, из содержания обжалуемого постановления следует, что при его вынесении должностным лицом Отделения судебных приставов не была дана оценка перечисленным ранее обстоятельствам, свидетельствующим о том, что должником по исполнительному производству Администрацией города Керчи Республики Крым был предпринят ряд мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, и приведены доводы о невозможности исполнения требований исполнительного документа в указанный судебным приставом срок.
Таким образом, уполномоченным органом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а постановление вынесено на неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным.
Допущенные при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушения являются существенными, поскольку препятствует полной, всесторонней оценке всех обстоятельств по делу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства в силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ являются основанием к отмене постановления.
Одновременно, принимает во внимание, что в материалы дела Администрацией города Керчи Республики Крым представлены доказательства того, что на день рассмотрения судом жалобы требования исполнительного документа исполнены: так, 24.05.2023 Администрацией города Керчи Республики Крым принято постановление № 1085/1-п «О предоставлении Ивасюку Руслану Ниязовичу жилого помещения по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым жилое помещение № по <адрес> включено в специализированный жилой фонд с отнесением указанного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ивасюку Р.Н. предоставлено по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилым помещением жилое помещение благоустроенная однокомнатная <адрес>, общей площадью 32,2 кв.м. (л.д. 70). Департаментом коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым с Ивасюком Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, согласно которому Ивасюку Р.Н. за плату во владение и пользование передано жилое помещение № по <адрес> в <адрес> (л.д. 61-63).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства о наличии в бездействии Администрации города Керчи Республики Крым события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ не свидетельствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд-
РЕШИЛ:
Жалобу Администрации города Керчи Республики Крым на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Керчи Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Елены Викторовны № 82012/23/71430 по делу об административном правонарушении от 12.04.2023 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации города Керчи Республики Крым - удовлетворить.
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Керчи Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю Гусевой Елены Викторовны № 82012/23/71430 по делу об административном правонарушении от 12.04.2023 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации города Керчи Республики Крым – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течении десяти дней с дня получения копии решения.
Судья: Захарова Е.П.